Art   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Арт    



Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Невероятный мейсенский фарфор - великолепие, чудо и роскошь

Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне найденный ими рецепт получения «белого золота» - фарфора. Европейцы смогли разгадать этот секрет лишь спустя тысячу лет, и случилось это в небольшом немецком городке Мейсене, ныне известном на весь мир, как родина европейского фарфора, история которого весьма интересна. И в первую очередь она связана с королем Августом Сильным и беглым алхимиком Бёттгером.


В 1701 году курфюст Саксонии и король Польши Август Сильный принял под свое покровительство сбежавшего от короля Пруссии молодого, но уже известного своими достижениями, алхимика Иоганна Бёттгера, надеясь, что тому удастся наконец-то получить философский камень. А для пополнения своей оскудевшей казны Августу, известному своей расточительностью и любовью к роскоши, требовалось очень много золота.

Король Август Сильный

Король Август Сильный


Конечно, получить золото Бёттгеру не удалось. Зато им был раскрыт другой, не менее ценный секрет.
C 1704 года Иоганн Бёттгер трудился вместе с математиком и экспериментатором Эренфридом Вальтером фон Чирнхаузом, которого Август Сильный привлек для того, чтобы помогать Бёттгеру, а заодно и присматривать за ним. И уже через два года совместных изысканий исследователям удалось получить не золото, а тонкостенный и прочный красно-коричневый фарфор, который они назвали яшмовым.

Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз

Фрагмент фрески в Альбрехтсбурге. Слева направо: король Август Сильный, Иоганн Фридрих Бёттгер, граф Эренфрид Вальтер фон Чирнгауз


Но пока им не удалось добиться главного - найти рецепт тонкостенного белого фарфора, подобного китайскому. Для этого не хватало одного весьма важного компонента. И найден он был чисто случайно. Однажды знакомый парикмахер признался Бёттгеру, что истратив выделенные ему деньги, использует для припудривания париков вместо дорогостоящих белил белую глину, которую берет в одном из карьеров. Так был найден тот самый недостающий ключевой компонент - каолиновая глина, и в январе 1708 года первый белый фарфор был получен. К сожалению, осенью Чирнхаус заболел и умер, и Бёттгер продолжил работать один. Ему же и достались все лавры.

Иоганн Бёттгер

Иоганн Бёттгер


Отладив технологию, весной 1709 года он доложил Августу Сильному о своем изобретении и преподнес ему первые образцы изделий из белого фарфора. К тому времени уже была готова и рецептура бесцветной глазури, которая придавала фарфору еще и великолепный блеск.

Король прекрасно понимал всю важность этого открытия, и уже в 1710 году в хорошо укрепленной крепости Альбрехтсбург была организована и заработала первая в Европе фарфоровая мануфактура.

Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)

Замок Альбрехтсбург — место расположения первой фарфоровой мануфактуры (1710—1863)


В истории этой знаменитой мануфактуры прослеживаются три важнейших определяющих периода.

«Бёттгеровский период» (1710-1719)


В мастерской Бёттгера

В мастерской Бёттгера


В этот период происходило становление производства фарфора, «знакомство» с этим новым материалом, отработка технологий. Для фарфора, производимого в этот период, характерными были строгие и четкие формы и минимальное художественное оформление. Для украшения изделий использовали краски, золото, серебро.

Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)

Ваза из белого фарфора, Мейсен (1713—1720)






В этот период изготавливали также и предметы из красного фарфора.

Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

Кофейник из красного «бёттгеровского» фарфора

Носорог, тоже изготовлен из  «бётгеровского» фарфора

Носорог, тоже изготовлен из «бётгеровского» фарфора


Со смертью Бёттгера в 1719 году этот период становления естественным образом завершился.

«Живописный» период(1720-1733)


Этот период главным образом связан с именем художника Иоганна Грегориуса Хёрольда, возглавившего производство фарфора в 1720 году, после смерти Бёттгера. Он получил название "живописный", так как доминирующей стала художественная роспись изделий. В отличие от ранее применяемой «холодной» росписи, в работе стали использовать надглазурные краски, которые при обжиге вплавлялись в глазурь. Хёрольд, владеющий тайной создания таких красителей, разработал богатейшую цветовую палитру, в которой появилось много новых ярких красок. Рецепты их изготовления до сих пор засекречены.








«Луковичный» декор


В этот период произошло рождение фирменного синего декора мейсенской мануфактуры, так называемого «луковичного». Сама методика подглазурной росписи с использованием кобальтового красителя была разработана еще в 1717 году. Ярко-синий цвет на белом фарфоре этот краситель давал после обжига. А сам мотив уникальной росписи с использованием экзотических фруктов (персики, гранаты), цветов (лотосы, хризантемы, пионы) и листьев придумал в 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов. Декор получил название «луковичный», хотя к луку на самом деле он никакого отношения не имел. Просто гранат на рисунках Кретшмара, никогда не видевшего этот фрукт, больше был похож на лук. Изделия с «луковичным» орнаментом, который был доведен до совершенства к 1739 году, в то время были безумно популярными.

«Луковичный» декор

«Луковичный» декор

«Луковичный» декор

«Луковичный» декор




Методику подглазурной росписи кобальтовым красителем с 1722 года стали применять также для нанесения на все изделия мануфактуры уникального логотипа:

Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

Всемирно известный логотип Мейсенской мануфактуры – два синих перекрещенных меча.

«Скульптурный» период (1733-1756)


В этот период для украшения изделий вместо декоративной росписи стали использовать скульптуру и барельефы. Над созданием таких образцов в мастерской трудились Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Иоахим Кендлер. Оба они работали, каждый в своей манере, над выполнением заказа Августа Сильного, который решил украсить интерьер одного из своих дворцов фигурами различных животных и птиц. Однако, из-за кончины правителя эта работа так и не была завершена.

Обезьянка работы Кирхнера

Обезьянка работы Кирхнера

Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера

Обезьянка с двумя детенышами и орехом работы Кирхнера


А теперь - примеры работ, выполненных на эту же тему Кендлером:

Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера

Обезьяна, нюхающая табак. 1732 год. Высота 49 см. Работа Кендлера

Пара цапель работы Кендлера

Пара цапель работы Кендлера








Помимо фигур животных и птиц, Кендлер создал огромное количество фигурок людей и композиций на самые разные темы. Именно на годы его работы в мастерской (1735-1765 годы) пришелся «золотой век» мануфактуры.

Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

Фигурки работы Иоганна Иоахима Кендлера

Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер











Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером

Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером


Широкой известностью пользовалась его серия фигурок - персонажей из итальянской комедии дель арте, включающая Арлекина, Коломбину, Пьеро и других,

Фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, 1735-1767 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер

Фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, 1735-1767 гг. Автор большинства моделей — И. Кендлер




а также сатирическая серия «Обезьяний оркестр», обладательницей которой впоследствии стала мадам Помпадур.
«Обезьяний оркестр»

«Обезьяний оркестр»


Кендлер также создал удивительный декор «Schneeballdekor» – «снежный ком», который на французский манер стали называть «буль-де-неж». В 1739 году он представил вазу, впервые выполненную с использованием этого очень сложного по технике декора. Ведь каждый из многочисленных цветочков, украшающих эту вазу, лепится, обжигается и расписывается отдельно – процесс очень трудоемкий.

Ваза с декором «буль-де-неж» (И.И.Кендлер)

Ваза с декором «буль-де-неж» (И.И.Кендлер)


Кендлер принимал участие в создании знаменитого и самого большого по количеству предметов "Лебединого сервиза". Этот сервиз, рассчитанный на 100 персон, был предназначен для одного из руководителей мануфактуры - фон Брюля. И количество входящих в него самых разнообразных предметов огромно – оно достигает 2000!










История мейсенского фарфора насчитывает уже более трех веков, но его популярность не увядает. И многое из того ценного наследия, что оставили прославленные старые мастера, с успехом используется до сих пор. Многие их рецепты и поныне остаются секретным достоянием мейсенской мануфактуры.

Весьма трагична история создания фарфора в России. В продолжение темы рассказ о том, как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







30833
17.06.2018 11:35
В закладки
Версия для печати




Смотрите также