Современное искусство   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Художники всегда остро чувствовали социальные и политические перемены. Не стала исключением и Октябрьская революция. Независимо от того, видели творцы в ней чудовищную катастрофу или грандиозный шаг навстречу новому миру, она нашла отражение в известных художественных произведениях. Одни из них уже были результатом госзаказа, другие – искреннего порыва, третьи – вдохновленным событиями экспериментом. Но все они остались в истории искусства.


«Клином красным бей белых», Эль Лисицкий



Клином красным бей белых.

Клином красным бей белых.


Один из ведущих представителей раннесоветского авангарда, Эль Лисицкий развил методы супрематизма, используя геометрические фигуры в качестве основных действующих лиц произведения. Сама по себе литография – это пропагандистский плакат Красной армии, была издана в 1920 году в Витебске Литиздатом Политуправления Запфронта. Однако впоследствии приобрела более обобщенный, глобальный смысл, став символом пролетарской борьбы в целом.

«Петроградская Мадонна», К.С. Петров-Водкин



Петроградская Мадонна.

Петроградская Мадонна.


Мать и младенец, словно сошедшие с иконы, изображены на фоне петроградской улицы 1918 года. На стенах – листовки, окна разбиты, толпы людей растерянно бродят и что-то обсуждают. В работе явно заметно влияние раннеренессансной живописи, что делает «Петроградскую Мадонну» не только символической иллюстрацией событий, но и вневременным образом – что бы ни происходило, дети появляются на свет, а их матери совершают свой обыкновенный, ежедневный подвиг.

«Новая планета», К. Ф.Юон



Новая планета.

Новая планета.


«Новая планета» Юона, примыкающая к его дореволюционному «космическому» циклу и находящаяся на стыке художественных направлений (здесь и отголоски абстракционизма, и космизм, и символизм…), в работах искусствоведов оценивается по-разному. Изначально нечто подобное он представил в качестве эскиза театральной декорации, но художественный совет его идею отверг, поэтому в 1921 году художник использовал ее для создания полотна. Советские авторы описывали эту работу как символ рождения нового мира. Но люди в шкурах, суетящиеся в лучах новорожденной алой планеты, не похожи на ликующую толпу. Они испуганы, они заламывают руки, мечутся… Кого-то тащат вооруженные воины. Мрачность и трагизм «Новой планете» придает и ее стилистическое сходство с другой картиной Юона – «Люди», где угадываются очертания Соловецкого лагеря особого назначения.

«Большевик», Б.М.Кустодиев



Большевик.

Большевик.


Великан с алым флагом, шагающий по наводненным людьми улицам среди церквей и дворцов – таким стал образ революции, созданный Кустодиевым в 1920 году. Отношение художника к этому событию было сложным. С одной стороны, он приветствовал ее как путь к возможным изменениям. С другой – тяжело переживал то, какими эти изменения оказались на самом деле. В письме к другу он писал: «Вот во что выродились наши долгожданные свободы. Вспоминаю наши вечера у Вас в начале войны, когда все так горячо принималось и все были полны надежд на будущее, как все это оказалось не таким, как ждали и хотели», сетовал на то, что «сверхтрагичные случаи» стали привычными. Хотя Кустодиев впоследствии достаточно много работал по госзаказу, самая эта работа встретила двойственные отзывы. Кто-то восторгался ее смелостью, мощью созданного образа, кто-то нашел отсылки к сатирическим рисункам 1905 года и клеймил Кустодиева за «непонимание пролетарского характера революции».

Фарфор С.В.Чехонина



Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!


Агитационный фарфор – уникальное явление в советском декоративно-прикладном искусстве. Сергей Чехонин, выдающийся график, эстет, входил в объединение «Мир искусства», украшал книги стихов виньетками в духе рококо и рисовал эскизы костюмов для спектакля «Принцесса Грёза». После революции 1917 года активно включился в общественную жизнь, занял должность художественного руководителя Государственного фарфорового завода в Петрограде, работал и на других предприятиях. Соединяя классические мотивы фарфоровой росписи, приемы авангардной живописи и советские лозунги, он создал узнаваемый стиль, с которым сейчас и ассоциируется словосочетание «агитационный фарфор». Кроме того, оформлял уличные праздники, создал проект Государственного герба РСФСР и печати Совнаркома, сотрудничал со множеством «революционных» печатных изданий.

Царству рабочих и крестьян не будет конца.

Царству рабочих и крестьян не будет конца.


В 1928 году он принимал участие в подготовке выставки советских художников в Париже, откуда уже не вернулся. В дальнейшем жил и работал в Германии и Франции.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему бежал из СССР создатель агитационного фарфора: Сергей Чехонин.

Плакаты Густава Клуциса



Плакат Густава Клуциса.

Плакат Густава Клуциса.


Густав Клуцис был выдающимся художником-плакатистом и оформителем, в полной мере воплотившим приемы конструктивизма в агитационной графике, проектах украшения улиц и конструкций трибун. Его плакаты экспериментальны, полны жестких ритмов, сочетают в себе фотоколлаж и выверенную типографику. Он принимал участие в деятельности всех революционно настроенных художественных объединений того времени - сотрудничал с Институтом художественной культуры («Инхук»), объединением «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), с обществом УНОВИС (куда входили Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Марк Шагал», основал творческое объединение «Октябрь», преподавал во ВХУТЕМАСе.Судьба его оказалась трагичной – художник был расстрелян по ложному обвинению в «фашистском заговоре латышских националистов».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как творчество вернуло к жизни узницу ГУЛАГа: Добрые акварели Марии Мыслиной.

Открытки к годовщинам Октябрьской революции



Советская открытка.

Советская открытка.


Интереснейшим образцом советского дизайна были открытки к знаменательным датам. Здесь, в отличие от живописи, где художников ограничивали требования «социалистического реализма», открывалось немало возможностей для творческого эксперимента. Продиктованный небольшим форматом лаконизм композиции, ограниченная цветовая палитра и узнаваемые символы – характерные приемы советских «политических» открыток.

«В.И.Ленин на трибуне», А.М. Герасимов



Ленин на трибуне.

Ленин на трибуне.


И, конечно же, искусство, посвященное Октябрьской революции, создало немыслимое количество портретов вождя. Многие из них были чисто данью политическим требованиям к художникам, какие-то реплицировались до бесконечности, не обладая в целом выраженными художественными достоинствами. А другие были одухотворенными и динамичными, обладали сильной композицией и яркой образной выразительностью – как созданный в 1930 году Александром Герасимовым портрет Ленина, обращающегося к народу среди алых флагов.

А вот советский скульптор Л.Н.Сморгон категорически отказывался "лепить Ленина" - зато создал сотни любимых советскими детьми игрушек.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:










1636
5.11.2022 15:12
В закладки
Версия для печати





Смотрите также