Василий Верещагин никогда не считал себя просто художником. Он был новатором в живописи, но видел своей миссией нечто большее, чем создание произведений искусства. Как и передвижники, Василий Верещагин испытал влияние демократических идеалов, но так никогда и не присоединился к Товариществу, держась в стороне от своих коллег по цеху. Выступая против насилия, он не пропустил ни одной войны и погиб с мольбертом в руках. Его жизнь, наполненная невероятными событиями, больше похожа на героическую легенду. И с каждым поворотом судьбы художника его творчество становилось ещё более глубоким.
Картины глазами солдата: Верещагин как военный «публицист»
Батальная живопись во второй половине XIX века была крепко связана с государственным заказом и официальной идеологией. И хотя воспитанники Академии художеств исправно выставляли свои полотна на академических выставках, они практически не привлекали внимание зрителей и критики. Действительно, как этот жанр мог находиться в авангарде искусства, если его главная цель – правдивое изображение типичных военных будней и типических военных персонажей?
Всё изменилось в 1867 году, когда Василий Верещагин принял приглашение от туркестанского генерал-губернатора и стал его штатным художником. Плечом к плечу с другими солдатами он выдержал тяжелейшую осаду города и вместе с боевым крещением получил и свою заслуженную награду – орден Святого Георгия 4-го класса за отвагу. Это было первое из многих военных действий, в которых принял участие и проявил свое мужество Василий Верещагин. Обладающий просветительским мировоззрением и воспитанный во время демократического подъема 60-ых, он решил бороться с бесчеловечностью и злом войны тем способом, которым мог сделать это лучше и красноречивее всего – с помощью искусства.
Верещагин В. На Шипке все спокойно. Фрагмент / Фото: gallerix.ru
Цель обусловила метод. К живописи Василий Верещагин относился лишь как к средству, через которое можно выразить собственное отношение к насилию. Он писал свои картины с точки зрения обычного солдата, а не главнокомандующего. Ему важно было не прославить подвиги, сражения и участников войны, а откровенно показать её ужасы и тягости.
Всё написанное художником – до мельчайшей детали истина, увиденная и прочувствованная им самим. Его картины документальны и достоверны, и это помогало Василию Верещагину бороться с теми, кому такая правда была неудобна, и кто заставлял его уничтожать свои работы. Именно во имя истины художник приносил в жертву погружение в психологический мир героев своих полотен и колористические изыски, за что его упрекали коллеги по цеху.
Верещагин В. Зарево Замоскворечья. Фрагмент / Фото: ru.m.wikipedia.org
Уникальный метод Василия Верещагина принес ему мировую славу такого уровня, какой не знал даже Илья Репин.Персональные выставки художника проходили почти по всему миру. Как настоящий просветитель Василий Верещагин устраивал дни открытых дверей, когда увидеть его картины можно было бесплатно. Художник часто лично присутствовал на экспозиции, рассказывая посетителям об изображенном. А рядом с батальными картинами соседствовали этюды, напоминающие документальные этнографические зарисовки, реальные предметы быта народа, культуру которого наблюдал Верещагин, и его оружие.
Верещагин В. Смертельно раненный. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
«Существует немало других предметов, которые я изображал бы с большей охотой. Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце, и, после того как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что могу посвятить себя солнцу... призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя...»
«После удачи и после неудачи»
Словно уверенный в том, что его рассказ невозможно выразить в одной картине, Василий Верещагин всегда писал большие серии, состоявшие иногда из сотен картин. Некоторые из них включали в себя еще меньшие циклы.
В серии «Героической поэмы «Варвары»», входящей в Туркестанский «сборник», художник рассказал историю гибели русского отряда от лица противника. Он описал страшный обычай неприятеля: отрубать голову поверженного врага и привозить её начальству. Ошеломляющая картина «Апофеоз войны» входит именно в эту серию. Это полотно не просто память о пирамидах из черепов врага, которые оставлял за собой жестоким победитель, но вечное назидание, которое «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Верещагин В. Апофеоз войны / Фото: my.tretyakov.ru
Этот цикл, основанный на военной неудаче соотечественников художника, вызвал множество споров. Почему композиции картин построены так, что зритель становится участником действия со стороны неприятеля? На картине «Торжествуют» все герои стоят к нам спиной, а мы находимся позади них, словно присутствуя на жестоком праздновании. Как на полотнах, входящих в серию «Варваров», Василий Верещагин мог совмещать прекрасные пейзажи, изысканную резьбу архитектуры, богатые одежды – и ужасные сцены насилия?
Верещагин В. Торжествуют. Фрагмент / Фото: my.tretyakov.ru
Но именно в достоверности передачи событий и в оголенности правды состоял метод художника. Боль в сердце не может помешать рассказу об истине.
Для усиления эмоционального воздействия Василий Верещагин часто писал картины, построенные на контрасте. Среди них, например, «Пусть войдут!» и «Вошли!», «Перед атакой. Под Плевной. 1881» и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной. 1881», «После удачи» и «После неудачи». Несмотря на жестокость изображенных сцен, в них ясно читаются пацифистские настроения автора, осуждающего равнодушие к насильственной смерти другого человека.
«Наполеон I в России»: как Верещагин так точно написал то, чего никогда не видел?
Серия, посвященная Отечественной войне 1812 года, была создана художником, родившимся спустя 30 лет после её окончания. Однако к созданию этого цикла Василий Верещагин подошел со скрупулезностью ученого. Готовясь к написанию картин, художник поставил себе задачу изучить те давние события настолько глубоко, словно он был их свидетелем.
В конце концов Василий Верещагин создал не только 20 картин, вошедших в цикл, но также множество этюдов, рисунков и, самое главное, книги-исследования.
Верещагин В. Перед Москвой в ожидании депутации бояр. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Небольшая серия художника, посвященная историческим казням в Древнем Риме, британской Индии и царской России, также написана им не с натуры. Картины объединяет общая тема – человеческая жестокость и жажда расправы. Ошеломляет композиционное открытие Верещагина: центральное место на полотнах «Распятие на кресте у римлян» и «Казнь заговорщиков в России» занимают не обвиненные в преступлениях, а огромная толпа, состоящая из палачей и заинтересованных зевак.
«Замечательно, что эта последняя картина, не понравившаяся русскому, очень понравилась английскому народу; с другой стороны, «Взорвание пушками в Индии» совсем не по вкусу англичанам…»
Верещагин В. Распятие на кресте у римлян. Фрагмент / Фото: gallerix.ru
Василий Верещагин был гениальным баталистом, но его талант выходил за пределы этого жанра. Его кисти принадлежит декоративный, яркий и наполненный этнографическими подробностями Индийский цикл. Василий Верещагин является автором живописной и лиричной Японской серии, ставшей последней для него. После этого цикла казалось, художник стоял на пороге открытия нового для себя художественного языка…
Однако на Дальнем Востоке начались ожесточенные военные действия. Прибывший в Порт-Артур Верещагин не успел написать ни одной батальной картины и погиб в бою, при взрыве корабля, до последней минуты своей жизни борясь за мир.
Больше о русском искусстве второй половины XIX века читайте в статье «Кто такие «русские римляне», и почему их картины прекрасны и ужасны одновременно?»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: