Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    




Яркие букеты, собранные в любимом саду, трепещущий ультрамарин Средиземного моря, буйство красок, свет и цвет… Удивительно, но имя французского постимпрессиониста Луи Вальта упоминается сравнительно редко по сравнению с его коллегами по цеху. Он никогда не присоединялся к художественным объединениям, не соблазнялся модными веяниями, оставался верным собственной художественной манере и шел своей дорогой. И, быть может, цвет в его работах не был бы таким безоговорочно жизнерадостным, не вмешайся в его карьеру… болезнь.


Потомственный пейзажист



Деревенская улица в Испании.

Деревенская улица в Испании.


Луи Вальта появился на свет 8 августа 1869 года в Дьеппе, Нормандия. Отец его был богатым судовладельцем и мог оплатить наследнику обучение близ Версальского дворца. Но не столько красота этих мест повлияла на юного Луи, и неспроста использовано слово «наследник» - его отец сам увлекался искусством и в свободное время писал пейзажи. Потому-то, в отличие от большинства художественных биографий, в истории Луи Вальта нет конфликта поколений в духе «мы растили тебя юристом, какие еще пейзажи?!». Родители поощряли в нем любовь к живописи и не возражали против поступления в Школу изящных искусств в Париже.

Гиацинты.

Гиацинты.


Несмотря на то, что держать в руках кисть его учили знаменитые художники-академисты, Вальта видел для себя иной путь в искусстве. Кроме того, академическое искусство переживало кризис, а импрессионисты уже заявили о себе. Так что впоследствии Луи Вальта перешел в знаменитую Академию Жюлиана, известную весьма либеральным подходом к обучению. Чего стоит один только факт, что Вальта учился под началом Жюля Дюпре – пейзажиста так называемой «барбизонской школы», потрясшей в свое время утонченную парижскую публику безыскусными деревенскими видами и сценами тяжелой крестьянской жизни.

Пионы в желтой вазе.

Пионы в желтой вазе.


Однокурсниками Луи Вальта были Морис Дени, Пьер Боннар и Эдуар Вюйар – художники, создавшие впоследствии постимпрессионистское движение «Наби». Они познакомили Вальта с синтетическим методом Поля Гогена, основанным на использовании простых форм, чистых цветов и крупных узоров. Несмотря на то, что к «Наби» Вальта не присоединился, он многому научился у них и по-своему развил те приемы, которые использовали его товарищи.

Средиземное море



Цветы.

Цветы.


В 1890 году Луи Вальта получил финансовую поддержку как молодой художник и открыл собственную студию на улице Ла Гласьер в Париже, а спустя три года продемонстрировал работы коллегам по модернистскому цеху на ежегодном Салоне независимых художников. В дальнейшем он активно участвовал во всех выставках, в каких мог.

Был у него и опыт театральной деятельности. В 1894 году он сотрудничал с легендарным Анри де Тулуз-Лотреком и Альбертом Андре в создании декораций для парижского театра.

Ваза с анемонами. Букет цветов.

Ваза с анемонами. Букет цветов.


Вскоре после своего успешного дебюта в Париже Луи Вальта почувствовал, что его здоровье пошатнулось. Врачи нашли у него туберкулез и порекомендовали сменить затхлый воздух Парижа на бриз Средиземного моря. Он отправился на лечение в Банилюс на юге Франции, какое-то время находился в Испании, затем вернулся на родину – уже в Аркашон. Через некоторое время к его путешествиям по югу Франции присоединилась и его возлюбленная по имени Сюзанна. Они поженились в 1900 году и обустроились на побережье между Сен-Рафаэлем и Каннами. В этом регионе в то время нашли приют многие французские художники, с которыми Луи поспешил завести знакомство.

Скала в море.

Скала в море.


Так и вышло, что он тепло дружил со многими выдающимися живописцами того времени. Рисовал портреты Ренуара, заезжал в гости к Полю Синьяку на своем маленьком автомобиле… Ренуар и поспособствовал продвижению Вальта, познакомив его с Амбруазом Валларом, которому своей карьерой обязана целая плеяда художников того времени. И хотя в 1914 году Вальта с супругой вернулся в Париж, работа над средиземноморскими пейзажами на юге Франции существенно обогатила его цветовую палитру. В начале творческого пути Луи Вальта обладал гораздо меньшей смелостью в использовании ярких оттенков – путешествия раскрепостили его как колориста. Кроме того, в его полотна проник отчаянный синий цвет, оттенок неба и моря.

Шуазель.

Шуазель.


Спустя десять лет жизни в Париже он купил домик в деревне Шуазель и возвел там сад, который стал для него подлинным вдохновением и любимой темой для творчества. Так появились самые известные его натюрморты с пышными букетами цветов. В Шуазеле Луи Вальта проводил большую часть года. Окончательно вернуться в столицу его заставила только война – в период оккупации и после нее он практически не покидал свою парижскую студию.

Вне категорий



Натюрморт с розами. Анемоны в вазе.

Натюрморт с розами. Анемоны в вазе.


Луи Вальта очень сложно отнести к какому-либо художественному течению, внести в какую-нибудь категорию. С самого начала он создавал оригинальный живописный язык на стыке чужих влияний и интерпретировал модные художественные веяния по-своему. Никогда он не прекращал экспериментировать, искать новые решения. Он заимствует у импрессионизма широкие мазки, «вибрирующую» фактуру полотна, ощущение движения и спонтанности. И в то же время – применяет широкий цветной контур, свойственный сезаннизму, и цветные мерцающие точки пуантилизма… Трепещущие пунктирные мазки, яркие цветовые пятна, ослепительный солнечный свет – с полотен Луи Вальта текла в пространство галереи чистая, неприкрытая радость жизни.

Букет цветов. Ваза с цветами.

Букет цветов. Ваза с цветами.


Именно смелая работа с цветом соблазняет искусствоведов поставить Луи Вальта в один ряд с фовистами, «дикими» художниками, стремящимися к непосредственности детского рисунка, или даже назвать его их предшественником. Однако он никогда не входил в объединение фовистов. Фовизм с его радикальным подходом для него был слишком жестким и догмативным, по-своему насильственным. Луи Вальта всегда сохранял идейную и творческую независимость, стоя несколько в стороне от всех художественных течений и в то же время вбирая все новое, что появлялось в мире неакадемического искусства.

Поздняя слава



Тюльпаны в вазе.

Тюльпаны в вазе.


Амбруаз Воллар, знаменитый коллекционер искусства, говорил: «Однажды вы увидите, что Вальта – великий художник». Мир увидел это в пятидесятые. Да-да – в середине двадцатого века. Луи Вальта, несмотря на хрупкое здоровье, прожил долгую жизнь, пережил две мировых войны, в последние годы страдал от глаукомы, но до последнего не оставлял любимое занятие.

При жизни он был затенен сначала фовистами, а затем кубистами и экспрессионистами. Будучи человеком мягким и скромным, Вальта не снискал скандальной популярности, а его солнечные пестрые букеты привлекали внимание подлинных ценителей, а не широкой публики. В 1927 году он был награжден Орденом Почетного легиона, но это мало способствовало его славе. Однако уже после смерти он был открыт миру заново, а ценность его работ стала неоспоримой.

Луи Вальта когда-то учился в одной студии с Эдуаром Вюйаром, "интимным пророком", который... не любил рисовать мужчин.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








5561
13.04.2024 20:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также