15
+15
0
Стеклянные скульптуры Дейла Чихули
Оригинальность работ Дейла Чихули (Dale Chihuly) заключается в том, что он отказывается верить в существование определенных неукоснительных норм, которые необходимо твердо соблюдать. Этот человек создает потрясающие скульптуры из стекла на протяжении более сорока лет и, пожалуй, единственное правило, которому следует Дейл в своем творчестве - это отрицание правил вообще. Казалось бы, странная формула, но многочисленные скульптуры и инсталляции автора уже почти полвека доказывают, что несмотря ни на что она работает.
11
+11
0
Акрилом по дереву. Картины Иеремии Кетнера (Jeremiah Ketner)
Ментальность японцев такова, что они уверены, будто все традиционно японское лучше всего получается только у "настоящих" японцев, а все, что делают в этом ключе представители других национальностей, не более чем подражательство. Чем же, в таком случае, объяснить феномен американского художника Иеремии Кетнера (Jeremiah Ketner), который, будучи урожденным американцем, рисует потрясающие картины в стиле японского поп-арта и успешно экспонируется далеко за пределами Штатов, в том числе и в странах Азии?
7
+7
0
Бумажные скульптуры Меган Брейн
Для большинства художников бумага представляет собой лишь холст, на котором они творят свое искусство. В то же время находятся умельцы, в руках которых бумага сама по себе может быть превращена в предмет искусства. И хотя идея вырезания, аппликаций, коллажей из бумаги не является новой или необычной, ее результаты всегда разные. Сегодня нас попробует удивить Меган Брейн (Megan Brain) своими работами, которые сама художница относит к жанру бумажной скульптуры.
0
0
0
О
Все создается и живет в движении.
И я начинаю это движение… движение гончарного круга.
Господи, благослови…
Слово гончар звучит так: гон – чар. Если при произнесении первого слога этого слова, второй и третий звуки продлить, то получится протяжно мелодичное – г о о о н н н. Так призывно звучит, вибрируя в высоте, под небесами, звук храмового колокола, сзывая на молитву и поклонение.
Есть в русском языке и второе понятие слога «гон», означающее, что в природе наступил период размножения. И этим действием хвалят Господа те его создания, которые лишены осмысленной речи
Славят в храмах Создателя люди, славят Его – своей жизнью – и самые малые существа, созданные Им.
Слова: чары, очарованье, чародей – имеют своим корнем второй слог слова "гон – чар".
Слово «чарующий» имеет синоним – завораживающий. И это неспроста – ибо кто сможет остаться равнодушным, воочию видя, как в покрытых красным, влажных руках трепещет, высвобождается новая жизнь.
Если пристально присмотреться, как бы сердцем, то становится понятен первоначальный Божий замысел: емкое, удивительное слово гончар, данное нам в употребление свыше, в русском значении есть призыв к сотворению чуда – чуда новой жизни.
Тибетские монахи достигают различных ступеней совершенствования духа и тела – годами, постом и изнурительным трудом. В состоянии углубленной медитации они делают несколько дыханий в минуту… Сейчас подобное состояние необходимо и мне.
Суть чуда и искусства свыше - она непознаваема.
Вот я сижу за гончарным кругом, сгорбившись и наложив руки на комок сырой, красной глины – под моими руками Небытие.
В эти волнительные минуты всегда вспоминается Создатель. «Отче наш…»
«Он жаждал воли и покоя,
А жизнь текла примерно так:
Как облака над головою,
Где горбился его верстак»
Начинаю работать… если это можно назвать работой, точнее – начало праздника + праздника созидания. Раскачиваю круг все быстрее и быстрее… достигаю 365 оборотов в минуту…
На этой скорости центрую глину, придавая ей форму полушария.
Земной шар 365 оборотов делает за 1 год, мой гончарный круг примерно 365 за 1 минуту. Есть ли какая-нибудь закономерность между этими магическими процессами? Ведь не случайно («Кирпич ни с того, ни с сего, - внушительно перебил неизвестный, - никому и никогда на голову не свалится».) число оборотов земли и число оборотов гончарного круга совпадают? Только при условии 365 оборотов за год возможна наша жизнь… и только при условии около 365 оборотов в минуту возможно придать глине форму полушария – положить начало новой жизни. Полагаю, что эта закономерность означает то, что мои процессы придания формы глине на гончарном круге протекают в миллионы раз быстрее. И это естественно, потому что жизнь моя – величина ничтожно малая во времени Истории Вселенной. А сотворить мне нужно очень многое.
У Бога – Вечность, у меня – миг.
Просто каждый должен крутить свой Круг со своей скоростью.
Прошу прощения, отвлекся: потому что движение всегда настраивает на определенный лад, в моем случае – на религиозно-философский.
Итак, руки наложены на влажное глиняное полушарие. Вся мускульная сила и сила духа сосредоточена в сомкнутых кистях. Сейчас их надо превратить в когти орла, смыкающиеся замком на добыче. Они совершенно неподвижны, и только пальцы давят все сильнее и сильнее, не позволяя вырваться глине, властно и постепенно подчиняя ее моей Высшей Воле.
Снова разгоняю круг до 365… Важный миг… Задерживаю дыхание и… плавно, очень плавно тяну глину вверх… Поднять глину можно только как бы замерев – войдя в состояние почти бездыханной жизни.
На скорости вверх… вверх… глина нежна и податлива (пока мала ростом), как дитя. Столбик растет… и делается все капризней… наступает переходный период (если угодно: возраст). В этот момент сколько надо терпения, чтобы его удержать! Но вот все тревоги и опасения позади – длинный, ровный цилиндр возвышается над кругом. Из этого стройного подростка еще предстоит образовать красивую фигуру – шейка, плечи, тулово, ножка. Образ и подобие.
Стальная хватка заменена на нежные объятия. Сейчас руки – крылья бабочки на цветке. Они действуют абсолютно синхронно с плавной грациозностью. Усилия воздействия на внутреннюю и внешнюю поверхности сосуда равносильны сжатию оболочки мыльного пузыря. Чтобы лучше это понять, необходимо поймать большим и указательным пальцами мыльный пузырь и то сжимать, то растягивать его оболочку, придавая ей яйцевидную форму. Если это упражнение удается проделать с одним мыльным пузырем не менее 5 раз, то это означает, что усилие верно и вам подвластна магия придания формы.
Капризно и своенравно гончарное искусство. Гончарная керамика требует внутреннего равновесия, душевного покоя…
Легким движением (от себя) струной срезаю «пуповину» – то, что связывает новорожденное с гончарным кругом. И (в обязательно сухие и чистые руки) под «попку» принимаю мокрое, дышащее тельце.
Свершилось!
Это первое рождение. Потом будет второе, третье… и наконец – последнее. И будет Жизнь.
...от Татьяны
…Жаль, что неискушенный любитель, держащий в руках керамическую вещь, чаще всего не может понять, выполнена она на гончарном круге, или сделана литьевым способом. Скорее всего, и о той, и о другой вам скажут, что это – авторская работа…Все верно. Но – авторство авторству рознь.
Автор изготовил изделие – в глине или даже пластилине. Затем с него делается гипсовая форма – слепок (это уже дело не художника, а форматора). В такую форму можно налить шликер (сметаноподобную глиняную массу), пористый гипс забирает из него воду, и на стенках формы останется слой глины нужной толщины. Осталось его подсушить, разнять половинки формы, и … готово!
Понятно, что одну форму можно использовать великое множество раз (хотя со временем она изнашивается, и отливки теряют все больше в качестве). И хорошо, если потом роспись по такому литьевому изделию выполняет сам художник. Чаще же это делают ремесленники по имеющемуся образцу…
Как отличить гончарную вещь от отливки?
Довольно просто. Загляните внутрь. Руки гончара всегда оставляют там спиральные кольца: иногда еле заметные, иногда – явные. С внешней стороны они потом чаще всего протачиваются и заглаживаются, а внутри – остаются жить…
Гончарное изделие неповторимо по сути своей… Еще ни разу – при всем старании – не удавалось сделать на круге абсолютных «близнецов». Руки – живые, а ведь еще соучаствует и сочувствует Душа – как же ее мимолетным движениям не отразиться на податливой глине!.. Не случайно наблюдение за работой гончара так завораживает… Зритель незаметно для себя становится Со - Творцом; переживает весь процесс Созидания: когда любое движение уже меняет форму сосуда, заставляет его стенки сближаться или расходиться, округляться или вытягиваться…
Если вам посчастливится наблюдать такое, вы непременно ощутите некое особенное внутреннее состояние, которое трудно описать словами, но которое безусловно наполнит вас чувством гармонии и радости. Откуда оно?...
Возможно, в это трудно поверить, но случаются дни и минуты, когда даже у опытного мастера – гончара вдруг все перестает получаться; работа не ладится; глина «падает» или отказывается принимать желаемую форму… Почти у всех на этот случай припасены «уговоры» и «заклинания», обращенные к глине. Хотя, если глина приготовлена хорошо, такого рода «настрой» – это, по сути, обращение к себе; способ достижения нужного внутреннего состояния. Ибо работа на гончарном круге требует – одновременно! – полной сосредоточенности, «замирания» – и «полета»…
... Сосуд на круге – воплощение идеального сочетания покоя и движения… Напряжение и «зажим» чреват потерей контроля, когда малейшее колебание «рвет» глину, искажает форму; сводит всю работу на нет… Нужна такая концентрация энергетики, которая создавала бы «состояние потока» – и собранности, и расслабленности в один момент… Представьте себе родник: он постоянен и целостен, но в то же время он всегда в движении и обновлении… Здесь «правит бал» интуиция, подсознание – но они дают человеку чувство уверенности, предвидения происходящего…
Интересно, что психотерапевты очень часто стремятся к тому, чтобы тем или иным способом "разбудить" в человеке такое состояние, высвобождающее глубинные личностные ресурсы… Тогда из хаоса и противоречий, внутренних проблем может родиться – как сосуд из кома глины – нечто целостное и творческое…
… А поскольку все процессы в жизни подобны…
Живопись и скульптура вполне позволяют художнику выразить негативные эмоции и внутренние конфликты – в резких, «ломаных» формах, соответствующих сочетаниях цвета и линий, сюжетах… Так или иначе это состояние передается зрителю.
Само искусство гончарной керамики создает в восприятии впечатление Равновесия и Покоя, ибо это – суть ее сотворения.
"Капля Росы"-А. и Т. Бузлановы