Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    

М. Нестеров. Слева – Леля Прахова. Эскиз для *Святой Варвары*. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru

М. Нестеров. Слева – Леля Прахова. Эскиз для *Святой Варвары*. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru

Над росписями Владимирского собора в Киеве работали несколько гениальных художников: М. Врубель, В. Васнецов и М. Нестеров. Проектом руководил Адриан Прахов – историк искусства и археолог. Михаил Нестеров увлекся его дочерью Еленой. Он использовал ее в качестве модели для фрески «Святая Варвара», что вызвало скандал в киевском высшем обществе.


М. Нестеров и Е. Прахова | Фото: art-nesterov.ru и tg-m.ru

М. Нестеров и Е. Прахова | Фото: art-nesterov.ru и tg-m.ru

Всю зиму 1893-1894 гг. Нестеров работал над иконостасами Владимирского собора. Святых он писал в соответствии с византийскими канонами – и Адриан Прахов, и художники, которые с ним работали, считали своей самой важной задачей возрождение византийского искусства. Однако созданные Нестеровым лики святых Константина и Елены, Кирилла и Мефодия, несмотря на единодушное одобрение комитета, самому художнику казались слишком холодными и обезличенными. Поэтому следующие работы он решил писать с натуры.

М. Нестеров. Святой Кирилл. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru

М. Нестеров. Святой Кирилл. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru

Образ Великомученицы Варвары был особенно близок Нестерову, и он решил его «очеловечить», наделив святую чертами лица девушки, к которой испытывал нежные чувства. О своей первой встрече с Еленой Адриановной Праховой художник вспоминал: «Напротив Праховой (матери) за самоваром сидела, разливая чай, девушка лет шестнадцати-семнадцати, тоже некрасивая, худенькая, на редкость привлекательная. Это была старшая дочь Праховых Леля. Она как-то просто, как давно-давно знакомая, усадила меня около себя, предложила чаю, и я сразу и навсегда в этом шалом доме стал чувствовать себя легко и приятно. Леля, благодаря своему милому такту или особому уменью и навыку обращаться в большом обществе с людьми разными, всех покоряла своей доброй воле и была общей любимицей». А позже, в 1897 г., Нестеров написал своему знакомому: «Это прекрасная девушка, с которой я взял когда-то тип своей великомученицы Варвары и был недалек от того, чтобы влюбиться в нее и связать ее судьбу со своей».

М. Нестеров. Святой Мефодий. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru

М. Нестеров. Святой Мефодий. Владимирский собор | Фото: liveinternet.ru

Сохранился карандашный рисунок Нестерова – портрет Е. Праховой, который послужил эскизом святой Варвары. Работал художник вдохновенно и окончил фреску менее чем за месяц. Он остался очень доволен этой работой, о чем сообщал отцу: «Великомученица Варвара» нравится… и я думаю, что все же это мой лучший образ в соборе…». Однако его восторга не разделили члены комитета. В «Варваре» они видели нарушение византийских канонов и забвение православных догм. Лицо святой было слишком «земным» и узнаваемым. Вскоре в обществе пошли слухи о том, что вместо иконы Нестеров написал «портрет Лели Праховой». Жена генерал-губернатора, графиня С. Игнатьева и губернские дамы под ее предводительством взбунтовались: «Не хотим молиться на Лельку Прахову!». Вице-губернатор Федоров, возглавлявший комитет, потребовал переписать голову Варвары, уничтожив сходство с дочерью Адриана Прахова.

М. Нестеров. Слева – Святая Варвара. Эскиз. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru

М. Нестеров. Слева – Святая Варвара. Эскиз. Справа – *Святая Варвара* во Владимирском соборе | Фото: culture.ru

Позже Нестеров сокрушался: «Голова св. Варвары… была ненавистна киевским дамам, и они добились, чтобы меня вынудили ее переписать. С огромным трудом удалось Васнецову уговорить меня сделать эту уступку… Конечно, голова Варвары после этого потеряла то, что меня в ней радовало. Это была самая крупная неприятность, какую я имел за время росписи Владимирского собора».

Слева – В. Васнецов. Елена Прахова, 1894. Справа – А. Мурашко. Портрет Е. Праховой, 1905| Фото: arttrans.com.ua и oldkiev.io.ua

Слева – В. Васнецов. Елена Прахова, 1894. Справа – А. Мурашко. Портрет Е. Праховой, 1905| Фото: arttrans.com.ua и oldkiev.io.ua

Его личные отношения с Еленой Праховой тоже потерпели фиаско: несмотря на то, что они были помолвлены, венчание так и не состоялось. Через несколько лет Нестеров сожалел об этом: «Если бы мне было суждено когда-либо жениться вторично, то никого бы я не желал иметь своей женой, кроме этой талантливой и необычайно доброй и чистой душой девушки. Но… увы и ах!». Незадолго до запланированной свадьбы у Нестерова случился роман с другой девушкой, которая от него забеременела. Несмотря на то, что помолвка была расторгнута, художнику и его несостоявшейся невесте удалось сохранить дружеские отношения на долгие годы. Личная жизнь Елены Праховой так и не сложилась, она осталась одинокой и умерла в Киеве в 1948 г.

Плащаница, вышитая Е. Праховой по эскизам В. Васнецова для Владимирского собора | Фото: fakty.ua

Плащаница, вышитая Е. Праховой по эскизам В. Васнецова для Владимирского собора | Фото: fakty.ua

Портреты Е. Праховой также написали В. Васнецов и А. Мурашко, а сама она была талантливой вышивальщицей и по эскизам Васнецова вышила плащаницу для Владимирского собора. Художник А. Мурашко изобразил ее за этим занятием, склоненную над вышиванием. Его самого ожидали тяжелые испытания: короткий творческий путь и трагическая смерть Александра Мурашко

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








18735
20.08.2016 10:00
В закладки
Версия для печати




Смотрите также