На долю этого художника выпали, без преувеличения, все потрясения и перемены, случившиеся в Китае двадцатого века. Либерализм двадцатых годов, породивший волну китайского модернизма, война, оккупация, репрессии и последующая слава, поздняя, но вполне заслуженная… Сегодня имя Линь Фэнмяня вписано в историю не только китайского, но и мирового искусства, а когда-то он собственноручно уничтожал свои работы, замачивая их в тазу – и вовсе не по своей воле.
Человек тридцатых
Южные девушки.
Линь Фэнмянь родился в 1900 году в Гуандуне в последние годы существования императорского Китая. Отец художника тоже занимался живописью и каллиграфией, и Линь Фэнмянь рано проявил талант к рисованию.
Детство его было омрачено трагедией – в раннем возрасте он потерял мать. В ряде источников можно встретить упоминание о том, что она была изгнана из деревни (в сельском Китае на заре двадцатого века сохранялись очень жесткие патриархальные традиции) за супружескую измену с хозяином красильни, где любил проводить время ее маленький сын. Став взрослым, Линь Фэнмянь пытался разыскать мать или узнать хоть что-то о ее дальнейшей судьбе, но не смог. Возможно, именно поэтому так часто в его работах встречается призрачный женский образ, смутный и нежный, будто порыв ветерка способен развеять его.
Женщина, играющая на пипе.
Женщина с флейтой.
В девятнадцать лет он выиграл финансируемую государством стипендию для обучения во Франции в 1919 году, где открыл для себя постимпрессионизм, фовизм и примитивизм. Затем, благодаря поддержке друзей, он посетил Германию, где проникся творчеством дадаистов и экспрессионистов, в том числе и социальной критикой, сквозившей в их картинах и коллажах. Но модернистское искусство было не единственным его европейским потрясением. В те же годы он встретил свою первую любовь, Элизу – и спустя всего два месяца она стала его женой. Однако безоблачное счастье, охватившее влюбленных, продлилось недолго. Жена художника скончалась в родах вместе с ребенком.
Впоследствии он женился вторично – тоже на француженке, Алисе Валлант, которой во многом мир искусства обязан сохранением работ и архивов Линь Фэнмяня.
Осень в деревне.
По возвращении в Китай в 1926 году Линь начал преподавать в Пекинской академии искусств, где пытался соединить традиционное китайское искусство и художественные достижения немецких и французских мастеров модернизма. Он считал, что китайское искусство, застрявшее в увлечении традицией, лишено возможности развиваться без влияния западной культуры.
Без названия.
Он заимствовал модернистскую работу с цветом и композицией, экспериментировал с форматом полотен – в те годы отказ от вертикально вытянутого прямоугольника в пользу квадрата буквально шокировал публику. Впрочем, источником вдохновения была для него и родная культура – керамика династии Сун, живопись гохуа и наскальные рисунки, обнаруженные археологами в Китае.
Без названия.
Довольно скоро вокруг Линь Фэнмяня собрался кружок молодых художников. Кружок этот выпускал журнал Apollo . В 1929 году они написали манифест, в котором сравнивали художников с «фермерами, которые работают на благо всего человечества». В тот же период Линь Фэнмянь, которому не было еще и тридцати, стал директором недавно созданной Национальной академии искусств в Ханчжоу и бросил все силы на реформу художественного образования в Китае, например, введя в учебную программу Ван Гога и Сезанна. Это была эпоха смелых экспериментов, новаторства и веры в будущее, а потом началась война – японско-китайская.
Война и репрессии
Оперные фигуры. Волшебный лотосовый фонарь.
В период оккупации мастерская Линь Фэнмяня была разграблена, почти все ранние работы уничтожены – впрочем, некоторые из них, написанные на холсте, японские солдаты использовали в качестве брезента. В шестидесятые годы, в период Культурной революции, Линь Фэнмянь, отдавший десятилетия жизни развитию художественного образования родной страны, был объявлен предателем.
Женщина, перебирающая струны.
Несмотря на несправедливость, в этом не было ничего неожиданного. Во многом преследованиям способствовало его увлечение Пекинской оперой, его «антиреволюционная» живопись, любовь к западному искусству. Опера в те годы переживала трагический упадок - хунвэйбины сожгли декорации и костюмы спектаклей, потому что в театрах должны идти только написанные женой Мао «революционные оперы из современной жизни». На десятилетие традиционная культура Китая оказалась под запретом, множество старинных храмов было разрушено, все то, чем сейчас Китай гордится – практически уничтожено, жестко регламентировался внешний вид граждан, была введена строжайшая цензура.
Женщина в голубом.
И – начался настоящий террор, кровавая охота на деятелей искусства. Понимая, как опасна сложившаяся ситуация, Линь Фэнмянь собственноручно уничтожил большую часть своих работ, оставшихся в Китае. По-видимому, Алиса, эмигрировавшая в Бразилию, успела вывезти часть полотен. Остальные же художник размачивал в тазу с водой, соскребал краску, превращая нежные женские образы и лирические пейзажи в серую кашицу. Но это не помогло. Над его домом был вывешен плакат с надписью: «Долой буржуазных реакционных ученых-тиранов». Художника арестовали, пытали и заключили в тюрьму на четыре года.
Почти эмиграция
Четыре красавицы.
Только после смерти Мао Линь Фэнмяню разрешили покинуть Китай при условии, что он отправится в Бразилию к семье. В Бразилии он бывал несколько раз, но так и не остался. Он переехал в Гонконг, находившийся тогда под суверенитетом Великобритании, где провел оставшиеся годы, наверстывая упущенное, работая над новыми картинами и восстанавливая по памяти утраченные во время Культурной революции. В 1989 году он провел свою первую ретроспективу на Тайване в Музее естественной истории в Тайбэе. А два года спустя художник скончался. Говорят, последними его словами было – «я хочу домой».
Хризантемы.
На организацию ретроспективы работ Линь Фэнмяня в Гонконгском художественном музее в 2007 году ушло 10 лет. Найти работы художника оказалось сложнейшим делом для искусствоведов. Но за каждой сохранившейся его картиной стоит целая история – не только художника, но и огромной страны со всеми ее трагедиями.
Сегодня молодое поколение китайских художником раз за разом переворачивает любые представления о прекрасном - например, в области ювелирного искусства.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: