Красота женщины – хрупкий и недолговечный дар. Судьба одной из самых ярких женщин XIX века может служить прекрасным тому примером. Однако художник, который стал причиной ее несчастий, тем не менее, увековечил образ этой классической римлянки и подарил ее красоте вечность. На старинных картинах почти 200-летней давности жгучая красавица по-прежнему хороша, как будто жизненные трудности еще не коснулись ее.
Анна родилась около 1835 года в старинном римском ремесленном квартале Трастевере на западном берегу Тибра. Древний город, в котором смешались десятки рас и национальностей, создал в своих недрах это чудо – женщину с невероятной, запоминающейся красотой, которая как будто была рождена, чтобы позировать для портретов знатных римлянок. Однако все это случилось гораздо позднее. Сначала она жила жизнью обыкновенной горожанки. Родители выдали Анну за сапожника, она родила ребенка. Еще несколько лет, и женщина превратилась бы в обычную матрону, однако случилось так, что ее заметил английский живописец Фредерик Лейтон. Он написал несколько картин с яркой итальянской, и они имели огромный успех. Однако Анна не заносилась высоко в мечтах – она оставалась верной женой и преданной матерью. Позировала художнику она только ради пополнения семейного бюджета.
Фредерик Лейтон, Римская дама (портрет Анны Ризи)
Красивая итальянка стала востребованной моделью. Рим в середине XIX века считался настоящей Меккой для художников. Романтические и одновременно колоритные картины пользовались успехом у заказчиков, поэтому Анну писали многие живописцы. В 1855 году в Рим приехал начинающий немецкий художник Ансельм фон Фейербах. Стипендиат Великого герцога Баденского мечтал писать картины на исторические и мифологические темы. Анна удивительно точно попала в типаж, необходимый ему для подобных полотен: белая кожа, жгуче-черные волосы, классические черты лица – она была практически идеальной моделью, могла бы служить эталоном красоты своего времени и в то же время, казалось, что это ожившая древнеримская статуя – настолько ее профиль соответствовал старинным канонам.
Ансельм фон Фейербах, автопортреты
Судя по сохранившимся портретам, Ансельм был настоящим красавцем. Молодой талантливый художник сумел увлечь свою натурщицу настолько, что Анна ушла из семьи, бросила мужа и ребенка и превратилась в содержанку. С современной точки зрения можно было бы порицать эту женщину за безответственное отношение к маленькому сыну, но не надо забывать, что в те времена даже понятия о разводе для простых людей не существовало, и по законам дети всегда оставались с отцом, если женщина вдруг решала изменить свою судьбу. Поэтому Анна, как и известная героиня русской классики, делала этот нелегкий выбор – между любовью к мужчине и ребенком.
Ансельм фон Фейербах, Игра на мандолине (портрет Анны Ризи)
Живописец и его муза были неразлучны шесть лет. За это время Фейербах создал 28 полотен, и в каждом из них присутствовала Анна Ризи: Медея, Ифигения, Лаура, Мириам, Бьянки Каппелло или просто знатная римлянка – она примерила на себя множество образов и даже сменила имя – звали ее теперь Нана. Благодаря этим полотнам Ансельм фон Фейербах действительно взошел на вершину живописного Олимпа, сегодня этот художник считается одним из самых значительных немецких исторических живописцев XIX века, однако своей первой римской музой он достаточно быстро пресытился.
Ансельм фон Фейербах, Нанна, 1864 год
Сегодня сложно сказать, была ли эта пара действительно безоблачно счастлива, и по какой причине они расстались. Через шесть лет Ансельм продолжил свой звездный путь – у него появилась новая натурщица, а вот для Анны все было кончено. Вероятно, она прекрасно понимала, на что обрекает себя, уходя от мужа – в те времена подобный шаг однозначно и бесповоротно отделял женщину от приличного общества, даже если это общество – всего лишь незнатные горожане. Анна дальше могла существовать только за счет мужчин. Она на некоторое время связалась с богатым англичанином, но эти отношения продлились недолго. Известно, что несколько лет спустя она приходила к своему первому возлюбленному, просила его о помощи, но тот отказал. Что было с ней дальше – неизвестно. Скорее всего, Анна позировала еще некоторое время для художников, пока не потеряла свой единственный, но недолговечный дар – красоту. Вероятно, дни ее закончились в нищете.
На картинах великих художников женщины обычно выглядят хрупкими и нежными, однако не всегда модели, позировавшие для благонравных дам, были такими же в жизни. скандальную музу Ренуара даже называли «Страшная Мари».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: