Качели. Жан-Оноре Фрагонар, 1767 год. | Фото: personalaroma.files.wordpress.com.
«Качели» считаются самым знаменитым полотном художника Жана-Оноре Фрагонара. Изысканная фривольность, тщательно выписанная композиция, игривый сюжет – все это наилучшим образом отображает романтическое настроение эпохи рококо. Более того, история этой «пикантной» картины начиналась в еще более пикантном месте.
Вдохновение. Автопортрет. Ж.-О. Фрагонар, 1769 год. | Фото: uk.wikipedia.org.
Заказчиком картины стал один из самых состоятельных людей Франции барон Сен-Жюльен. Как-то раз он пригласил в свою «холостяцкую квартиру» известного художника Габриеля Франсуа Дуайена, только-только выставившего в Салоне свое полотно «Чудо в часовне Святой Женевьевы». Когда живописец прибыл на месте, он немного смутился, увидев на кровати любовницу барона.
Сен-Жюльен без тени смущения начал разговор, указывая на красавицу: «Я хотел бы, чтобы Вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ножки этого прелестного создания; и чем более Вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше».
Качели. Фрагмент. | Фото: s1.babiki.ru.
В следующее мгновение Дуайен потерял дар речи. Как ему, столь уважаемому живописцу, предлагают писать такие непристойности! Потом художник начал фантазировать: «На картине можно изобразить туфельку, слетевшую с ножки мадам». Затем художник быстро взял в себя в руки и вышел вон.
Качели. Фрагмент. | Фото: maxpark.com.
Спустя немного времени, художнику пришла в голову дерзкая мысль – переадресовать заказчика Жану-Оноре Фрагонару. Дуайен завидовал успеху своего коллеги и считал, что картины Фрагонара слишком легкомысленны. Направляя к нему Сен-Жюльена, Дуайен хотел тем самым показать свое высокомерие. Однако, как теперь известно, картина стала невероятно популярной.
Правда, в первое время заказчик не хотел ее афишировать, но потом в адрес Фрагонара посыпалась восторженная похвала, а Дуайену только и оставалось, что кусать локти от досады.
Качели. Фрагмент. | Фото: farm5.staticflickr.com
В XVIII веке знать, как никогда прежде, гордилась своим праздным образом жизни, нарочитым ничегонеделанием. Аристократия не признавала старения, а от этого, пытаясь максимально продлить красоту и молодость, скрывая лица за обильным слоем белил и румян.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: