В судьбе импрессиониста Станислава Юлиановича Жуковского нашли свое отражение многие события двадцатого века – говоря словами Бориса Кустодиева, «не просто трагические, а сверхтрагические». Тем острее та нежность, которая сквозит в его пейзажах и видах старых усадеб, тем больнее воспоминания о навеки утраченном прошлом…
Вопреки отцовской воле
В старой аллее.
Станислав Жуковский родился в 1873 году в имении Старая Воля неподалеку от села Ендриховцы Гродненской губернии (тогда входившей в состав Российской империи). Однако в Старую Волю его родители приехали вынужденно. Отец Жуковского происходил из польского дворянского рода. В 1963 году на территории Царства польского и Западного края вспыхнуло восстание польского национально-освободительного движения против Российской империи, которой эти земли тогда принадлежали. Повстанцы боролись за восстановление Речи Посполитой в исторических границах.
Восстание было подавлено, а судьбы его участников и просто сочувствующих – трагичны. Так и Юлиан Жуковский был лишен сословных прав и владений, а затем вынужден был покинуть родину. Говорят, в молодые годы он был человеком энергичным и жизнелюбивым, но потеряв все, что имел, стал замкнутым и даже жестоким.
Поэзия старого дворянского дома.
В Старой Воле семья Жуковских держалась особняком. Мария Вержбицкая, супруга Юлиана, посвятила себя воспитанию детей. У нее было прекрасное образование (к тому же в юности она жила во Франции), она занималась с ними иностранными языками, старалась привить вкус к музыке и… живописи.
Осенний вечер.
В те годы Станислав Жуковский еще не думал, что станет художником, хотя отец уже тогда был недоволен его излишним увлечением искусством. Все решила встреча с молодым преподавателем реального училища в Белостоке Сергеем Южаниным, выпускником Строгановского училища. Он разглядел в мальчике яркий, самобытный талант, утонченное чувство цвета и настоящую страсть к рисованию. Так Станислав и понял, чему хочет посвятить жизнь. Отец был категорически против. Разве художник – это профессия? «Маляр» будет обречен голодать и скитаться. Да и дворянину не пристало марать руки красками! Но строгий запрет отца привел к строго противоположному результату – Жуковский решил во что бы то ни стало стать настоящим художником, разорвал с ним отношения и уехал в Москву.
Березы и усадьбы
Бессонная ночь. Светает.
В 1892 году он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Жил бедно, зато учителя его хвалили. Станиславу Жуковскому довелось учиться у Абрама Архипова, Исаака Левитана, Константина Савицкого… Жуковский в годы учебы сблизился с Товариществом передвижников, принимал участие в их вернисажах. И первые же работы, которые он продемонстрировал на выставках, имели успех. Его картины «Лунная ночь» и «Весенний вечер» были сразу же куплены Павлом Третьяковым и вошли в коллекцию Третьяковской галереи.
Весна. Речка вскрылась.
Станислав Жуковский находился под большим влиянием импрессионизма, много писал на пленэре. Он, вопреки отцовским ожиданиям, довольно быстро завоевал популярность как пейзажист, получил звание академика. И занимался преподавательской деятельностью – открыл в Москве собственную школу живописи, где, кстати, учился Владимир Маяковский.
Элегантный интерьер.
Была в его творчестве тема, которую он любил даже сильнее, чем виды неяркой русской и белорусской природы – дворянские усадьбы. Он много путешествовал по средней полосе России в поисках той самой «уходящей натуры», которая так его влекла, долгое время работал в Тверской губернии, где снимал дом. Писал архитектуру помещичьих домов в разное время года, с исследовательским интересом рисовал их интерьеры, добиваясь поразительной реалистичности и материальности – блестит крашеный дощатый пол, пыль оседает на кружевных занавесках, букеты в вазах тихо роняют лепестки. В 1916 году супруга великого князя Михаила Романова пригласила Жуковского писать интерьеры имения Брасово, где он создал несколько великолепных живописных полотен.
Искусство не для государства
Перед маскарадом. Портрет жены художника.
После Октябрьской революции Станислав Жуковский не собирался покидать Советский Союз. Он, как мог, боролся за сохранение дворянских усадеб, которые прежде писал, пытался спасти из от разрушения и разграбления. Он работал в Комиссии по охране памятников искусства и зодчества, созданной при Наркомпросе и в художественном Совете Третьяковской галереи, при его активном участии имение Кусково графов Шереметевых получило статус музея.
Осеннее утро.
В 1919 году он с семьей уехал в Вятку, где работал много и плодотворно – преподавал, занимался сценографией для местного театра, проводил выставки… Его полотна, представляющие дворянские усадьбы, очаровали местную публику (надо сказать, что в Вятке того времени были еще сильны антибольшевистские настроения). Вдохновленный успехом, Жуковский привез те же работы в Москву – более семидесяти картин, посвященных утраченному дворянскому быту. И критики буквально разгромили его.
Интерьер с солнечным светом.
В журнале «Театральное обозрение» критик Абрам Эфрос писал, что «интерьеры» Жуковского противны и враждебны делу революции, а сам он никакой не художник. Эфрос, по утверждению некоторых современников, схлопотал от «никакого не художника» пощечину при личной встрече, после чего Станислав Жуковский с семьей покинул СССР и переехал в Польшу. Там он продолжал писать, открыл частную школу живописи. В тридцатые годы, когда тучи сгущались над Европой, его просили вернуться в Советский Союз – в том числе и его друг Исаак Бродский, завоевавший прочное положение при Советах многочисленными портретами Ленина. Однако Жуковский отказался. Ни он сам, ни его искусство больше не нужны были новорожденному пролетарскому государству.
Осенний пейзаж.
В 1939 году на территорию Польши вторглись немецкие войска. Началась оккупация. Спустя пять тяжелых лет разгорелось Варшавское восстание, после которого Станислав Жуковский (ирония судьбы - сын участника совсем другого восстания в Польше) был арестован нацистами и заключен в концентрационный лагерь в Прушкове. Он скончался там в возрасте семидесяти лет и был похоронен в общей могиле.
Натюрморт с сиренью.
Весна в лесу.
Но, каким бы трагическим ни был финал его жизни, осталось и другое – яркий солнечный свет сквозь заросли сирени, тающий снег, тонкие березы на фоне мартовского неба, осенние листья на полу веранды, полотна, в которых живет настоящий художник и его воспоминания.
Важную роль играла пейзажная живопись и в творчестве импрессиониста Игоря Грабаря, всю жизнь выбиравшего между искусством и наукой.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: