Иван Крамской. Неизвестная, 1883
Одной из самых выдающихся работ знаменитого русского художника ХІХ в. Ивана Крамского является «Неизвестная», которую также часто называют «Незнакомкой». Вокруг этой картины еще при жизни художника ходило много слухов. Кем была женщина, изображенная передвижником? Автор не раскрыл этой тайны, и на сегодняшний момент существует много интересных версий относительно прототипа самой известной «Неизвестной».
Иван Крамской. Автопортрет, 1867
Ни в письмах, ни в дневниках Ивана Крамского нет упоминаний о личности этой женщины. За несколько лет до появления картины была опубликована «Анна Каренина» Л. Толстого, что дало повод некоторым исследователям утверждать, что Крамской изобразил главную героиню романа. Другие находят сходство с Настасьей Филипповной из романа Ф. Достоевского «Идиот».
Иван Крамской. Автопортрет, 1874
Большинство исследователей все же склонно думать, что прототип имеет не литературное, а вполне реальное происхождение. Внешнее сходство заставило говорить о том, что художник изобразил красавицу Матрену Саввишну – крестьянку, которая стала женой дворянина Бестужева.
Иван Крамской. Неизвестная, фрагмент
Многие утверждают, что «Неизвестная» – собирательный образ женщины, которая не могла служить примером для подражания. Якобы Крамской написал картину с целью изобличения моральных устоев общества – накрашенные губы, модная дорогая одежда выдают в женщине богатую содержанку. Критик В. Стасов называл эту картину «Кокотка в коляске», другие критики писали, что Крамской изобразил «дорогую камелию», «одно из исчадий больших городов».
Этюд к картине *Неизвестная*
Позже в одной из частных чешских коллекций был обнаружен этюд к этой картине. Женщина на нем выглядит высокомерной и грубой, она с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать обличительный портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты незнакомки, облагородив ее внешность. Существует версия, что художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» – портретом дочери, то внешнее сходство действительно бросается в глаза.
Иван Крамской. Девушка с кошкой, 1882
Одна из самых интересных версий принадлежит автору книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен» Игорю Оболенскому. Он утверждает, что прототипом незнакомки стала княжна Варвара Туркестанишвили – фрейлина императрицы Марии Федоровны, фаворитка Александра І, которому она родила дочь. Император после рождения дочери потерял интерес и к матери, и к ребенку, а Варвара после этого покончила с собой. В 1880-х гг. камею с портретом княжны, которую ей когда-то подарил император, увидел Крамской. Он был поражен красотой и трагической смертью грузинки и решил написать ее портрет.
Иван Крамской. Неизвестная, 1883
Впрочем, все версии так и остаются на уровне предположений, а имя незнакомки остается тайной. Традиция писать портреты незнакомок сохраняется и в современной живописи – например, незнакомки художника Jason Thielke
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Именно своей тайной, загадочностью , которая, как дымка, обволакивает всю фигуру, лицо и глаза женщины, привлекательна эта картина. Один раз увидишь - и не забудешь больше никогда...
Ой, ну конечно, куртизанка-содержанка, а как же иначе. Вот только в те времена вовсе не считалось зазорным быть дамой полусвета: ни куртизанкой, ни содержанкой, ни дочкой новоявленных буржуа-нуворишей. Они могли стесняться своих "плебейских" фамилий, но у них не было причин скрывать свои простые имена, и существует сколько угодно таких картин, всяких "Портрет Натальи А. " или "Лариса Н. в пролетке". А еще такие картины обычно покупались родителем либо покровителем, так почему с этой картиной все не так? Могу подкинуть ещё одну гипотезу, куда более правдоподобную. Все отмечают восточные черты лица девушки, и наверняка антропологи подтвердят, что это, скорее всего, персиянка. Незадолго до написания этой картины старинное персидское семейство Кармалей чем-то не угодило тогдашнему правителю и вынуждено было спешно покинуть родину. При этом семейство разделилось: более пугливая и законопослушная часть семейства отправилась подальше, в Россию; более воинственные и авантюрные отправились в соседний Афганистан, в надежде на скорое возвращение. И те, и другие уехали не с пустыми руками, и в целом неплохо устроились на новом месте. (Про афганских Кармалей достаточно написано в Википедии, повторять не буду.) Российские потомки семейства и сейчас живут в Казани под фамилией Кармальские, и некоторые из них поразительно похожи на изображенную девушку. Посмотрите ещё раз: ну какая из неё Наталья П. или Людмила Р. , ну никак не ложится на образ... А если Лайла Кармаль, или Фатима Кармаль, или Наргиз Кармаль? Чувствуете, как крепко "прирастает"? И сразу понятно, почему она "неизвестная". И все эти одежды и аксессуары, излишне дорогие и вычурные для европейской дамы, становятся скромнейшими до чопорности в случае персидской княжны-изгнанницы. И некоторое сходство с дочерью художника проявляется по очень простой причине: девушка была в Петербурге проездом, долго позировать не могла; наверняка портрет дописывался по памяти, поверх очень беглого наброска. По этой же причине картину не купили ни родители, ни покровитель. И малопохожий этюд с "грубым" лицом, написанный с натуры, нужен был для "сверки" светотени и оттенков в цвете. Ещё один небесспорный момент, но все же... К этому наряду так и просится маленький красный акцент: рубин в брошке, кант на перчатках, маленькая вышивка... Но ткань муфты отливает неуместным синим, и нигде ничего красного, ни-ни! Ведь Кармаль - это красный, и это тайна, которую никому нельзя открывать...