Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    



Счастье семейной жизни и счастье самореализации в любимом деле – вечные ценности, существовавшие еще во времена османских султанов и мушкетерских шпаг. Правда, то, что стало нормой в современном мире, когда-то было редкостью и большой удачей. Симон и Виржиния Вуэ работали бок о бок, помогая друг другу в творчестве и одновременно наслаждаясь семейным счастьем – и это пример настолько же прекрасный, насколько недолговечный.


Симон Вуэ и его шаги к успеху


Судьба и призвание Симона Вуэ выстраивались вполне предсказуемо. Он родился в семье художника, да не простого, а приближенного к французскому королевскому двору. Отец, Лоран Вуэ, дал Симону необходимые навыки, а дальнейшее развитие искусства мальчика предопределили его талант и страсть к развитию. Уже в подростковом возрасте он самостоятельно и на очень высоком уровне выполнял портреты на заказ.

С. Вуэ. "Портрет господина с собакой"

С. Вуэ. "Портрет господина с собакой"


Определяющим фактором творчества Вуэ стали странствия, в которые он пустился в 1611 году. Сначала в составе свиты французского посольства он отправился в Константинополь ко двору османского султана. Восток принес художнику впечатления от прекрасных тканей разных оттенков и фактур – и с тех пор мастерские изображения драпировок на картинах, «эстетика тканей», будут отличительными чертами произведений Вуэ. В 1612 году Симон поселился в Венеции, где изучал работы мастеров того времени – Тициана, Веронезе, Тинторетто.

С. Вуэ. "Принц Маркантонио Дориа"

С. Вуэ. "Принц Маркантонио Дориа"


Через два года художник оказался в Риме, где жил больше десяти лет. Там Вуэ работал в стиле, который впоследствии назовут «темным» - по влиянию на работы француза творчества Караваджо, с типичными для последнего высветленными фигурами на затемненном однотонном фоне. В Риме Вуэ преподавал живопись, заняв высокий пост в Академии Святого Луки, и именно в этом городе он познакомился со своей будущей женой Виржинией.

С. Вуэ "Влюбленные"

С. Вуэ "Влюбленные"


Девушка, которая мечтала быть художницей


Виржиния да Веццо родилась в 1606 году в городе Веллетри неподалеку от Рима. И было ей суждено прожить простую жизнь итальянки XVII века, если бы отец, Помпео да Веццо, не разглядел в девочке талант к рисованию, как и склонность к искусству, готовность учиться, которые Виржиния проявляла с самого детства. А потому вся семья перебралась в Рим, где в начале двадцатых годов юную художницу устроили ученицей к опытному мастеру, которым и оказался Симон Вуэ.

Предполагаемый портрет Виржинии да Веццо

Предполагаемый портрет Виржинии да Веццо


По-видимому, Виржиния была девушкой интересной и незаурядной, она отличалась не только трудолюбием, но и художественным вкусом, умела ярко и живо мыслить, водила дружбу с выдающимися личностями своего времени. Среди них особенно выделялась Артемизия Джентилески – художница, ставшая первой женщиной-членом старейшей в Европе Академии изящных искусств во Флоренции. Влияние Джентилески на произведения Виржинии прослеживалось и после отъезда да Веццо из Италии: выдающимися произведениями обеих художниц стали работы, выполненные по библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне.

С. Вуэ. "Портрет Артемизии Джентилески"

С. Вуэ. "Портрет Артемизии Джентилески"


Виржинии была оказана редкая для женщин того времени честь – членство в Академии Святого Луки. Кроме того, молодая художница была натурщицей и помощницей Вуэ, а через некоторое время стала его невестой. В 1626 году Симон и Виржиния поженились, а в 1627 – по распоряжению короля Людовика XIII Вуэ возвратился в Париж. Виржиния последовала за мужем.

С. Вуэ. "Портрет Людовика XIII"

С. Вуэ. "Портрет Людовика XIII"


Семья художников в Париже



Во Францию Вуэ привезли стиль итальянского барокко, который оказался очень хорошо принят. У Симона Вуэ дела шли очень успешно – он выполнял роспись королевских дворцов, резиденций кардинала Ришелье, выполнял заказы по украшению домов знатных парижан. В его работе ему помогала Виржиния – как, впрочем, и наоборот – и часто картины, выполненные, по-видимому, женой, после некоторого участия мужа приписывались уже ему. К тому же, стиль работы супругов был очень схож. Искусствоведы убеждены – вклад художницы в работы ее знаменитого супруга, как и доля собственных произведений в наследии Вуэ были весьма значительными.

С. Вуэ. "Портрет Виржинии да Веццо в образе Магдалены"

С. Вуэ. "Портрет Виржинии да Веццо в образе Магдалены"


Ученым остается лишь строить версии относительно того, какие произведения действительно принадлежат кисти Виржинии. Ее работой с определенностью признается картина «Юдифь с головой Олоферна», на которой художница изобразила себя, а также, по мнению некоторых искусствоведов – «Даная». Виржиния создавала популярные тогда в Риме миниатюрные портреты, писала картины на исторические и мифологические сюжеты.

В. да Веццо. "Юдифь с головой Олоферна"

В. да Веццо. "Юдифь с головой Олоферна"


Высказана версия, что картина Жака Бланшара "Даная", возможно, написана Виржинией да Веццо

Высказана версия, что картина Жака Бланшара "Даная", возможно, написана Виржинией да Веццо


Помимо масляной живописи, мадам Вуэ рисовала пастелью и цветными карандашами – это были новые для Парижа модные техники. Известно, что пастелью увлекался сам король, а среди заказчиков и почитателей творчества Виржинии были его мать, королева Мария Медичи, и кардинал.

С. Вуэ "Портрет Жанны Анжелики Вуэ, дочери художника"

С. Вуэ "Портрет Жанны Анжелики Вуэ, дочери художника"


О том, как выглядела художница, можно судить по сохранившимся гравюрам друга семьи Вуэ художника Клода Меллана.

К. Меллан. "Портрет Виржинии Вуэ (гравюра)"

К. Меллан. "Портрет Виржинии Вуэ (гравюра)"


Кроме того, исследователи пытаются разглядеть черты жены и одновременно натурщицы художника на некоторых его полотнах. На картине «Ангел с игральными костями и туникой Христа» в лице персонажа можно проследить сходство с изображением Виржинии на гравюре Меллана – в том числе в виде характерной ямочки на подбородке.

С. Вуэ. "Ангел с игральными костями и туникой Христа"

С. Вуэ. "Ангел с игральными костями и туникой Христа"


Помимо творчества, Виржиния, как добросовестная жена, занималась и семьей, один за другим у пары появлялись дети. В 1638 году во время очередных родов художница скончалась. Сын Симона и Виржинии, Луи Рене Вуэ, как и родители, выбрал в качестве профессии искусство.

После смерти жены Вуэ продолжал свою блестящую карьеру, выполняя заказы, которых было слишком много для того, чтобы работа художника могла избежать повторений и схематичности. Тем не менее, среди его поздних произведений есть признанные искусствоведами шедевры, например «Сатурн, побежденный Надеждой, Красотой и Любовью».

С. Вуэ. "Сатурн, побежденный Надеждой, Красотой и Любовью"

С. Вуэ. "Сатурн, побежденный Надеждой, Красотой и Любовью"


Симон спустя несколько лет после утраты женился вторично – на вдове Радегонде Беранже. Умер художник в Париже в 1649 году.
Семья Вуэ принесла во французское искусство воздух, свободу, импровизацию, позволившие отойти от устоявшихся правил академизма. Симон Вуэ передавал свое искусство множеству учеников, в их числе и прославленный Шарль Лебрен, художник Версаля. И все же вскоре после кончины Вуэ его слава померкла, и интерес к его работам возродился лишь в XX веке. Наследие Вуэ по росписи дворцов и парижских церквей большей частью было утрачено, сохранились лишь фрагменты и отдельные картины.

Один из немногих сохранившихся фрагментов алтарной росписи Вуэ - картина "Представление Иисуса в храме

Один из немногих сохранившихся фрагментов алтарной росписи Вуэ - картина "Представление Иисуса в храме


Родись Виржиния да Веццо на четыреста лет позже, она бы могла стать самостоятельным явлением в мире изобразительного искусства, не нуждаясь в протекции талантливого мужа и в одиночку прокладывая себе путь к славе. Ограниченная рамками своей эпохи, она осталась в искусстве «женой Симона Вуэ», вероятно, достигнув максимального профессионального успеха, который был возможен в ее время. Тем удивительней контраст с возможностями настоящего, когда художницам удается реализовать себя в новых направлениях, не отказываясь от семейных ценностей времен Возрождения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








6791
27.02.2019 15:05
В закладки
Версия для печати




Смотрите также