Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



9 июня 1965 года ушел из жизни известный актер, кумир советских телезрителей Петр Мартынович Алейников. Харизматичный и обаятельный, весельчак и балагур Алейников завоевывал сердца тысяч поклонников. Но актеру этого было мало, для настоящего творчества, как ему казалось, нужно было что-то еще.


Оставшись в юном возрасте без родителей, мальчик воспитывался в детском доме, что закалило его характер. Черты организатора (правда, некоторые называли это диктаторством) в характере молодого Алейникова появились после того, как в он пятнадцать лет создал драматический кружок и стал его руководителем. Казалось бы, у парня были все задатки для того, чтобы стать сильным, успешным и уверенным в себе человеком. Однако под влиянием определенных обстоятельств волевые качества Алейникова превратились в эгоистическое чудачество. Почему так произошло? Все просто – актер оказался больным человеком.

Детство и юность


Петр Алейников

Петр Алейников

Родился Петр Алейников 12 июля 1914 года в небольшой деревеньке Могилевской области. Мальчик рано остался без родителей и, чтобы выжить, ему пришлось вместе со старшей сестрой попрошайничать. Позже сестра вернулась домой, а Петр стал беспризорником.
Мечта стать актером появилась у Петра еще во время пребывания в детском доме. И он ее осуществил, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств на курс режиссера Сергея Герасимова, который впоследствии предложит молодому Алейникову роль в своем фильме.

Бегство от реальности


Во всех историях о жизни и творчестве Петра Алейникова планомерно прослеживается линия пьянства. Но вот парадокс – после смерти актера врачи не нашли в его организме никаких следов разрушительного действия алкоголя. Они с удивлением констатировали, что печень Алейникова была абсолютно здорова. Спросите, как такое возможно? Все очень просто: будучи алкоголиком, пил актер очень мало. Чтобы «напиться в стельку», ему хватало одной рюмки водки. Учитывая такую особенность организма, врачи категорически не рекомендовали Петру Алейникову употреблять алкоголь. Только актер не особенно прислушивался к рекомендациям медиков. Как говорил он сам, алкоголь помогал ему убежать от тяжелой реальности. Кстати, убегал от нее он с первых дней работы в области киноискусства.

Творческие взлеты и падения


Алейников в фильме

Алейников в фильме

Первой работой Петра Алейникова стала эпизодическая роль в кинофильме «Встречный». А в начале сороковых учитель Петра Алейникова режиссер Сергей Герасимов пригласил его сняться в своем фильме «Люблю ли я тебя?» В то время молодой актер беззаветно и, как потом оказалось, безответно был влюблен в красавицу Тамару Макарову, с которой по иронии судьбы ему пришлось вместе работать на съемочной площадке. И все было бы хорошо, если бы спустя некоторое время Макарова не вышла замуж за Сергея Герасимова. Именно тогда и случился первый срыв у Алейникова. Он не придумал ничего лучшего, кроме как напиться и самовольно оставить съемочную площадку. Администрация фильма не простила актеру эту выходку, и он потерял роль.

Прошло время, неприятная история осталась в прошлом. Гнев режиссера Герасимова, в общем-то человека отходчивого, тоже несколько поостыл. Герасимов решил предоставить Петру Алейникову еще один шанс и пригласил его сниматься в своем фильме «Семеро смелых». Именно этот фильм принес славу начинающему актеру. После этого были еще две успешные работы: «Трактористы» и «Большая жизнь». Кстати, во время съемок первой картины Алейников снова чуть было не потерял роль, и снова причиной тому стал алкоголь. Режиссер этого фильма Иван Пырьев несколько раз принимал решение выгнать Алейникова за пьянство и прогулы, но так и не сделал этого. Петр Мартынович был талантливым актером и, несмотря на вредные привычки, обладал удивительной способностью хорошо вживаться в роль. Тем не менее, невзирая на то, что «Трактористы» имели большой успех, Пырьев больше никогда не работал с Алейниковым.

Заложник образа


Алейников в фильме Трактористы

Алейников в фильме Трактористы

«Рубаха парень» – именно такое амплуа было у Петра Алейникова. Это образ, присущий многим актерам в начале творческого пути. Только у некоторых он перерастает в что-то более совершенное, а у некоторых становится причиной творческого спада. Так было у многих советских актеров – Сергея Шевкуненко, Юрия Белова, Сергея Гурзо, Леонида Харитонова. Пополнил ряды «сломанных» актеров, ставших заложниками образа, и Петр Алейников.

В 1946 году, когда алкоголь полностью заполонил сознание актера, фильмография Алейникова насчитывала уже несколько десятков картин. Правда, главные роли он сыграл только в трех из них: «Конек Горбунок» режиссера Александра Роу, «Небо Москвы» Юлия Райзмана и «Шуми, городок» Николая Садковича.

Критики по-разному относились к творчеству Алейникова. Некоторые утверждали, что он идеально вживается в образ, а некоторые говорили, что актер играет самого себя. Может, это и помогало Алейникову справляться с ролью, но вряд ли способствовало его творческому росту. А он очень был нужен, потому как «рубаха парень», которому было уже за тридцать, в кадре выглядел как-то нелепо.

Усложняло положение дел и то, что у Алейникова практически не было театральной карьеры. Актер числился в списках труппы театра Киноактера, однако были ли роли, которые он там сыграл, истории не известно.

Вниз по лестнице


Алейников в роли Вани Курского

Алейников в роли Вани Курского

1946 год стал для актера переломным, правда, перелом этот был не в лучшую сторону. Первым тревожным звоночком стало то, что не пустили в прокат вторую часть «Большой жизни», где Алейников продолжил работу над образом Вани Курского, который когда-то принес ему славу. А потом Петр Алейников не понравился зрителям в кинокартине «Глинка», где он пытался передать образ великого поэта Пушкина. Негативные рецензии критиков еще сильнее расшатали и без того не особенно устойчивое положение Алейникова и уж точно не мотивировали режиссеров к дальнейшему с ним сотрудничеству. После «Глинки» актер снялся только в трех фильмах, в которых сыграл роли второго и третьего плана.

На фоне общего малокартинья творческие неудачи настолько выбили Алейникова из колеи, что он снова начал топить свое горе в бутылке. Результаты не заставили себя долго ждать – актер с позором был изгнан из фильма «Адмирал Нахимов».
С тех пор единственным источником заработка для Алейникова стали встречи со зрителями. Причем и к этой работе он относился со свойственным ему разгильдяйством – балагурил, хамил и лодырничал.

Коллеги, имевшие счастье (или несчастье) работать вместе с Алейниковым рассказывали, что на всех выступлениях он рассказывал один и тот же монолог: «Ленин и печник» Твардовского. Причем каждый раз уверял организаторов концерта, что это как раз то, что нужно в данном случае: выступали перед сталеварами – «Ленин и печник», перед механизаторами – тоже «Ленин и печник», перед студентами – снова тот же монолог. Дело в том, что Алейникову было просто лень выучить что-нибудь другое.

Несмотря на то, что актер принимал алкоголь в сравнительно небольших дозах, пагубная привычка в сочетании с разгульным образом жизни все-таки навредили его здоровью. Алейникову сделали операцию на ноге, а через некоторое время удалили одно легкое.

Алейников в роли Пушкина

Алейников в роли Пушкина


В разговоре с друзьями Петр Алейников откровенничал:

«Нельзя мне не пить, понимаете? Если не пропущу вовремя рюмочку-другую, точно задохнусь. А так выпьешь, глядишь, и дышать легче стало, и жизнь налаживается. У меня как будто гора в душе какая-то, ни перешагнуть ее я не могу, ни перепрыгнуть. Только водка и спасает. Думаю иногда: неужели один я на этом свете такой непутевый, что дышать без водки не могу? А потом посмотрю в зал или на улицу и думаю: нет, вот им тоже дышать трудно, только они, глупцы, не пьют, терпят. А я пить буду. И терпеть не буду. У меня в роду казаки были. А казаки терпеть не любят.»

Петр Алейников в 60-е

Петр Алейников в 60-е


Через некоторое время кино вернулось в жизнь Алейникова, но впечатление об игре актера, оставшиеся у зрителей после неудачной роли Александра Сергеевича Пушкина, давало о себе знать. Актер навсегда остался для многих «парнем из нашего двора», и они упорно не хотели принимать его в другом амплуа.

Алейников сыграл несколько драматических ролей в фильмах «Отчий дом», «Земля и люди», «Утоление жажды». Эти картины полюбились зрителям, однако культовыми они стали не от того, что в них снимался кумир прошлых лет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








24360
14.03.2020 19:05
В закладки
Версия для печати

Комментарии

  • cassyan 15.03.2020 00:59    

    На нижнем фото не Пётр Алейников, а его племянник. И не в 60-е годы. Неужели не видно, что никакого сходства нет?

  • Беня Высокомеров 17.03.2020 08:11    

    Олейников был не просто алкоголиком - он был алкоголиком-деградантом - достаточно легко присмотреться к его гримасам и мимике в кадрах многих фильмов, в которых явно заметны неадекватные скорченные им рожи - такое поведение присутствует только у постоянно пьющих людей, у которых вместо иронической улыбки проскакивает малопонятный обезьяний оскал.... да, собственно и в других эпизодах Олейников чем-чем, а уж интеллектом точно не блистал - практически во всех фильмах он сыграл этакого вынырнувшего из подмышки недалёкого местного дурачка - особенно ярко эта его склонность к дурковатости проявилась в "Трактористах" во время исполнения придуравошной песенки "Здравствуй, милая моя!" - хоть на конкурс кретинов делегируй...

  • Александр Лавриненко 19.03.2020 16:34    

    Шевкуненко рубахой-парнем никогда не был. Пример - неудачный.






Смотрите также