С детства Анри де Тулуз-Лотрек столкнулся с непреодолимым трудностями. Из-за наследственных заболеваний он оказался оторванным от общества и обычной жизни, постоянно ощущая гнетущее чувство одиночества. Но именно эти испытания стали вдохновением для художника. Оказавшись на обочине общества, он обратил внимание на тех, кто живет в тени — актеров кабаре, циркачей, людей с увечьями. Через экспрессивные образы Тулуз-Лотрек передавал боль, одиночество и страсть, превратив личную трагедию в искусство.
Жизнь в рамках: борьба с собой и с обществом
С самого детства физические заболевания Анри де Тулуз-Лотрека оставили неизгладимый след не только на его теле, но и на его психике. Его диагноз — гипофизарный нанизм, или карликовость, который нарушил нормальное развитие костей и вызывал кардинальное замедление роста, — стал его личной трагедией.
Анри де Тулуз-Лотрек. Никчемные. Фрагмент / Фото: artchive.ru
В возрасте 13 лет, когда сверстники будущего художника уже начали формироваться физически, он оставался маленьким и хрупким, ростом чуть более полутора метров, а его ноги перестали расти, со временем искривившись и став непропорциональными. Со временем он стал страдать также от остеопороза и артрита, что делало его суставы болезненно ломкими и ограничивало подвижность. Эти физические недостатки были причиной для настоящей изоляции Тулуз-Лотрека от общества и бременем, которое он нес всю свою жизнь – не только в теле, но и в душе.
Каждый шаг давался Тулуз-Лотреку с трудом. Ноги, искривлённые и хрупкие, с трудом несли его по жизни, а непроходящая боль становилась постоянным спутником художника. Это физическое страдание и непривычный внешний облик вызывали у Тулуз-Лотрека чувство угрюмого одиночества. Он был обречён на жизнь на обочине — среди тех, кто был отвергнут обществом.
Анри де Тулуз-Лотрек. Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре «Шильперик». Фрагмент / Фото: en.wikipedia.org
Его душевная боль и психическое состояние ухудшались, и он погружался в депрессию, пытаясь найти ответы на вопросы, которые мучили его, в алкоголе и связях с личностями, выброшенными за пределы светского общества. Но в этом мучительном существовании начала зарождаться глубокая, болезненная потребность в самовыражении — потребность, которая позднее стала его искусством.
1. Серия картин «Мулен-Руж»
Анти де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. Фрагмент / Фото: ru.wikipedia.org
Серия картин Тулуз-Лотрека, на которых он изображает «Мулен Руж», — это яркое и одновременно мрачное отражение жизни парижского кабаре, где сам художник проводил значительную часть своего времени. Он был постоянным гостем этого знаменитого заведения, и его картины стали своего рода свидетельством того мира, который существовал за яркими огнями и весёлыми танцами. За фасадом веселья тревогу и боль.
На полотнах художника часто появляются танцовщицы, пьяные девушки, дамы полусвета и мужчины, потерявшие себя в радостных, но пустых удовольствиях. Атмосфера праздника в картинах Тулуз-Лотрека всегда напряжённая, в ней нет истинной радости. Пьяные зрители и посетители создают иллюзию веселья, но за этим скрываются глубокие разочарования и бессмысленность их существования. Праздник становится местом для людей, пытающихся забыть свои проблемы.
Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. Фрагмент / Фото: en.wikipedia.org
Тулуз-Лотрек мастерски передал эту двойственность: внешний блеск и внутреннюю пустоту, реальный мир, скрывающий за собой ужас и одиночество.
2. Портрет Винсента ван Гога
Портрет Ван Гога, написанный Тулузом-Лотреком, — это не просто изображение знакомого художника, а глубокое, проникновенное полотно, отражающее не только внешний облик, но и внутренний мир их творческой связи. Не зря говорят, что подобное тянется к подобному. Оба художника переживали острые внутренние кризисы. Лишённые понимания и поддержки в мире, они нашли друг друга, оказывая взаимную поддержку на творческом и жизненном пути.
Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Винсента ван Гога. Фрагмент / Фото: en.wikipedia.org
Они встретились в Париже в конце 1880-х годов. Их встреча была судьбоносной: два художника, переживающие свою борьбу с миром и собой, мгновенно почувствовали друг в друге родственную душу. Тулуз-Лотрек, чья жизнь была наполнена изоляцией и одиночеством, увидел в Ван Гоге человека, который тоже был лишён нормального места в обществе.
Художники встречались, чтобы писать свои картины вместе, вместе же участвовали в выставках. А Тео ван Гог, брат Винсента ван Гога, покупал у Тулуз-Лотрека его картины.
На портрете Ван Гога, выполненном Тулузом-Лотреком, художник изобразил своего друга сидящим за столом, акцентируя внимание на болезненной напряжённости, которая была свойственна Ван Гогу. Тулуз-Лотрек, чей стиль был ярким и экспрессивным, использовал контрастные цвета, создавая ощущение тревоги, на грани которой находился его персонаж.
Анри де Тулуз-Лотрек на мольбертом / Фото: pikabu.ru
Голубой цвет в портрете имеет символическое значение, которое отсылает к внутреннему состоянию Ван Гога и их общей связи. Это цвет тоски и одиночества. Ван Гог, постоянно переживавший кризисы и внутренние переживания, часто использовал этот цвет в своей живописи, и Тулуз-Лотрек, интуитивно чувствуя схожесть своих эмоциональных состояний с другом, также использовал голубой, чтобы подчеркнуть глубокую печаль и душевную тревогу. В контексте этой картины голубой символизирует не только эмоциональную изоляцию, но и стремление к внутреннему очищению, которое оба художника искали через искусство.
3. Картины, посвященные домам терпимости
Картины Тулуз-Лотрека, на которых он изображает девушек полусвета, — это не просто изображения женщин, ассоциирующихся с пороком и низким социальным статусом. Он не скрывает их уязвимость и переживания, и, в отличие от многих художников своего времени, изображает их не как объекты желания, а как живых людей с глубокими чувствами.
Анри де Тулуз-Лотрек. В постели. Фрагмент / Фото: en.wikipeia.org
Тулуз-Лотрек часто изображает девушек за повседневными делами: приводящими себя в порядок, дремлющими, выпивающими или общающимися между собой. Он часто изображает женщин в моменты покоя, уединения, когда их внешность и поведение становятся мягкими и нежными, а не эксплуатируемыми для мужского взгляда. В этих работах видно, как он стремится показать их человечность, их настоящие переживания, их связь друг с другом, порой более искреннюю и чувственную, чем отношения между «нормальными» людьми.
Физическая болезнь Тулуз-Лотрека привела к тому, что он искал любовь в местах, где её, возможно, не следовало бы искать. Художник сам часто чувствовал себя чуждым и отстранённым, и, вероятно, поэтому в этих женщинах искал ту самую безусловную любовь, которую, как ему казалось, не мог получить в другом месте. Страдая от физической изоляции и внутренней боли, Тулуз-Лотрек испытывал восхищение от их взаимной привязанности и нежности по отношению друг к другу. Он видел, как они поддерживают друг друга, разделяют маленькие радости и горести, и стремился запечатлеть это на своих картинах.
Больше об искусстве Франции читайте в статье «7 картин Пикассо, которое изменят привычное представление о художнике»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: