Нежные красавицы в традиционных японских костюмах - бледные лица, высокие прически, украшенные гребнями, облака и цветы на полах кимоно… Так едва ли не каждый западный человек представляет себе японскую живопись бидзинга (то есть жанра, посвященного женской красоте). Однако жизнь самой известной художницы, работающей в жанре бидзинга, была полна протестов и борьбы с традиционной женской ролью. Ей довелось быть и бунтаркой, презревшей все привычные жизненные сценарии – и главной художницей Японии, чьи работы стали неотъемлемой частью государственной пропаганды сороковых годов.
Юное дарование из чайного домика
Женщина в ожидании восхода луны.
Сёэн появилась на свет в 1975 году в Киото, в семье торговца чаем – который к моменту рождения уже скончался. Однако мать Сёэн отличалась независимостью и сильным характером, поддерживала в дочери стремление к самостоятельности и творческие увлечения – кстати, позднее художница скажет, что «она родила не только меня, но и мое искусство». Чайный домик, который держала ее мать, привлекал весьма утонченную клиентуру, хорошо разбиравшуюся в искусстве. Уже в двенадцать лет Сёэн делала наброски с посетителей чайного домика, а в пятнадцать начала участвовать в крупных художественных выставках и получать заказы.
Шепчущиеся красавицы. Оно-но Комачи.
Сёэн увлекалась традиционной гравюрой укиё-э и творчеством Хокусая, однако приобрела известность как яркая представительница жанра нихонга. Для справки: нихонга – это живопись Японии рубежа XIX-XXI веков, которая, преимущественно, основывается на традиционных японских художественных традициях, техниках и материалах. Несмотря на то, что она основана на традициях, насчитывающих более тысячи лет, сам термин был придуман в период Мэйдзи, чтобы отличать традиционные картины от работ в западном стиле, так называемом ёга – то есть привычной нам реалистичной живописи.
Без названия. Попутный ветер.
Сёэн было всего пятнадцать, когда герцог Коннахт во время своего визита в Японию приобрел одну из ее картин. Вскоре после этого японское правительство выбрало Сёэн для показа ее работ на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году вместе со многими другими выдающимися художниками того времени – разумеется, все они были старше и в основном из Токио (и – в основном – мужчины). Так и началась ее потрясающая художественная карьера.
Протест и традиции
Приготовления гейши.
Уэмура Сёэн, конечно, привлекала внимание, но не была первой известной художницей Японии, но коллег по цеху женского пола у нее было не так уж. Вообще в образованной и экономически благополучной прослойке японского общества женщины занимались живописью, а в число подарков на свадьбу непременно входил набор художественных принадлежностей. Вооружившись необходимыми инструментами, многие женщины рисовали в свободное время, однако – вдали от глаз общественности. Профессиональная художественная карьера была открыта только для девушек из семей профессиональных художников, но они редко выходили из тени своих отцов и мужей. Впрочем, и здесь Сёэн нарушила правила патриархального японского социума – мужа у нее не было. А вот дети были – мальчик и девочка.
Подготовка к танцу.
Отцом ее сына (в дальнейшем также известного художника жанра нихонга) считали китайского пейзажиста Судзуки Сёнена, ее учителя, считавшего Сёэн не просто одаренной, а гениальной. Она с первых лет обучения получила от него разрешение писать человеческие фигуры. Сейчас нам кажется это странным, но обучение традиционной живописи в Японии требовало строгого соответствия правилам – и Сёнен нарушил эти правила ради таланта Сёэн. Неизвестно, какие правила он нарушил еще, но слухи об их связи сильно портили Сёэн жизнь. Она никогда не упоминала, кто в действительности является отцом (или отцами) ее детей – для того времени ее принципиальная позиция матери-одиночки была шокирующей.
Миюки (дочь художницы).
При этом сами по себе работы Сёэн тоже не были в полном смысле традиционными. Ее любимым приемом было центральное расположение крупной, детально прописанной фигуры на нейтральном фоне. Ее мало интересовали мотивы природы и элементы интерьера – даже когда ее красавицы любуются луной, от самой луны остаются лишь нежные блики. Она обращалась к жанру бидзинга и использовала сюжеты из постановок театра Но – на первый взгляд, ничего необычного. Однако в театре Но все роли исполнялись мужчинами. Сёэн же приглашала женщин-моделей (в том числе свою невестку) для картин, посвященных театру.
Снег.
Повесть о Гэндзи. Цветы.
Кроме того, Уэмура Сёэн радикально изменила подход к изображению женщин в бидзинга – она никогда не писала их как просто красивых кукол, существующих лишь для того, чтобы радовать глаз, как того требовал жанр. Женщины в ее работах непреклонны под ударами стихии, они страдают и ревнуют, решаются на важные поступки – именно эмоциональность, пусть и сдерживаемая ради приличий, выделяет героинь Сёэн в череде «красавиц» японской живописи.
Художница и государство
Сёэн за работой.
В 1941 году Сёэн стала первой женщиной-художником в Японии, получившей приглашение в Императорскую академию художеств. В 1944 году она была назначена придворной художницей императорского двора – за всю историю существования японской монархии таких случаев насчитывалось всего два (Сёэн была второй). Ее работы активно использовались в пропагандистских целях во время войны, кроме того, сама она создавала картины, посвященные поддержке страны в непростое время. Есть в ее биографии и такой необычный факт: несмотря на свой преклонный возраст, художница даже отправилась в зону боевых действий в Китае по приглашению японского правительства в пропагандистских целях, чтобы засвидетельствовать успехи страны на фронтах.
Красавица из Киото.
После капитуляции Японии успехи Уэмуры Сёэн не сошли на нет, ее популярность только росла – как на родине, так и за ее пределами. В 1948 году она стала первой женщиной, награжденной престижным японским Орденом Культуры, картины ее были признаны национальным достоянием.
Она скончалась в возрасте семидесяти четырех лет, будучи признанным классиком японской живописи XX века – и в то же время женщиной, чью жизнь «классической» назвать никак нельзя. А в Японии Уэмура Сёэн считается одной из величайших женщин, боровшихся за права и свободы соотечественниц, ведь не только ее жизненная история, но и ее творчество становилось вызовом обществу.
То, что нам кажется традиционно японским, нередко таковым вовсе не является - так и японский танец буто стал порождением послевоенного времени и взаимодействия с европейскими школами танца.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: