Современное искусство   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Основатель Движения искусств и ремёсел Уильям Моррис писал стихи и романы, был известен своими революционными идеями в области дизайна и многим другим. Он прославился как политический активист, а также стал одним из самых величайших дизайнеров викторианской эпохи, разработав сотни замысловатых узоров на обоях и текстильных изделиях в своём фирменном стиле ручной работы.


Краткая биография


Уильям Моррис. \ Фото: bol.com.

Уильям Моррис. \ Фото: bol.com.


Уильям родился в Уолтемстоу, Восточный Лондон, в 1834 году и был третьим из девяти детей, родившихся в богатой семье. Он наслаждался беззаботным детством в английской сельской местности и престижным частным образованием. В юности Уил поступил в Эксетерский колледж в Оксфорде, чтобы изучать теологию. Вскоре он был увлечён работами искусствоведа Джона Раскина, который утверждал, что художники должны наблюдать за природой, а не копировать Старых мастеров, как это было стандартной практикой для прекрасных художников в академической подготовке. Уил также был очарован средневековой историей, которую мог предложить Оксфорд, и всё больше разочаровывался в Англиканской церкви, в конечном счёте решив посвятить свою жизнь искусству, а не религии.

Клубничный вор (мебельная ткань), Уильям Моррис, 1883 год. \ Фото: weibo.com.

Клубничный вор (мебельная ткань), Уильям Моррис, 1883 год. \ Фото: weibo.com.


Во время учёбы в университете он на всю жизнь подружился с художниками-прерафаэлитами Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Берн-Джонсом. Будучи студентами, Джон Раскин поручил им написать фрески, вдохновлённые средневековыми сказками о короле Артуре, рассказанными Альфредом Лордом Теннисоном, для Оксфордского студенческого союза. Одна из моделей этого проекта, Джейн Бёрден, привлекла внимание как Россетти, так и Морриса. В итоге, девушка вышла замуж за Уильяма, продолжая поддерживать близкие отношения с Габриэлем в течение десятилетий. И Уильяму ничего не оставалось, как с этим смириться.

Движение «Искусств и ремёсел»


Красный дом — важное для движения «Искусств и ремёсел» здание, построенное в Англии, в деревне Аптон графства Кент. Архитекторы: Филип Спикмен Уэбб, Уильям Моррис. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Красный дом — важное для движения «Искусств и ремёсел» здание, построенное в Англии, в деревне Аптон графства Кент. Архитекторы: Филип Спикмен Уэбб, Уильям Моррис. \ Фото: commons.wikimedia.org.


Возможно, самым значительным из многих достижений Уильяма является его участие в создании Движения искусств и ремесёл в Британии викторианской эпохи. Главной целью этого движения было реформировать траекторию дизайна и декора, которым, по словам Морриса, не хватало качества и целостности из-за фабричного производства. Движение искусств и ремесёл возродило традиционные методы текстильного искусства, которые устарели из-за машин, включая ручную вышивку, ткачество и натуральное окрашивание. Оно также стремилось повысить статус ремесленников и народных художников, которые на протяжении веков занимали нижние ступени иерархии изобразительного искусства или чей художественный вклад полностью игнорировался при создании мебели и декоративных предметов.

Мебельная ткань, Уильям Моррис, 1884 год.

Мебельная ткань, Уильям Моррис, 1884 год.


Философия и эстетика Уильяма, и Движение искусств и ремёсел быстро завоевали популярность во всей Европе и в Соединённых Штатах в начале двадцатого века. В то время как подъём модернизма в конечном счёте превзошёл Движение искусств и ремесел по популярности, современные дизайнеры интерьеров всё ещё признают его жизненно важное влияние.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Дизайнер превращает старинные технологии ткачества в оригинальные текстильные инсталляции >>

Промышленная революция


Фруктовый сад (гобелен), Уильям Моррис, 1890 год. \ Фото: ingoodtasteuk.com.

Фруктовый сад (гобелен), Уильям Моррис, 1890 год. \ Фото: ingoodtasteuk.com.


«Помимо желания создавать красивые вещи, - писал Уильям, - главной страстью в моей жизни была и остаётся ненависть к современной цивилизации». Вместо того чтобы принять образ жизни и культурные нормы, привнесённые Промышленной революцией, им двигала ностальгия по Средневековью, которое, по его мнению, было более общинным и связанным с природой, чем общество викторианской эпохи. Он погрузился в древнескандинавские саги, рыцарские легенды о короле Артуре и пьесы Уильяма Шекспира для вдохновения.

Красавица Изольда,  Уильям Моррис, 1858 год. \ Фото: entretenimiento.facilisimo.com.

Красавица Изольда, Уильям Моррис, 1858 год. \ Фото: entretenimiento.facilisimo.com.


Уил также отверг популярные тенденции в отделке интерьеров своего времени. Он считал, что основное текстильное искусство и предметы домашнего обихода слишком далеко отошли от принципа дизайна «форма следует за функцией», который диктует, что форма и внешний вид объекта должны напрямую соотноситься с его предполагаемым использованием, и что дизайнеры должны учитывать присущие им качества материалов, которые они использовали, вместо того, чтобы маскировать их чрезмерным орнаментом. Благодаря исследованиям и путешествиям по историческим местам Уильям обнаружил, что средневековое мастерство лучше воплощало цели Движения искусств и ремёсел.

Моррис и компания


Текстиль с принтом змеиной головы, Уильям Моррис, 1876 год. \ Фото: french.fansshare.com.

Текстиль с принтом змеиной головы, Уильям Моррис, 1876 год. \ Фото: french.fansshare.com.


Первая фирма Уильяма по дизайну интерьеров Morris, Marshall, Faulkner & Company изменила ландшафт внутреннего убранства в Британии викторианской эпохи и за её пределами. Он объединил усилия с членами Братства прерафаэлитов и другими мастерами, которые разделяли его страсть к традиционным техникам и декору ручной работы, вдохновлённым природой и средневековой эстетикой. Вместе они создали собственную мастерскую, где использовали старомодные технологии и натуральные материалы для изготовления красивых предметов домашнего обихода вручную, включая мебель, предметы текстильного искусства, обои и витражи в стиле готического возрождения.

Зелёная столовая или Комната Морриса, Уильям Моррис, Филип Спикмен Уэбб и Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, около 1860-х годов. \ Фото: wallpaperdirect.com.

Зелёная столовая или Комната Морриса, Уильям Моррис, Филип Спикмен Уэбб и Сэр Эдвард Бёрн-Джонс, около 1860-х годов. \ Фото: wallpaperdirect.com.


Фирма, которая позже будет реорганизована как Morris & Company, получила несколько значительных заказов на отделку в ходе своего существования, в том числе «Зелёную столовую» в Музее Южного Кенсингтона (позже переименованном в Музей Виктории и Альберта) в Лондоне, где Уил также предоставил свой опыт в качестве консультанта по приобретениям. Ко всему прочему, он спроектировал каждый сантиметр домов, в которых он и его семья жили, включая Красный дом и поместье Келмскотт. Его оригинальные обои и рисунки из текстиля до сих пор продаются по всему миру под названием Morris & Co.
Уил стал участвовать как в интеллектуальном проектировании, так и в физических производственных процессах, потому что считал, что разделение этих процессов способствовало снижению стандартов.

Издательство


Поклонение волхвов (гобелен, религиозная живопись), Эдвард Бёрн-Джонс и Уильям Моррис, 1890 год. \ Фото:

Поклонение волхвов (гобелен, религиозная живопись), Эдвард Бёрн-Джонс и Уильям Моррис, 1890 год. \ Фото:


Ближе к концу своей карьеры он основал издательство Kelmscott Press с целью создать свою идеальную версию книги, возродив средневековую практику освещения рукописей и простую механику оригинальной печати Гутенберга. Издательство «Kelmscott Press» выпустило более двадцати тысяч оригинальных экземпляров более чем пятидесяти названий, включая собственные стихи и романы Морриса. В точности, как и предполагал Уил, каждая книга, опубликованная издательством, чётко унифицирована, в ней используются одни и те же бумага, чернила, шрифты и дополнительные декоративные мотивы.

Работы Джеффри Чосера, недавно отпечатанные Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, 1896 год. \ Фото: pinterest.com.

Работы Джеффри Чосера, недавно отпечатанные Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, 1896 год. \ Фото: pinterest.com.


Уильям провёл четыре года, работая над самой известной публикацией «Kelmscott Press», работами Джеффри Чосера. Это безукоризненно оформленная книга с полностью освещёнными страницами, вечными готическими шрифтами, которые Уил разработал сам, и десятками вырезанных из дерева иллюстраций Эдварда Бёрн-Джонса, который метко назвал книгу «карманным собором».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Холуйские шкатулки, плавающие краски и другие изящные ремесла, которыми гордятся разные страны >>

Политическая активность


Манифест Социалистической лиги (подробности из дизайна книги), Уильям Моррис и Эрнест Белфорт Бакс, 1885 год. \ Фото: wordpress.com.

Манифест Социалистической лиги (подробности из дизайна книги), Уильям Моррис и Эрнест Белфорт Бакс, 1885 год. \ Фото: wordpress.com.


Философия Уильяма об искусстве и его политические убеждения были тесно переплетены. Он был категорически против уродства современной визуальной культуры и социальной несправедливости. Будучи социалистическим активистом, Уил, вдохновлённый марксизмом, считал, что Промышленная революция и вызванный ею рост капитализма и наёмного труда лишают работников их творчества, доступа к искусству и качества жизни.

Обои из аканта, Уильям Моррис, 1875 год. \ Фото: google.com.

Обои из аканта, Уильям Моррис, 1875 год. \ Фото: google.com.


Он помог сформировать Социалистическую лигу в Великобритании, открыв каретный сарай в своей резиденции в качестве места встречи группы. Уил также опубликовал различные работы от политического манифеста до научно-фантастического романа о социализме, игнорируя коллег, которые предупреждали, что разделение его поляризующих убеждений может негативно повлиять на его успех как художника. Однако публичная политическая активность Уильяма фактически способствовала более широкому принятию социалистической идеологии в Великобритании и остаётся ключевой частью его наследия.

Художественное влияние


Поклонение волхвов, гобелен, Уильям Моррис, 1888 год. \ Фото: pt.most-famous-paintings.com.

Поклонение волхвов, гобелен, Уильям Моррис, 1888 год. \ Фото: pt.most-famous-paintings.com.


Уильям был не единственным членом своей семьи, оказавшим длительное влияние на искусство Британии викторианской эпохи. Его жена, Джейн, была опытной вышивальщицей, которая использовала свои навыки во многих проектах фирмы в области текстильного искусства. Она также была одной из самых известных муз Братства прерафаэлитов, особенно Данте Габриэля Россетти, который был восхищён её чувственной красотой и сильными, андрогинными чертами лица. Несмотря на отсутствие уверенности в рисовании фигур, даже Уильям написал портрет супруги, работая в течение нескольких месяцев, чтобы усовершенствовать сложные детали во всей композиции. Это была единственная картина, которую он когда-либо действительно закончил.

Рубайят Омара Хайяма, текст и оформление Уильяма Морриса с иллюстрациями Бёрн-Джонса. \ Фото: blogspot.com.

Рубайят Омара Хайяма, текст и оформление Уильяма Морриса с иллюстрациями Бёрн-Джонса. \ Фото: blogspot.com.


Дочь Уильяма, Мэй Моррис, также сама по себе была плодовитым дизайнером. Всего в двадцать три года она возглавила отдел вышивки компании «Моррис и Ко» и создала несколько собственных дизайнов обоев и текстиля. Кроме того, Мэй позаботилась о том, чтобы наследие её отца как лидера Движения искусств и ремёсел было отмечено ещё долго после его смерти, завершив важную биографическую работу и завещав своё искусство музейным коллекциям, которые могли бы сохранить и выставить его.

О том, как обычное средство от сквозняков стало самым настоящем произведением искусства, читайте в следующей статье про гобелены и историю их возникновения.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








7461
25.08.2021 19:20
В закладки
Версия для печати




Смотрите также