Портретов Пушкина множество, и каждый из них — как ключ к разгадке великого поэта. Художники той эпохи, от Кипренского до Айвазовского, стремились запечатлеть не только лицо выдающегося писателя, но и ту неповторимую ауру гения, которая его окружала. Созданный ими образ стал символом русской литературы и национального самосознания. Эти портреты — не просто картины, а живые свидетели эпохи, в которой он был центром. Особенностью каждой картины является то, что они открывают поэта с новой стороны.
Каким был Александр Пушкин?
Вспоминать Александра Сергеевича Пушкина можно, читая и декламируя его поэзию и прозу, смотря мюзиклы, фильмы и театральные постановки по его произведениям, посещая музеи-квартиры, в которых жил гений. Но не менее интересно бывает пролистать альбомы с его портретами, каждый из которых – словно зеркало.
Александр Пушкин — не просто поэт, но и центральная фигура русской культуры XIX века, чье влияние на литературу, искусство и общественную мысль невозможно переоценить. Его творчество стало катализатором целых культурных и философских движений, а его личность привлекала внимание не только литераторов, но и художников. Именно в его образе, его жизни и творчестве отражался дух того времени — эпохи романтизма, поиска национальной идентичности и социальных изменений.
Взаимоотношения Пушкина с художниками того времени были плодотворными и многозначными. Он стал одной из самых востребованных фигур для русских живописцев и графиков. Его образы, как воплощение идеала русской личности, стали важной частью культурного кода. Илья Репин, Иван Айвазовский, Николай Ге, Борис Кустодиев и другие известные мастера не раз обращались к образу поэта, каждый раз интерпретируя его по-своему, пытаясь отразить не только внешность, но и внутреннюю сущность гения.
В. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Эскиз. Фрагмент / Фото: museumpushkin.ru
Интересно, что Пушкин был не только объектом изображения, но и активно участвовал в обсуждениях с художниками. Он ценил искусство и сам был весьма образованным в вопросах живописи. В письмах к друзьям поэт нередко упоминает картины, мастеров, интересуется новыми течениями в живописи. С другой стороны, сам поэт был вдохновлен множеством художественных произведений и активно взаимодействовал с театром, ведь его литературные работы были тесно связаны с визуальными образами.
Кроме того, в обществе Пушкина были художники, которые разделяли его взгляды на искусство. В этом контексте следует вспомнить и трагическую судьбу Пушкина, которую изображали в своих работах. Его смерть в дуэли стала не только событием для всей страны, но и поводом для создания ряда художественных произведений, символизирующих борьбу личности с обществом, внутреннюю свободу и трагизм судьбы.
1. Пушкин как Байрон в исполнении Ореста Кипренского
Портрет Александра Пушкина, написанный Орестом Кипренским в 1827 году, считается одним из самых выразительных и значимых изображений поэта. Картина была выполнена в тот период, когда Пушкин уже стал признанным гением русской литературы, а его личность приобрела особое значение как для современников, так и для будущих поколений. На портрете Кипренский изображает Пушкина в возрасте 28 лет — в самом расцвете творческой силы.
О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. Фрагмент / Фото: mytretyakov.ru
Этот портрет обожал и сам поэт. После смерти своего друга Дельвига, заказавшего Кипренскому эту картину, Пушкин выкупил её и держал в кабинете. Полный благодарности и восхищения, он даже посвятил Кипренскому следующие строки:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид».
Этот портрет можно назвать самым официальным в галерее изображений поэта. Пушкин, задумчивый и строгий, представлен в трехчетвертном профиле, с легким наклоном головы. Взгляд Пушкина сосредоточен и в то же время проникнут некой внутренней тревогой, что передает глубокую интеллектуальную напряженность. Черты его лица выразительные и острые, а губы едва заметно подрагивают в полуулыбке. Густые волосы, чуть растрепанные, и тонкие черты лица подчёркивают внутреннюю энергетику Пушкина.
Автопортрет А. С. Пушкина. Фрагмент / Фото: ru.m.wikipedia.org
Пушкин одет в черный фрак и белую рубашку с высоким воротником, что подчеркивает его благородное положение, но в то же время изображение остается сдержанным и простым, без лишней роскоши. Композиция портрета и использование цвета, включая темный фон, создают эффект контраста, что помогает сосредоточить внимание зрителя именно на лице поэта.
Кипренский не стремится просто зафиксировать внешность, а пытается уловить внутреннюю суть поэта — его внутренний мир, настроения и философскую глубину. Портрет словно стремится передать не только черты лица, но и психологическое состояние Пушкина в момент создания этого произведения, что делает картину не просто художественным изображением, но и своего рода визуальной метафорой его личности.
2. «Домашний» Пушкин в исполнении Василия Тропинина
Вторым программным портретом Пушкина является картина, созданная Василием Тропининым в том же 1827 году. Люди, знавшие поэта лично, отмечали мастерство и сходство данного полотна с «оригиналом».
В. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. Фрагмент / Фото: museumpushkin.ru
Тропинин изображает поэта в более интимной и спокойной обстановке, чем Кипренский. Его лицо выражает задумчивость и мягкую, почти философскую настроенность. Мягкий свет, падающий на его лицо, придает ему теплый, естественный оттенок, подчеркивая молодость, гармонию и почти медитативное состояние.
Поэт изображен в непарадном виде — в халате с отворотами. В отличие от более официальных портретов, Тропинин акцентирует внимание на небрежной элегантности, создавая образ Пушкина как человека, который не зациклен на внешней роскоши, но в то же время сохраняет благородство.
В этом портрете Тропинин подчеркнул внутреннюю человечность Пушкина, его стремление к простоте и искренности, что делает картину более близкой и личной.
3. Романтический герой на портрете Айвазовского и Репина
Айвазовский создает пейзаж, в котором изображено бушующее море с его далеким горизонтом, а Репин сосредотачивается на изображении самого поэта.
И. Айвазовский, И. Репин. Пушкин на берегу Черного моря. Фрагмент / Фото: museumpushkin.ru
Репин изображает Пушкина в момент размышлений, в жестах и выражении лица чувствуется буря внутренних переживаний. Взгляд поэта, стоящего на фоне бушующей морской стихии, устремлен вдаль. Лицо Пушкина выражает внутреннюю борьбу и напряженность, что является характерной чертой романтической философии: стремление к свободе, к истине, к непокорному и неудержимому, как стихия моря.
Айвазовский, чьи картины всегда были наполнены мощью и драмой природы, в своем пейзаже передает динамику моря, которое служит символом бурных эмоций и неукротимой творческой силы Пушкина. Суровые волны и глубокий небесный горизонт отражают внутреннюю борьбу поэта, его неутомимый поиск смысла жизни.
И. Репин. Пушкин на берегу Черного моря. Набросок. Фрагмент / Фото: museumpushkin.ru
Эта работа не только раскрывает личность Пушкина, но и подчеркивает важную роль природы в романтическом искусстве. Пушкин здесь изображен как человек, борющийся с внешними и внутренними бурями, что было характерно для его поэзии — наполненной трагизмом, страстью, борьбой с судьбой и поисками идеала.
4. Вдохновленный поэт кисти Петра Кончаловского
Портрет Александра Пушкина, созданный Петром Кончаловским в 1940 году, является одним из самых утонченных и продуманных изображений поэта. В этом произведении особенно четко видна способность художника к внимательному и глубокому анализу личности Пушкина, а также его стремление через каждую деталь передать не только внешность поэта, но и атмосферу его внутреннего мира.
П. Кончаловский. Портрет А. С. Пушкина. Фрагмент / Фото: vad-nes.livejournal.com
Один из наиболее интересных и значимых элементов портрета — это выбор цветовой палитры. Тёплые осенние тона — золотисто-жёлтые и коричневые оттенки — задают на картине определённую атмосферу. Эти цвета ассоциируются с любимой порой года Пушкина — осенью, когда поэт особенно остро чувствовал свой внутренний мир. Осень для Пушкина всегда была временем творческого подъема, и Кончаловский, используя эти цвета, словно воссоздаёт ту самую атмосферу душевной глубины и вдохновленности, которая была близка поэту.
Неожиданным фактом об этой картине является то, что Петр Кончаловский был вынужден переписывать эту картину. Все дело в том, что сначала он изобразил Пушкина… без штанов. Художник стремился создать образ поэта, одетого в одну лишь ночную рубашку, охваченного вдохновением, словно в его голову только что пришла гениальная мысль, которую нужно скорее записать – а всё остальное значения не имеет.
Карикатура на А. С. Пушкина без штанов Фрагмент / Фото: vad-nes.livejournal.com
Несмотря на то что из писем Пушкина нам известно, что поэт действительно любил проводить полдня в постели, а значит, Кончаловский был исторически аккуратен, данная работа вызвала очень большой резонанс. Некоторые критики считали, что художник унизил солнце русской поэзии, изобразив его творческий процесс слишком реалистично.
Не выдержавший давления Кончаловский был вынужден «накрыть» Пушкина желтым пледом.
Больше об искусстве XIX века читайте в статье «Как карлик, рисовавший блудниц и алкоголиков, стал гениальным художником: мрачные картины, доказывающие величие Тулуз-Лотрека»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: