«Мадонна с младенцем» — Михаил Врубель
«Мадонна с младенцем», художник Михаил Врубель (1885)
В начале 80-х годов XIX века историк искусства Адриан Прахов пригласил в Киев талантливого художника Михаила Врубеля, чтобы тот написал икону для Кирилловской церкви в византийском стиле. В те годы в наших краях мало кому было известно о византийской культуре, так как в Академии художеств основной упор делали на изучение античности. Чтобы хоть как-то проникнуться культурой Византии, Михаил Александрович часами скрупулезно рассматривал различные мозаики и фрески, а также прослушивал курсы лекций о древнейших памятниках.
Во время работы художник подолгу гостил дома у Прахова. Считается, что тогда он и влюбился в его супругу Эмилию. Подлинных доказательств его романтических чувств к этой женщине не сохранилось, однако в то время появилось множество полотен Врубеля, на которых была изображена Эмилия. Исследователи уверены, что именно свое чувство влюбленности художник заложил в образ Богоматери в иконе для Кирилловской церкви. Это отметили все современники, которые видели своими глазами данное полотно.
При детальном рассмотрении никто не мог не заметить, что изображенная Врубелем Пресвятая Дева невероятно похожа на Эмилию Прахову. Кстати, любовь Врубеля к этой женщине выражалась не только в его картинах, но и письмах. Михаил Александрович неоднократно признавался своим родным, что «любил женщину, она его не любила».
«У постели выздоравливающей» — Иван Горохов
«У постели выздоравливающей», художник Иван Горохов (1882)
Данная картина была написана в 1882 году в качестве дипломной работы Ивана Горохова во время его обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В центре сюжета картины две девушки, одна из которых лежит в постели, а другая сидит возле нее и читает ей книгу.
В создании этой картины, за которую художник получил Большую серебряную медаль, мастеру помогала его невеста Вера. Именно с нее Горохов рисовал обеих девушек. Сначала Верочка, как ласково ее называл художник, подолгу сидела на стуле в образе подруги, а после часами лежала на кровати, изображая выздоравливающую девушку. Возможно, именно любовь к натурщице помогли художнику воссоздать в таком обыденном сюжете столько нежности, тепла и уюта.
К слову, эту картину Горохов писал в квартире своей будущей тещи, где он жил в последние учебные годы. Для работы художник попросил хозяйку дома выделить ему самую большую комнату. Иван Лаврентьевич настолько щепетильно подбирал декорации для своего детища, что даже трижды переклеил обои в комнате. Также он разместил там кровать и табурет с лекарствами, чтобы передать дух болезненного состояния одной из героинь. А для домашнего уюта автор изобразил кота, который преданно сидит в комнате выздоравливающей.
Помимо этого, художник тщательно создавал образы главных героинь. Вера вспоминала, как ее жених во время написания картины трижды менял ей платья. Также он несколько раз переписывал картину, пока не добился полного удовлетворения от своей работы. В наши дни ознакомиться с оригиналом полотна и рассмотреть его более подробно можно в Национальном музее Республики Бурятии.
«Портрет неизвестного в треуголке» — Федор Рокотов
«Портрет неизвестного в треуголке», художник Федор Рокотов (1770-е)
В данной работе художника Федора Рокотова заключено много тайн. Поначалу считалось, что на полотне изображен внебрачный сын Екатерины Великой и ее фаворита Григория Орлова — граф Алексей Бобринский. Однако исследователям не давало покоя загадочное полотно, и, когда они просветили картину рентгеном, открылись новые подробности. Оказалось, что изначально художник написал не мужчину, а женщину, после чего переписал все, кроме лица.
Историки-искусствоведы считают, что на полотне изначально была изображена первая супруга помещика и издателя Николая Струйского — Олимпиада Балбекова, которая скончалась во время тяжелых родов. Со временем Струйский решил жениться во второй раз, и чтобы сохранить память о покойной супруге, не ранив чувства своей новой избранницы, он попросил художника изменить картину. Тогда Рокотов преобразил женский портрет в мужской, однако сохранил черты лица оригинала. Сейчас это полотно можно увидеть в стенах Третьяковской галереи.
«Над вечным покоем» — Исаак Левитан
«Над вечным покоем», художник Исаак Левитан (1894)
Картина «Над вечным покоем» является одной из самых узнаваемых творений Исаака Левитана. К слову, данная картина — одна из трех самых больших работ Левитана, ее длина составляет более 2 м. Эта работа не просто про красивый пейзаж, она о размышлениях художника на тему бренности бытия и бескрайности природы. Стоит заметить, что сюжет и цветовая гамма картины характерны именно для русской местности. В ней есть все — красота природы, философские и религиозные мотивы, а также романтичная история создания картины.
Исаак Ильич написал это полотно в период влюбленности в Софью Кувшинникову, роман с которой у него длился 8 лет, несмотря на то, что женщина была замужем. Именно с Софьей художник увидел невероятный вид под Вышним Волочком, который позже он изобразил на картине «Над вечным покоем». Также возлюбленная помогала Исааку создавать этот шедевр с помощью своего музыкального таланта: она играла на фортепиано, пока Левитан работал над картиной под чарующие звуки музыки.
В своих дневниках Софья вспоминала, что Исаак создавал это полотно с невероятным энтузиазмом и всегда просил, чтобы она играла ему Бетховена. Также Кувшинникова писала, что местность, изображенная на полотне, была взята с натуры, увиденной во время одной из их совместных конных прогулок. Единственное, что изменил в своей работе автор, — церковь, которая в реальности была менее привлекательной. Левитан решил заменить ее более милой церквушкой из Плеса, которую они также посетили вдвоем. Сейчас данное полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.
«Образ святой Варвары» — Михаил Нестеров
«Образ святой Варвары», художник Михаил Нестеров (1894)
Для росписи киевских соборов вышеупомянутый искусствовед Адриан Прахов пригласил не только Михаила Врубеля, но и других выдающихся художников, включая Михаила Нестерова. И если Врубель увлекся женой Прахова, то вот Нестеров влюбился в его дочь Елену. Именно ее художник использовал в качестве модели для фрески «Святая Варвара» для Владимирского собора, что, к слову, вызвало крупный скандал в киевском высшем обществе.
Все заметили невероятное сходство великомученицы и знакомой многим юной девушки, поэтому не хотели «молиться на Лелю Прахову». Тогда художнику пришлось внести значительные коррективы в позу и лицо святой, что его очень огорчило. Ведь ему так хотелось «очеловечить» его работу, наделив святую чертами лица его возлюбленной.
К слову, от своей идеи Нестеров все же не отступился и написал еще одну картину с образом святой Варвары, где вновь прослеживались черты лица дочери Прахова. Полотно получило название «Чудо». Но все же финальный вариант этой картины не устроил художника, и он в сердцах разрезал холст, однако часть с изображением головы сохранилась.
Что касается отношений Михаила и Елены, то дело у них уже шло к свадьбе, но незадолго до венчания у художника случилась интрижка с другой девушкой, которая от него забеременела. Однако это не помешало Михаилу и Елене сохранить дружеские отношения на долгие годы. Но, стоит отметить, что личная жизнь Елены Праховой так и не сложилась, она осталась одинокой до конца своих дней. А вот что скрывает одно из самых загадочных полотен Босха - триптих «Искушение святого Антония» - читайте в следующем материале.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: