Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Арт    





Клара Петерс творила полвека, создавая почти исключительно натюрморты – новаторские, потрясающие и техникой, и символизмом, и красотой постановки. Сегодня ее называют родоначальницей знаменитого «голландского натюрморта». Ее приемы и композицию копировали, ее работы приписывали многим художникам, не веря, что женщина могла достичь такого уровня в живописи. Однако о жизни художницы мы знаем очень мало - лишь то, что рассказывают ее картины...


Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями.

Натюрморт с сыром, миндалем и кренделями.


Главная проблема в исследованиях жизни и творчества Петерс заключается в том, что она была женщиной. Петерс работала в первой половине XVII века. Женщины-художницы в то время не имели возможности вступать в союзы и гильдии, практически не получали дорогих заказов. Им не позволялось писать на многие темы, изображать обнаженную натуру или грандиозные исторические сцены, а в области «низких» жанров сложно было сделать значимую карьеру. Поэтому сведений о Кларе Петерс нет в архивах художественных гильдий Нидерландов, как не было у нее и собственных биографов. Неизвестно, кто обучал ее живописи. Даже даты, документально связанные с именем Клары Петерс – дата рождения, день свадьбы – кажутся довольно спорными и могут относиться к совершенно другим женщинам. К тому же документальные свидетельства тех лет часто оказывались утеряны, уничтожены пожаром или сыростью…

Натюрморты с цветами.

Натюрморты с цветами.


В то же время Клара Петерс, по-видимому, была одной из наиболее влиятельных художниц своего времени. По-видимому, ей принадлежит несколько нововведений, которые в дальнейшем были подхвачены ее последователями. В годы творчества Петерс голландский натюрморт еще не был «визитной карточкой» северного искусства и не пользовался такой популярностью, а некоторые искусствоведы считают, что именно Клара Петерс стояла у истоков знаменитого «голландского натюрморта».

Натюрморт Клары Петерс.

Натюрморт Клары Петерс.


Первая атрибутированная работа Клары Петерс датирована 1607 годом, последняя из известных - 1657. Сохранилось около сорока ее полностью завершенных работ, написанных с удивительной скрупулезностью и подчеркнутым натурализмом. Часто она включала в свои картины неожиданные детали – зверьков, насекомых, раковины моллюсков. Все они обладают скрытым смыслом, понятным в контексте культуры протестантских Нидерландов XVII века.

Аллегория свадьбы. Первая известная работа Клары Петерс.

Аллегория свадьбы. Первая известная работа Клары Петерс.


Ее великолепные натюрморты рассказывают о художнице больше, чем скупые церковные книги и сухие заметки современников.
Мастерство художницы, выверенная композиция и тонкий символизм показывают, что она получила основательную подготовку. Все работы явно написаны с натуры, их материальность, точность, живость почти фотографичны. А значит, художница пользовалась этими роскошными вещами – золотыми бокалами, изысканным фарфором. Очень часто на металлических изделиях, кубках и столовых приборах, обнаруживают клейма антверпенских мастеров.

Накрытый стол. Нож на первом плане встречается почти во всех ее натюрмортах.

Накрытый стол. Нож на первом плане встречается почти во всех ее натюрмортах.


Есть клейма антверпенских мастерских и на досках, по которым писала Петерс. Клара жила в Антверпене, предположительно, всю жизнь. И она была богата – вероятно, дворянского происхождения или состояла в браке с дворянином. Поздние ее работы содержат изображения дичи, добытой во время охоты и еще не освежеванной – а охота в Нидерландах с 1613 года была развлечением, доступным лишь знатным людям. Продукты и блюда, «поданные» в натюрмортах Клары, тоже оставались недоступными для простых горожан – изысканные сладости, фрукты, оливки. Для Петерс же эти роскошные завтраки на золотой посуде были обыденностью…

Натюрморт с фруктами. Натюрморт с цветами и золотыми кубками.

Натюрморт с фруктами. Натюрморт с цветами и золотыми кубками.


Мы даже можем предположить, как выглядела Клара Петерс. Она любила совмещать жанры автопортрета и натюрморта в одной работе. В дальнейшем портрет или автопортрет «внутри» натюрморта стал в XVII веке ярким признаком голландской школы натюрморта. Иногда она изображала себя в отражении, когда писала стеклянную и металлическую посуду – с палитрой в руке, в ореоле светлых волос, но черты различить невозможно. Однако в одной из работ, «Аллегория тщеславия», Петерс написала роскошно одетую молодую женщину возле стола, заваленного прекрасными, тонко выполненными вещами – атрибутами роскоши. Большая золотая чаша, украшения, горсть золотых монет, игральные кости… Это изображение считается автопортретом Клары Петерс. Правая рука женщины сжимает карандаш или кисть, но протянута к изящному ножику. Ножик – узнаваем, на нем выгравировано имя Клары. Он часто встречается в натюрмортах художницы и, очевидно, был исключительно дорог ей. Подарок возлюбленного? Дар любимого супруга в день венчания? Без сомнения – свидетельство глубокого и сильного чувства…

Аллегория тщеславия.

Аллегория тщеславия.


По-видимому, у Клары Петерс была собственная студия, она продавала работы богачам и аристократам, даже преподавала и стояла у истоков своего рода художественной школы. Картины Клары Петерс «добрались» даже до Мадрида и попали в коллекции испанских королей (теперь эти работы находятся в собрании Прадо). Согласно документам, работы Петерс оказывались в частных коллекциях в Париже, Бонне, Брюсселе, Ганновере, Гамбурге и Лондоне – еще при жизни художницы.

Натюрморт с сыром, артишоками и вишней.

Натюрморт с сыром, артишоками и вишней.


Некоторые неатрибутированные работы в жанре голландского натюрморта выполнены явно в подражание Петерс, хотя технически не столь совершенны, использованы типичные для нее предметы, но при этом обнаруживаются чужие корректировки. Могли ли авторы быть ее учениками? У искусствоведов в ходу понятие «круг Петерс». К этой весьма немногочисленной группе относят художников, в значительной степени перенявших стиль, технику, композиционный подход королевы голландского натюрморта.

Девять экзотических ракушек.

Девять экзотических ракушек.


Долгое время многе работы Клары Петерс приписывались ее последователям, а упоминания о ней не вызывали интереса у искусствоведов. Однако сегодня, когда значение художницы стало бесспорным, она завоевала сердца поклонников искусства. Фотографы, дизайнеры и художники, независимо от пола, вдохновляются уютной и таинственной атмосферой, сложными символическими кодами и виртуозной техникой натюрмортов Клары Петерс.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







3410
24.05.2020 13:38
В закладки
Версия для печати




Смотрите также