Официальное название алтаря — «Поклонение мистическому агнцу» — образец высочайшего мастерства братьев ван Эйк. Сегодня он хранится в соборе Святого Бавона в Генте и является самым похищаемым произведением искусства. Какой религиозный смысл скрыт на нем и что же так манит злопыхателей и воров?
Работа братьев ван Эйк
Братья Губерт и Ян ван Эйк создали «Гентский алтарь» в 1420—1432 годы. Об этом свидетельствует надпись на задней части двух донорских панелей и обнаруженных только в 1823 году («Художник Губерт ван Эйк начал эту работу. Ян (его брат), второй в искусстве, завершил ее по просьбе Йосе Вейдта 6 мая 1432»). Ян и Губерт ван Эйк
Поскольку Ян ван Эйк считается гораздо более известным из двух братьев, упоминание о Яне как о «втором в искусстве» вызвало у некоторых историков искусства немало разногласий, стремящихся отнести львиную долю работы кисти Яна. Вполне вероятно, что эта надпись означает, что Губерт был ответственен за фактическое строительство алтаря, который позже был расписан Яном (построение полиптиха алтаря требовало строительных знаний, а для их окраски требовались совсем другие навыки). При этом, Губерт умер в 1426 году, а алтарь был закончен в 1432 году, поэтому Ян взял на себя оставшуюся работу с заказчиком.
Композиция алтаря
«Гентский алтарь» сложная многосоставная конструкция (полиптих), состоящая в общей сложности из 24 панелей, 8 из которых — подвижные и закрывающиеся. Фигур на всем алтаре в общей сложности около 300. Это похоже на замороженное религиозное представление, и когда оно открыто, то открывает духовный путеводитель по божественному откровению.Панели открытого алтаря
Центральное полотно посвящено названию алтаря и представляет собой сцену поклонения агнцу. Жертва агнца — символ убийства Христа ради человеческого спасения, также имеет византийское происхождение. Перед жертвенником расположен фонтан — символ христианства. Слева от фонтана — группа ветхозаветных праведников, справа — апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне.Верхнюю панель представляют Христос во славе (или Бог-Отец), слева от него — Богоматерь, справа от Христа — Иоанн Креститель. Это крупные и важнейшие фигуры алтаря, комбинация которых напоминает византийский тип изображения (заступничество Девы Марии и Иоанна Крестителя за спасение человеческих душ). Далее следуют изображения музицирующих ангелов. Завершают ряд обнажённые фигуры Адама и Евы. Над Адамом и Евой расположены сцены убийства Каином Авеля и жертвоприношение Каина и Авеля.
Закрытый вид алтаря
На закрытом виде алтаря изображено Благовещение — сцена, во время которой архангел Гавриил объявляет Марии, что она будет матерью Христа. Фигуры ангела и Марии находятся на внешних краях панелей. Святой Дух (голубь) витает над Марией. Две смежные сцены в центре — исключительно жанровые сцены из повседневной жизни. Рядом с Богородицей в углубленной нише находится серебряный поднос, маленький подвесной кувшин и льняное полотенце, свисающее со стойки. Эти предметы соответствуют иконографии того периода и обозначают символику чистоты Богородицы.Нижние панели алтаря представлены крайними фигурами донаторов (Йос Вейдт и его жена), разделенными статуями двух святых — Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, эритрейских и кумейских сивилл (сивиллы — женские фигуры из древней Греции и Рима, которые предсказали пришествие Христа).
Светотеневая техника
Относительно большой размер панелей позволил Яну ван Эйку продемонстрировать свой талант мастера света: направленный свет, насыщенность, самая мягкая шкала освещенности в градации тени, построение пространства сквозь свет и тень, симфонии отражения и преломления, живые текстуры поверхностей — все это отражение реального и божественного света, совершенного смешения божественного просветления с сотворенным миром — и все это описано в красках. Ван Эйк создает мир внутри картины такой же существенный и реальный, как и мир вне картины.Масляная техника — новшество Яна ван Эйка
Ян ван Эйк известен не только высочайшим детализированным мастерством, но и своими новшествами в живописи. Темперные краски создаются на основе порошковых примесей пигментов. Темпера имет один минус: краски быстро высыхают и вносить корректировки на полотно становится очень затруднительно и сказывается на качестве. А вот масляная техника в этом вопросе более удобна: краски смешиваются с маслом, их можно разводить с водой, растворителем, менять оттенки и достигать наилучшего для художника эффекта. Масляная техника позволяет многослойность. Именно Яну ван Эйку удалось создать невероятную масляную краску, которая позволила автору добиться невиданной красоты и богатства деталей (лица индивидуализированы вплоть до мельчайших деталей, украшения расписаны так роскошно, что зрителю переданы даже их блеск и сияние, с высокой точностью передан окружающий пейзаж). После работ Ян ван Эйка масляная техника распространилась и популяризовалась по всей Европе.Донаторы алтаря
Донаторами (заказчиками) алтаря была обеспеченная семья торговца Йоса Вейдта и его супруга Елизавета Борлют. Несмотря на то, что Ян ван Эйк находился на службе у герцога Бургундского, это не помешало ему брать частные заказы. Одним из них выступил заказ на Гентский алтарь от Йоса Вейдта и его супруги.Как и большинство покровителей эпохи Возрождения, Йос Вейдт был богатым торговцем, стремившимся искупить грех чрезмерной любви к деньгам, потратив часть из них на религиозные произведения искусства. Вейдт, влиятельный гражданин Гента, поручил создать алтарную часть собора Святого Бавона. Учитывая, что и супруга его была их обеспеченной аристократической семьи, денег у него было предостаточно и он явно не пожалел расходов. Отличительные донаторов (Йоса и его жены) показаны слева и снизу в молитвенной позе, преклонив колени в традиционных позициях донаторов, лицом друг к другу и глядя на центральные панели. Хотя непосредственность их присутствия со временем исчезнет, их личность как покровителей произведения искусства останется нетронутой.
Донаторы алтаря (Йос Вейдт и его жена)
Бедствия и похищения
За шесть столетий алтарь перенес массу бедствий: он чуть не сгорел в пожаре, был подвергнут цензуре, продан, подделан, хранился в несоответствующих условиях. Ко всему прочему, «Гентский алтарь» является самым похищаемым произведением искусства в мире. Его похищали 13 раз! Так или иначе алтарь всегда возвращали на его родину — в Собор Святого Бовона в Генте, где он хранится и по сей день.В 1566 году кальвинисты пытались сжечь алтарь как католическую икону, но рыцарям—католикам удалось спасти шедевр, разобрав и спрятав все панели.
В 1781 году император Иосиф II был возмущен обнаженными фигурами Адама и Евы и приказал унести их изображения в библиотеку собора. Затем их передали в музей Брюсселя.
В 1794 году наполеоновские войска вывезли 4 центральных фрагмента в Париж. После падения наполеоновского режима новый властитель Людовик XVIII вернул их Генту.
В 1816 году произошло новое несчастье: викарий собора, пользуясь отсутствием епископа, похитил две панели алтаря и продал их королю Пруссии Фридриху Вильгельму III. Лишь в 1923 году все части алтаря удалось воссоединить.
В 1934 году произошло похищение: неизвестные украли панели с праведными судьями и Иоанном Крестителем. Второй фрагмент был возвращен на родину, а первый так и не был найден (в 1945 году ее заменили копией работы Жефа ван дер Фекена).
Следующее похищение произошло уже во время второй мировой войны, когда «Гентский алтарь» выкрали по приказу Германа Геринга. В 1943 году шедевр ван Эйков был спасен союзниками.
Оригинальная рама алтаря авторства Губерта ван Эйка была уничтожена во времена религиозной борьбы против католической церкви и папской власти.
Творчество братьев ван Эйк с их виртуозной техникой, высочайшим детализированным мастерством, реалистичностью и духовным вдохновением, сполна отраженное в «Гентском алтаре» смогло кардинально изменить западноевропейскую живопись и вдохновить мастеров искусства. С 2012 года проходит открытая реставрация «Гентского алтаря», которую планируется завершить в 2020 году.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: