Выражение «новичкам везет», как оказалось, можно применить не только к азартным играм, но даже и к вполне себе серьезным конкурсам в мире искусства. Так, в этом году самый престижный конкурс на лучший портрет в Австралии и награду в $150000 выиграла Линн Сейвери из Мельбурна, которая никогда до этого не рисовала портретов и не рисовала масляными красками.
Саму себя Линн Сейвери (Lynn Savery) описывает как «художника-самоучку». На конкурс Doug Moran National Portrait Prize она отправила две свои картины, одна из которых была автопортретом — Линн изобразила себя, сидящей на стуле, вместе с бульдогом, развалившимся у ее ног - и именно она покорила жюри. Обе картины Линн прошли в список финалистов, состоящий из 30 работ. Всего же в конкурсе участвовало более 1300 картин, так что жюри определенно было из чего выбрать.
Линн Сейвери никогда ранее не выигрывала конкурсы и не рисовала на профессиональном уровне.
В финале конкурса у Линн были довольно серьезные противники — прошлогодний победитель с портретом своей жены, а также как минимум три общепризнанных на мировом уровне художника с большим опытом написания портретов. Забавно, что до этого Линн отправляла свою работу на другой, немного менее престижный конкурс — New South Wales’ Archibald Prize — и там ее работу отказались принимать.
Автопортрет Линн Сейвер.
Рисование для Линн было просто хобби, таким же как и писательство — у женщины есть четыре детских книги и один большой роман, причем все они в свое время получили отказ от издательства. «Вы спрашиваете, не расстроилась ли я, что мне тогда отказали в конкурсе, да я знаю толк в отказах — у меня их более чем хватает», — улыбается Линн.
Линн подала свою работу на два конкурса: в одном победила, на другой ее работу отказались принимать.
Объясняя свой выбор, жюри говорит об эмоциональной наполненности полотна, скрупулезном внимании к деталям, а также способности художника создать целостную картину с четко прослеживающимся сюжетом.
Тим Сторриер, победитель конкурса в прошлом году со своей работой *Лунатик*.
Сама 58-летняя Линн говорит, что рисовала большую часть своей жизни, но более-менее серьезно стала заниматься искусством только последние два года, когда после сильнейшей депрессии пошла на вечерние курсы по рисованию. При этом основного занятия у женщины, как такового нет — за свою жизнь, как она сама говорит, «я побывала везде»: разрабатывала дизайн мебели, создавала музыкальные инструменты, кожаные мужские ремни, защитила докторскую диссертацию по политике, работала в университете, несколько лет проработала в ООН в учреждении по защите прав женщин...
Одна из работ, участвовавших в конкурсе, сделана на зеркале, так чтобы посетители могли видеть себя в раме как часть картины.
Линн признается, что не уделяла рисованию должного внимания, так как была занята личными проблемами — последние два года она ухаживала за больным отцом (он скончался в феврале этого года), а также за своим мужем, больным раком. И потому, когда Линн узнала, что победила в конкурсе, для нее это было огромным шоком, хотя, конечно, она обрадовалась. «Я не знаю, что на самом деле я нарисовала — ту часть меня, которая страдает от депрессии и беспокойства, или ту, которая настроена оптимистично и старается полагаться на свои силы? Другие, вот, говорят, что я кажусь на картине уверенной в себе».
Линн не ожидала выиграть такую крупную сумму и такой серьезный конкурс.
Прочитать о скандальной истории картины, из-за которой художник Пимоненко судился с водочным фабрикантом Шустовым, можно в нашей статье, посвященной этому инциденту.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Уже лет восемь слежу за конкурсом Doug Moran Prize; помню, были очень интересные работы именно у женщин-победительниц: Пенни Доуи, Фионы Лоури, Пруденс Флинт.
Очень приятно, что Культурология посвятила статью этому событию. Единственная неточность: Приз Арчибальда в Австралии не менее престижен, чем Doug Moran Prize, а более.
Нынче, что угодно может считаться искусством.
Работы с упомянутых конкурсов - это типичные произведения "низовой культуры", со всеми характерными гримасами.