Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    



Алексей Исупов начал свой путь как иконописец, однако прославился полотнами, посвященными Ленину. Он занимался сохранением исторического наследия в Самарканде и созданием музея в Вятке. А еще тридцать лет он провел в Италии как признанный «салонный» живописец и герой Сопротивления – однако до последних дней жизни считал себя советским художником, а не эмигрантом.


Вятка и Ташкент



Деревенский праздник.

Деревенский праздник.


Алексей Исупов появился на свет в Вятке, в семье, хранившей подлинно русские художественные традиции – его отец был мастером по иконостасному делу, резчиком по дереву. Раннее свое художественное образование Исупов получил в иконописной мастерской – в ряде его работ заметна интерпретация характерных именно для иконописи мотивов. Уже в годы жизни в Вятке начал работать в реалистическом ключе. В 1908 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали лучшие мастера реалистической живописи – Архипов, Васнецов, Коровин, Серов…

Старая Москва.

Старая Москва.


Под их влиянием Исупов присоединился к деятельности «Товарищества передвижных выставок». Впрочем, он никогда не был близок им по духу. Его пейзажи несли на себе печать того самого русского реализма – «эти бедные селенья, эта скудная природа», - но портреты и пейзажи пришлись по вкусу и гораздо менее демократичной публике. В годы Первой мировой войны принимал участие в благотворительных выставках, доходы от проведения которых шли семьям погибших русских солдат.

Дворик в провинции.

Дворик в провинции.


В годы, предшествующие Октябрьской революции, художник успел сочетаться браком, попутешествовать по стране, побывать на военной службе в Туркестане… И хотя по ходатайству «Союза русских художников» он был освобожден от службы по состоянию здоровья, после революции он вернулся туда вместе с супругой.

В годы революции



Натюрморт с купавками. Перед зеркалом.

Натюрморт с купавками. Перед зеркалом.


Сначала как педагог – он преподавал в натурном и общеобразовательном классах Туркестанской краевой народной художественной школы. Затем Наркомпрос РСФСР отправил его в Самарканд – там Исупов получил должность заведующего художественной секцией Комиссии по реставрации и охране памятников. Ему довелось немало узнать об архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, древней истории региона.

Это было время и для художественных экспериментов – он создал серию картин, посвященных быту и архитектуре Средней Азии, и серию иллюстраций к книге «Улугбек», описывающей жизнь правителя Самарканда первой половины XV века, выдающегося ученого-астронома.

Казахская невеста. Женский портрет.

Казахская невеста. Женский портрет.


Возвращение в Москву в 1921 году стало для Исупова периодом «советской» живописи. Он выступил Ассоциацию художников революционной России, активно участвовал в выставках. Все его творчество тех лет было сосредоточено на революционных темах, он получал крупные заказы от АХРР – работал над альбомом иллюстраций «Великая революция и жизнь Красной Армии», писал картины по мотивам жизни вождя революции, содействовал созданию на малой родине Вятского городского историко-художественного музея…

Но в этот же период времени, несмотря на успех и правительственные заказы, Исупов обнаружил, что его здоровье стремительно ухудшается. Ему диагностировали костный туберкулез. Он перенес две операции, посещал грязевые курорты в Соль-Илецке, но… тщетно. Болезнь прогрессировала. Его хрупкому телу нужен был покой и теплый климат. И… Алексея Исупова командировали в Италию. Официальная версия отъезда состояла в том, что в Италию Исупов был командирован для выполнения заказа ВЦСПС на создание монументальной композиции (картины) «Парад Первого профсоюзного праздника физкультуры». Командировка продлилась… тридцать лет.

Советский итальянский художник



Натюрморт. Женщина с букетом.

Натюрморт. Женщина с букетом.


Ни минуты Исупов не прекращал считать свой отъезд временным. Он не был «эмигрантом» в привычном смысле этого слова. У него никогда не было конфликта с советской властью, более того – советская власть и поспособствовала его отъезду. У него и у его жены всю жизнь сохранялись советские паспорта. Его картины экспонировались на выставках советской живописи в США. В конце концов, Исупов считал себя советским художником все тридцать лет эмиграции!

Женщина с подносом. Женщина из Сканно.

Женщина с подносом. Женщина из Сканно.


Но на родину ему мешали вернуться проблемы со здоровьем. Заболевание суставов помешало бы ему заниматься живописью – а творчество было важнее всего. Он поддерживал связи с любимой страной, дружил в послом СССР в Италии, общался с писателем Максимом Горьком, живописцем Павлом Кориным, скульптором Сергеем Конёнковым во время их приездов в Рим.

Сирень. День религиозного праздника.

Сирень. День религиозного праздника.


Надо сказать, в Италии Исупов быстро завоевал любовь и местных критиков, и коллег по цеху. Итальянские художники отмечали, что «Алессио Исупов знает всю радость и мощь цвета», героини его работ чувственны и полны жизни, его мазки экспрессивны, полотна искрят радостью, а сам он – «откровение для Рима»… Он отошел от революционных мотивов, начал создавать прекрасные женские образы, писать очаровательных итальянок, окруженных цветами.

Деревенский пейзаж.

Деревенский пейзаж.


Итальянские музеи и коллекционеры охотно приобретали его картины, впоследствии итальянские же искусствоведы занимались исследованием его творчества. Финансовые дела художника шли как нельзя лучше. Он приобрел виллу в центре Рима, владел собственной мастерской. Эта его мастерская в период правления Муссолини стала конспиративной квартирой. Исупов поддерживал итальянское движение Сопротивления, был активным борцом с фашизмом. Прямо под носом у фашистского правительства он, известный и публичный человек, финансово помогал отряду советских партизан.

Натюрморт с виноградом.

Натюрморт с виноградом.


Алексей Исупов умер в Риме. В 1958 году его вдова смогла перевезти часть работ в СССР – он этого очень хотел. Около трехсот произведений было передано в художественный музей (сейчас - Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых) в родной для живописца Вятке, и еще девятнадцать хранится в Государственной Третьяковской галерее. Так Исупов, «не эмигрант», три десятилетия проведший в Италии, но признанный советской властью, наконец-то вернулся на родину – пусть лишь именем, начертанным на каждом из холстов.

Совсем иной была судьба эмигранта Павла Челищева - русского соперника Сальвадора Дали.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1550
13.07.2024 17:39
В закладки
Версия для печати




Смотрите также