В России существуют всего четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Последняя является самой старинной, основана она еще в XVIII веке. Эта единственная манера русской традиционной росписи, не связанная с иконописью. Федоскинские мастера еще в XIX веке учились в Строгановском училище и ставили для себя высокую планку – равнялись на художников эпохи Возрождения. Сегодня в Федоскино производят шкатулки и расписывают их точно так же, как и 200 лет назад. Каждая работа является произведением искусства.
Федоскино. Миниатюра «Берендеево царство», 2000 г.
Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.
Федоскинская миниатюра «Петушиный бой»
Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.
Миниатюра «Девушка», 2006 г.
Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.
Федоскино. «Приглашение»
Темами для миниатюр становились сценки из деревенской жизни и эпизоды русских сказок. Также на коробочках изображали копии картин великих русских мастеров. Символом федоскинской миниатюры считается русская тройка.
Федоскино. Миниатюра на тему из сказки «Иван царевич и серый волк»
Изготавливаются шкатулки из папье-маше по особой старинной технологии, которая позволяет делать их прочнее деревянных. По весу, кстати, они также сравнимы с натуральной древесиной, хотя делают такие коробочки из картона. Его наматывают на основу, промазывая каждый слой клеем и прессуют. После сушки изделие вымачивают в льняном масле, еще раз сушат и шлифуют. Мастера дают для своих изделий 100-летнюю гарантию. Такое папье-маше выдерживает даже кипяток и не боится грибка.
Федоскино. «Поцелуйный обряд», 2009 г.
Для росписи шкатулок только федоскинские мастера используют масляные краски. Остальные школы русской лаковой миниатюры рисуют яичной темперой. Отличием этого старинного стиля является объемность. Она достигается за счет того, что между слоями рисунка – замалёвком, перемалёвком, основным слоем и бликами лежат слои лака. Всего за время росписи на изделие наносится около пятнадцати-двадцати слоев. Каждый из них высушивается, на некоторых этапах лаковые слои шлифуются. Еще одна особенность федоскинской живописи – это особый блеск. Он достигается за счет того, что из-под рисунка просвечивает первый слой – золотая, серебряная фольга или натуральный перламутр
Миниатюра «Чаепитие», 2012 г.
В среднем на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 месяцев. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Ее подлинность подтверждается сертификатом с личной подписью художника.
Федоскино. «В степи»
За свою долгую историю федоскинское производство переживало несколько взлетов и падений. С 1945 года при фабрике работает экспериментальная мастерская, в которой ученым удалось возродить старинные прикладные техники: скань, цировка, роспись по перламутру и др. Кроме того, в Федоскино обучают мастеров росписи и действует музей лаковой миниатюры.
Старинная федоскинская табакерка. Первая четверть XIX в. Фабрика П.И. Коробова.
Коробочка с изображением отдыхающего садовника (с оригинала О.А. Кипренского). Середина XIX в.
В федоскинской росписи отразилась русская история. Миниатюра Советская власть в селе
Федоскинская миниатюра. Портрет Гагарина.
Мастера лаковой живописи за работой
Читайте дальше обзор о еще одной знаменитой школе лаковой живописи четыре века Палеху: Уникальная русская иконография и лаковая живописная миниатюра, которой нет аналогов в мире
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Красиво!