Антон Лосенко стал одним из первых пенсионеров России всего лишь в 20 с небольшим лет. В 1760 году он был признан лучшим из лучших выпускников Академии художеств и получил денежное пособие, или пенсион, для продолжения своего профессионального развития за рубежом. Ещё совсем недавно Петр I прорубил окно в Европу, и первые русские пенсионеры, которые должны были овладеть приемами современной живописи и привезти полученные знания на родину, попадали в новый для себя мир. Но были ли эти открытия шоком для Лосенко? И оправдала ли новая «грантовая» практика возложенные на нее надежды?
Переломная эпоха: художники и пенсионерство
Хотя Антон Лосенко действительно стал одним из первых пенсионеров Академии художеств, однако он не был первопроходцем: еще в 1716 году Петром I в Италию, Голландию и Францию было направлено более дюжины русских художников, архитекторов и граверов. Среди них были и те, кто прославили Россию, сменив приглашенных будущим императором зарубежных мастеров, и помогли искусству своей страны подняться на новый уровень, уходя все дальше от традиций прошлых веков.
К шестидесятым годам XVIII века в стенах художественной альма-матер уже начала формироваться теория искусства. С оглядкой на европейские академии предпринимались шаги для выработки системы обучения, наиболее подходящей для воспитания будущих живописцев, граверов и архитекторов. Ученики заведения имели возможность познакомиться с европейским искусством ещё и благодаря открывшемуся в 1750-е годы музею, в коллекцию которого входили картины и рисунки, среди которых – шедевры Рембрандта и Веронезе, и слепки со знаменитых античных скульптур.
А. П. Лосенко. Портрет Ф. Г. Волкова. Фрагмент / Фото: gallerix.ru
Еще обучаясь у Ивана Петровича Аргунова, Антон Лосенко написал полотно «История Товии». Оно было создано по оригиналу европейского мастера, которым был, возможно, итальянец Бернардо Каваллино. Молодой художник блестяще справился с двухфигурной композицией, складками на одеждах и замысловатом пейзажем. Он не просто скопировал готовую картину, а по-своему трактовал ее. Эмоции героев, изображенных Антоном Лосенко, и их взаимоотношения отличаются от написанных на предполагаемом оригинале, и эта разница выражается как в позах и жестах Товии и Ангела, так и в экспрессии их лиц, живых и одухотворенных.
Есть в этой ученической работе и анатомические ошибки, среди которых, например, непропорциональный торс Товии. Но несмотря ни на что, данная картина свидетельствует о таланте молодого художника и о том, что к моменту её создания ему удалось овладеть техникой масляной живописи, получить знания о построении пространства и организации ясно считываемых отношений между героями, усвоить характерные композиционно-колористические решения.
А. П. Лосенко. Товий с ангелом / Фото: www.liveinternet.ru
Таким образом, отправившись в Европу, Антон Лосенко уже имел представление о западноевропейском искусстве. Именно поэтому не только его картины, но и путевые заметки, сделанные с профессиональной точки зрения, вызывают большой интерес исследователей русского искусства XVIII века.
Европейская живопись на русский манер
В Париже, под руководством Рету, Лосенко пишет «Чудесный улов рыбы». Эта работа иллюстрирует, как он постепенно исследует и включает в свой арсенал все основные приемы учителя и других европейских мастеров, среди которых – Ж.-Б. Жувене. Он перенимает особенности построения сложной композиции, эффектные позы, свойственный исторической живописи пафос. Несмотря на то что положение некоторых героев художник практически полностью копирует с картины предшественника, дважды повторяет постановку центральных фигур и придает апостолу Петру излишнюю галантность, Лосенко, тем не менее, удается создать целостную и индивидуальную по характеру композицию с большим количеством гармонично сгруппированных выразительных персонажей.
А. П. Лосенко. Чудесный улов рыбы. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru
Плоды учения в Европе нашли яркое отражение в картине «Апостол Андрей». Тело старика написано правдиво, но без излишне натуралистичных подробностей. Лосенко смело подчеркнул структуру его лица, выделяя скулы и надбровные дуги, уделяя внимание каждой морщине. Он подчеркнул аскетичность образа. Убедительная по своему рисунку, хотя и очень экспрессивная композиция, где движение напряженных жилистых рук противопоставлено положению головы и направлению взгляда героя, заставляет зрителя вспоминать о подобных портретных изображениях итальянских художников XVII-XVIII веков.
Пастозными мазками изображен находящийся в смятении, раскаянии, экзальтации или экстазе святой, борода его всклокочена, рот приоткрыт, лицо и руки – самые выразительные детали практически любого портрета – сильно освещены, подчеркнуты их форма и объем. Образ героя одновременно одухотворенный и материальный за счет светотеневого контраста.
Слева - А. П. Лосенко. Апостол Андрей. Справа - Х. ди Рибера. Раскаяние апостола Петра
Продолжил свое обучение Антон Лосенко в Италии, где он познакомился с наследием Рафаэля, которого считал одним из самых гениальных живописцев и с работ которого сделал почти 40 копий. «Авель» и «Каин», написанные в этот период, являются яркой иллюстрацией профессионального развития художника. В них нет больше измельченных форм и зелено-коричневого колорита, они интенсивны и строги в цветовом отношении, в атлетически сложенных телах видны результаты анатомических штудий Антона Лосенко.
А. П. Лосенко. Авель / Фото: museumsworld.ru
Композиция картины «Зевс и Фетида» предельно лаконична и ясна. Сходство между героинями Антона Лосенко и Рафаэля с фрески «Правосудие» очевидно, так как русский художник копировал роспись своего именитого предшественника прежде, чем приступить к новому полотну.
Программным произведением Антона Лосенко является «Прощание Гектора с Андромахой». В эскизах к нему вновь ощущается связь с полотнами Ж. Рету, а также с работами А. Куапеля и Ж.-М. Вьена, однако в конечном варианте русский художник перерабатывает и по-своему интерпретирует художественные «находки» своих учителей и предшественников.
А. П, Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент / Фото: museumsworld.ru
Фоном для разворачивающего действия становится строгая дорическая колоннада. Композиция значительно более простая и ясная в сравнении с работами других художников. Не миловидная мать, устремившая внимание на своего младенца, как у Ж. Рету, но античная матрона с идеально строгим профилем и чистыми линиями силуэта появляется на полотне Антона Лосенко. Она смотрит на своего мужа, который вот-вот покинет её. Он же обращен к небу и просит богов о защите сына, которого касается одной рукой. Его поза и жесты, героические и несколько театральные, все же полностью соответствуют мифологическому сюжету, что выгодно отличает картину Антона Лосенко от работ его предшественников.
Антон Лосенко не просто копировал, но всегда изучал полотна выдающихся художников. Он переосмыслял и интерпретировал найденные им приемы, внедряя их в ткань своих картин, долго вырабатывая собственный и индивидуальный язык.
От ученика к учителю
Путешествуя по Франции и Италии, Антон Лосенко не только создавал полотна, но также оставлял множество профессиональных оценок в своих дневниках, касающихся как уже признанной классики, так и современных ему работ. Эти наблюдения стали основой для реформы образования в Академии художеств. Он восхищается Рафаэлем как бесспорным идеалом, но совершенно не упоминает Микеланджело, который во время утверждающегося классицизма ассоциировался с барочным искусством. Антон Лосенко интересуется колоритом Тициана и композициями Карраччи.
Вернувшись в Россию, он привез и свой богатейший опыт, а вместе с тем – свои картины, зарисовки, ценные книги и коллекцию гравюр. Антон Лосенко стал одним из самых передовых мастеров даже в сравнении с вызванными ранее из Европы живописцами. Весь тот багаж знаний, который художник получил, будучи во Франции и в Италии, он подверг критическому осмыслению и применил в рамках своей преподавательской деятельности.
А. П. Лосенко. Зевс и Фетида. Фрагмент / Фото: rusmuseumvrm.ru
Главной своей целью он видел развитие знаний об академическом рисунке и, в частности, об анатомии человека. Воспитанники с тех пор начали уделять особенно большое внимание изучению пропорций тела, в чем им помогали созданные Антоном Павловичем Лосенко учебные пособия, в которых тот объяснил особенности математического измерения, построения и изображения фигуры в пространстве.
Деятельность А. П. Лосенко открыла новый этап в истории русского искусства. О другом выдающемся русском художнике читайте в статье «Его картины скупил Третьяков, а он работал чумаком и умер в нищете: О чем рассказывают полотна Леонида Соломаткина»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: