Младенцы в средневековом искусстве имеют одну общую черту: они не похожи на младенцев. Вместо этого они напоминают миниатюрные версии мужчин и женщин среднего возраста, иногда с залысинами и крепким телом. Изображения странных, преждевременно состарившихся малышей появлялись на протяжении всего Средневековья и в эпоху Возрождения, когда эта тенденция (к счастью) начала исчезать. О том, что же стало главной причиной столь странного изображения младенцев на старых картинах – далее в статье.
Искусство полно символизма - и эти жуткие младенцы, которые выглядят так, словно хотят продать чёрту чужую душу - не исключение. Возможно, такие картины могут показаться странными современному зрителю, но у художников тех времён были свои взгляды на этот счёт. Как оказалось, здесь не обошлось без христианской теологии, средневековой медицины и устаревшей теории о детстве.
1. Иисус
Симоне Мартини: Мадонна с младенцем, ок. 1326 год. \ Фото: pinterest.com.
При изображении Иисуса Христа, наиболее часто изображаемого младенца в средневековом искусстве, художники опирались на преобладающие христианские верования. В то время церковь верила, что Христос был, по существу, совершенно сформировавшимся и неизменным человеком в течение всей своей жизни.
Это означало, что младенец Христос должен был появиться во взрослой форме, потому что он не должен был изменяться с возрастом. Церковь не хотела, чтобы Христос был изображён в виде младенца. Вместо этого они предпочли миниатюрного достаточно взрослого человека.
2. Христианская церковь
Дуччо ди Буонинсенья: Мадонна Креволе, 1282-84 гг. \ Фото: wikioo.org.
В эпоху Средневековья частные портреты были редкостью. Большинство картин с детьми были заказаны христианской церковью, а это означало то, что сюжеты обычно ограничивались несколькими библейскими младенцами, включая Иисуса в младенчестве.
Поскольку Иисус был одним из наиболее часто изображаемых младенцев, то другие малыши в средневековом искусстве, естественно, начали разделять его черты зрелого человека в теле ребёнка.
3. Теория о гомункуле
Благодатный образ Богоматери с младенцем. \ Фото: google.com.
Склонность средневековых художников изображать младенцев со взрослыми чертами отчасти проистекала из теории гомункула, что означает «маленький человек». Согласно вере, гомункул — это полностью сформировавшаяся человеческая мысль, существовавшая до зачатия. Идея впервые возникла, когда алхимик Парацельс использовал этот термин в своих инструкциях по созданию ребёнка без оплодотворения или беременности.
Теория гомункула распространилась и на другие дисциплины, включая теологию, репродуктивную науку и искусство.
4. Средневековое искусство было экспрессионистским
Липпо Мемми: Мадонна с младенцем. \ Фото: clevelandart.org.
В то время как художники эпохи Возрождения сосредоточились на реализме, средневековые художники больше интересовались экспрессионизмом. Профессор истории искусств Мэтью Эверетт как-то сказал, что странность, которую мы видим в средневековом искусстве, проистекает из отсутствия интереса к натурализму, и что живописцы больше склонялись к экспрессионистским условностям.
Средневековым художникам было всё равно, похожи ли младенцы в их работах на настоящих младенцев. Художники той эпохи были привязаны к условностям, и стили живописи были в основном единообразны. Во многих случаях эти условности основывались скорее на религиозной символике, чем на реальной жизни. Церковь имела определённые стандарты для изображения Христа в младенчестве, поэтому большинство художников придерживалось этой традиции.
5. Странные понятия о детстве
Джотто ди Бондоне: Мадонна с младенцем. \ Фото: wordpress.com.
Средневековые учёные и философы смотрели на маленьких детей иначе, чем большинство современных родителей. До XVIII века христианские учения описывали детей как маленьких, неполноценных взрослых, которых необходимо воспитывать строгой дисциплиной и уроками морали.
Французский историк Филипп Арье предположил, что средневековые дети могли рассматриваться как полноценные взрослые с семилетнего возраста. Церковь считала семь лет «веком разума» - возрастом, когда ребёнок будет нести ответственность за грехи. Поскольку дети с самого раннего возраста воспринимались как маленькие взрослые, соответственно, их таковыми и изображали.
6. Средневековые предрассудки и верования
Джотто ди Бондоне: Мадонна с младенцем, 1320-1330 гг. \ Фото: walmart.com.
Быть родителем в средневековую эпоху было далеко непросто. Детские смерти происходили регулярно. По некоторым оценкам, около двадцати процентов детей не дожили до своего первого дня рождения, двенадцать процентов - в возрасте от одного до четырёх лет и шесть процентов - в возрасте от пяти до девяти лет. Изображение младенцев сильными, здоровыми детьми, похожими на взрослых, возможно, олицетворяло надежды родителей на детей, которые доживут до зрелого возраста.
7. Пример для подражания
Чимабуэ: Мадонна с младенцем, 1283-1284 гг. \ Фото: allpainters.ru.
Некоторые эксперты теоретизируют, что средневековые художники изображали младенцев со взрослыми чертами лица в интересах реальных детей, которые могли видеть их работы. Сильные, зрелые фигуры, изображённые на картинах, служили образцами для подражания средневековым детям, которые, глядя на них, должны были стремиться к тому, чтобы стать такими же взрослыми, крепкими и сильными, как взрослые малыши на картине.
8. Репродуктивные идеи
Пьетро Каваллини: Рождение Богородицы. \ Фото: google.com.
Гомункул был тесно связан с теорией преформизма. Согласно этой средневековой школе мысли, человеческая жизнь не возникла из генетических компонентов обоих родителей. Вместо этого полностью сформировавшийся индивид существовал в одном из родителей до зачатия. Некоторые теоретики считали, что полностью развитый человек существует в женщине и требует мужского семени, чтобы активировать его каким-то химическим способом. Другие утверждали, что ребёнок существует в семени и был имплантирован в матку. Это означало, что любой ребёнок мог считаться гомункулом, подобным младенцу Христу, и, следовательно, мог также изображаться как взрослый.
9. Быть взрослым с рождения
Хуан Пантоха де ла Крус: Инфанта Анна. \ Фото: kulturpool.at.
Иисус был не единственным ребёнком, которого изображали с элементами символики. Средневековые и ренессансные художники также изображали детей из королевских семей взрослыми, даже в очень юном возрасте. В таких портретах основное внимание уделялось не их детству, а аристократическим амбициям, навязанным им. Даже в детстве их публичные персоны были призваны проецировать качества, необходимые им как будущим лидерам.
10. Перемены
Андреа Мантенья: Мадонна со спящим ребёнком. \ Фото: counterlightsrantsandblather1.blogspot.com.
В эпоху Возрождения экономика начала меняться, и в городах по всей Европе возник процветающий средний класс. Простые люди наконец-то могли позволить себе заказывать портреты - привилегия, ранее принадлежавшая церкви и аристократии.
Новый средний класс хотел портреты своих детей, но был категорически против того, чтобы их изображали стариками. В итоге, постепенно художники стали отходить от ранее навязанной средневековой символики, и дети на картинах стали гораздо симпатичнее.
11. Новое восприятие и взгляды на портрет
Портрет работы Жана Эя: Сюзанна де Бурбон в детстве, ок. 1500 г. \ Фото: thefreelancehistorywriter.com.
Мыслители эпохи Возрождения помогли изменить отношение общества к детям. Вместо того, чтобы относиться к ним как к маленьким взрослым, люди стали ценить юношей за их очевидную невинность. Дети больше не воспринимались как несовершенные существа, нуждающиеся в исправлении. Вместо этого на них смотрели как на невинных, которые ничего не знали о грехе. Родители стали ценить детство как отдельную фазу, отделённую от взрослой жизни.
12. Художественные стили менялись вместе с восприятием Иисуса
Рафаэль Санти: Мадонна Темпи, 1507 год. \ Фото: wordpress.com.
В эпоху Возрождения, когда общество стало восхищаться детьми и их врождённой невинностью, церковь также начала почитать детство Христа. Произведения искусства той эпохи подчёркивали природные добродетели Иисуса. Богословы и художники стали меньше обращать внимания на благочестие младенца Христа и больше на его невинность и отсутствие греха. Эти новые идеи побуждали художников изображать младенца Христа с более младенческими чертами.
13. Ренессанс
Бернардино Личинио: Портрет Арриго Личинио и его семьи. \ Фото: pinterest.ru.
Ренессанс потряс мир искусства и уничтожил условности, которые ранее сдерживали художников, открыв новый интерес к реализму и натурализму. Художники стали осматриваться и изображать то, что они наблюдали. Они порвали со старыми условностями и рисовали детей такими, какими они их видели, что привело к появлению реалистических детей в искусстве.
14. Переворот в мире искусства
Маттиас Стом: Святое Семейство. \ Фото: laurabenedict.com.
Ренессанс не произвёл революцию в искусстве за один день. Стили менялись с течением времени, но эти изменения медленно, но широко распространились по всему миру искусства. Художественные изображения младенцев постепенно стали меньше походить на стариков, но чрезвычайно мускулистые дети всё ещё оставались в Ренессансе. С течением веков художники отказались от средневековых стилей в пользу ренессансного реализма.
Читайте также о том, почему содержание Евангелия детства Иисуса повергает многих в шок, а также претит религиозным догмам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: