Когда речь заходит о модерне в США, в первую очередь вспоминают легендарного Луиса Комфорта Тиффани. Однако в графическом дизайне тон задавал другой человек. В 1893 году издательство «Harper’s» поместило на обложку работу малоизвестного художника Уильяма Брэдли – и это стало сенсацией. Знатоки ставят этого американского Брэдли в один ряд с Анри де Тулуз-Лотреком и Обри Бердслеем, но его имя практически не известно в России…
Утонченная графика Уильяма Брэдли.
Брэдли родился в штате Массачусетс в 1868 году. Свою художественную карьеру Уильям начал рано, в двенадцатилетнем возрасте. После смерти отца, переехав с матерью в Мичиган, он был вынужден искать себе подработку, и оказался в качестве подмастерья в издательстве еженедельной газеты. В семнадцать лет он решил играть по-крупному – и отправился в Чикаго. Там очень юный, но уже вполне опытный художник занимался гравюрой и типографией, а затем начал работать как внештатный графический дизайнер с несколькими издательствами.
Работы Брэдли для журналов.
Неизвестно, почему Брэдли вернулся в Массачусетс, однако именно там он предпринял попытку создать собственное дело и собственное периодическое издание, известное как Breadly: His book.
Работы Брэдли для собственного журнала.
В качестве независимого издателя Брэдли выступал в роли иллюстратора, редактора, типографа, дизайнера и менеджера. Он собирал поэтические произведения по своему вкусу, искал интересные прозаические отрывки, дополнял их своими набросками и готовыми работами.
Слева - работа Брэдли для собственного проекта.
В современном понимании это было чем-то между зина (независимого журнала, создаваемого не столько по законам проектирования периодических изданий, сколько в зависимости от личных предпочтений и идей авторов) и артбука. В любом случае, проект Уильяма Брэдли нашел отклик в кругах ценителей, и он достиг определенного финансового статуса, но…
Работы Брэдли для журналов.
…но, как известно, многозадачность быстро расшатывает здоровье и психику. В свои двадцать восемь художник чувствовал себя все хуже и хуже. Он начал терять сознание прямо на работе. Уильям рассудил, что никакой успех и независимость не должны стоить ему здоровья, и продал свое предприятие. К тому же работа над Breadly: His book принесла Уильяму известность в кругах ценителей высокохудожественной графики.
Ксилографии Брэдли.
Его называли самым непредсказуемым, необычным и талантливым американским коммерческим иллюстратором. Он создавал иллюстрации для детских книг, приложил руку к кинематографическим декорациям. Его дебют на «большой сцене» - в крупном издании – произвел фурор и обозначил появление нового стиля в графическом дизайне и рекламе США. Издатели начинают буквально охотиться за ним. В 1894 году Брэдли получает два ключевых для его карьеры заказа: обложки к «Inland Printer» и семь афиш для «Chap book».
Работы Брэдли для журналов.
Работы Брэдли, чье имя практически не известно в России, искусствоведы ставят в один ряд с афишами и плакатами самого Анри де Тулуз-Лотрека, но сравнивают чаще всего с Обри Бердслеем.
Брэдли часто сравнивали с Бердслеем.
Кроме того, Брэдли продолжал традиции младших прерафаэлитов, Движения искусств и ремесел - тщательно выписывал буквы, стремился к лаконизму и изяществу форм, использовал отсылки к образам средневековья.
Иллюстрация интерьера Уильяма Морриса, созданная Брэдли.
Творчество Брэдли относят к американскому ар нуво, а его самого – первым американским художником, работающим в этом стиле. Так же, как и многие художники модерна, он черпал вдохновене в японской ксилографии – это заметно, например, в его обложках для журнала «The Chap book», где локальные цвета и плавно изогнутые линии выдают источники вдохновения художника. Немало на него повлияла и Всемирная выставка в Чикаго, где художник увидел работы многих своих коллег.
Слева - образ павлина от Брэдли.
Брэдли старался не «разбрасываться» колоритом, используя не более трех цветов и делая ставку на декоративность. Он мастерски владел линией, создавал сложные орнаменты. Особенно это заметно в изображениях павлинов, нарисованных Брэдли для обложек и рекламных плакатов.
Модерновые образы женщины и павлина.
В конце XIX века образ павлина был невероятно популярен. Ему, символу бессмертия, а вовсе не гордыни, отдали должное и Тиффани, и Уистлер, и Бердслей, да и обожаемое художниками тех лет японское искусство не обошло павлинов стороной.
Слева - реклама велосипедов, направленная на женщин.
Еще одним, что называется, трендом в графическом дизайне тех лет были… велосипеды. В 1980-х годах Европу и США захлестнуло повальное увлечение ездой на велосипеде. Феминистка Сьюзент Энтони объявила велосипед средством женской эмансипации – во всяком случае, именно велосипеды стали поводом для появления рациональных, лаконичных фасонов женской одежды. Брэдли выразил свое восхищение храбрыми велосипедистками, создав один из самых своих известных плакатов, в котором заметно влияние представительницы «прямолинейного модерна» Маргарет Макдональд.
Смелая и независимая велосипедистка - образ, восхищавший Брэдли.
Впрочем, к теме велосипедов он возвращался не раз и создавал достаточно жесткие, графичные работы, в которых можно заметить нечто футуристическое.
Брэдли умел создавать и довольно агрессивные работы.
Стиль модерн, как известно, просуществовал недолго, но карьера Брэдли не шла на спад. С 1907 по 1910 год он проработал главным художником в «Collier’s Weekly» - самом успешном американском еженедельнике тех лет, публиковавшем серьезные политические материалы. Под началом Брэдли трудились Эдвард Пенфилд и Эдмунд Дюлак, впоследствии ставшие известными художниками-иллюстраторами.
Работы Уильяма Брэдли.
Впоследствии Брэдли, не прекращающий сотрудничать с многочисленными журналами, открыл для себя новые горизонты. Он начал писать рассказы, выступал с лекциями, вернулся к разработке шрифтов. Ему довелось побывать и арт-директором нескольких фильмов.
О личной жизни художника известно немного. Он был на двадцать лет старше своей супруги Алисы, однако смерть унесла ее гораздо раньше, и последние годы жил то с дочерью, то в доме престарелых.
Работы Брэдли для журналов.
Однако творить он не прекращал ни на секунду. После смерти жены Брэдли выпустил книгу мемуаров – кстати, не первую, но на сей раз богато иллюстрированную. К сожалению, она была издана всего лишь в объеме шестисот пятидесяти экземпляров – теперь они являются предметом поклонения библиофилов. Уильям Брэдли скончался в возрасте девяноста четырех лет, на полвека пережив созданный им стиль.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: