![](https://kulturologia.ru/files/u27045/1Dok.jpg)
Пытаясь с помощью кинематографа отвлечься от стрессов, напряжения и страхов, зрители обычно выбирают художественные фильмы. На самом деле документальное кино способно менять жизни людей. Красивые и яркие картины о жизни природы, журналистские расследования преступлений прошлого, приведшие к оправданию человека, отбывавшего наказание за преступление, которого не совершал, биографические повествования и многое другое заставят посмотреть на привычные вещи под другим углом и, возможно, приведут к изменениям жизни зрителя.
«Тонкая голубая линия», 1988 год, США, режиссёр Эррол Моррис
![Кадр из фильма «Тонкая голубая линия». Кадр из фильма «Тонкая голубая линия».](https://kulturologia.ru/files/u27045/2Dok.jpg)
Кадр из фильма «Тонкая голубая линия».
Этот фильм фактически стал расследованием преступления, за которое на протяжении 12 лет отбывал наказание Рэндолл Дейл Адамс. Его обвинили в убийстве полицейского, произошедшем 28 ноября 1976 года в Далласе, и приговорили изначально к смертной казни. Позже смертную казнь заменили пожизненным заключением, но режиссёр и автор сценария принялся за расследование этого дела. После выхода фильма на экраны дело Рэндолла Дейла Адамса было пересмотрено, и он сам освобожден.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: 10 художественных фильмов, которые помогут радикально изменить собственную жизнь >>
«Туман войны», 2003 год, США, режиссёр Эррол Моррис
![Кадр из фильма «Туман войны». Кадр из фильма «Туман войны».](https://kulturologia.ru/files/u27045/3Dok.jpg)
Кадр из фильма «Туман войны».
Этот фильм на самом деле способен изменить представления человека о войне и мире. История войн прошлого века может многому научить, только рассматривать её нужно с разных сторон и оценивать не только стратегические решения политиков и военных, но ещё и цену, которую придётся заплатить после того, как будет отдан приказ стрелять. К сожалению, люди далеко не всегда выносят уроки из истории, а потому снова и снова совершают всё те же ошибки.
«Акт убийства», 2012 год, Великобритания, Дания, Норвегия, режиссёры Джошуа Оппенхаймер, Кристина Синн и аноним из Индонезии
![Кадр из фильма «Акт убийства». Кадр из фильма «Акт убийства».](https://kulturologia.ru/files/u27045/4Dok.jpg)
Кадр из фильма «Акт убийства».
Фильм повествует о событиях 1960-х годов, когда в Индонезии развернулись массовые репрессии против коммунистов. Они привели к гибели множества людей, и даже сегодня историки называют цифры, которые способны повергнуть в шок: от 400 тысяч до 3 миллионов человек были убиты. В документальной ленте режиссёр берёт интервью у боевиков, принимавших непосредственное участие в репрессиях. Безнаказанная жестокость не поддаётся оправданию, а создатели картины показали её без прикрас и позволили зрителям сделать свои выводы, выслушав и карателей, и простых людей, ставших очевидцами событий.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Зачем режиссеры скрывают свои имена из титров фильмов и Кто такой Алан Смити >>
«Дух времени», 2007 год, США, режиссёр Питер Джозеф
![Кадр из фильма «Дух времени». Кадр из фильма «Дух времени».](https://kulturologia.ru/files/u27045/5Dok.jpg)
Кадр из фильма «Дух времени».
Творение Питера Джозефа заставляет зрителя если уж не поставить под сомнение всё, что говорят о мироустройстве политики, то задуматься о правдивых и ложных утверждениях, касающихся этой темы. Создатели фильма, конечно, не претендуют на истину в последней инстанции, но они заставляют посмотреть под другим углом на разные религии и верования, подводя под логичный вывод о мистификациях, позволяющих овладевать умами людей. При этом зрителю придётся ставить под сомнение фактически каждое утверждение в картине и постепенно, шаг за шагом, учиться отличать правду от лжи. И, изучая информацию, понять: для массового контроля людей используются многочисленные инструменты: политика, экономика, средства массовой информации и многое другое.
«Столетие личности», 2002 году, Великобритания, режиссёр Адам Кертис
![Кадр из фильма «Столетие личности». Кадр из фильма «Столетие личности».](https://kulturologia.ru/files/u27045/6Dok.jpg)
Кадр из фильма «Столетие личности».
Этот фильм не просто даёт представление о природе личности человека. После его просмотра зритель сможет понять многие вещи и сделать собственные выводы о том, почему происходят те или иные события. К тому же создатели фильма не навязывают собственную точку зрения, но вызывают желание подумать о том, каким образом манипулируют людским сознанием. При этом сама картина заставит усомниться в существовании демократии как таковой. Разложенная буквально по полочкам теория коммуникации даст возможность понять, как действуют современные средства массовой информации, которые подводят читателей к единому мнению, нужному тем, кто на самом деле находится на вершине власти.
В некоторых документальных фильмах речь идёт о произведениях искусства и тех подделках, которые время от времени попадают в музеи и выставляются в качестве подлинников.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: