![](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese_0.jpg)
Многие выдающиеся японские художники-женщины заслуживают большой похвалы за превосходство японской живописи сегодня. Слишком часто их вклад был упущен из виду, поскольку галереи и искусствоведы сосредотачиваются на своих коллегах-мужчинах. Но нет никаких веских причин, почему бы нам всем не познакомиться поближе с творчеством этих исключительных женщин-художников, начиная с периода Эдо и до наших дней. Они новаторы, феминистки и просто лучшие в своём деле.
1. Кацусика Ои (Ой)
![Ёсивара ночью, Кацусика Ой, 1840-е годы, Британский музей. Ёсивара ночью, Кацусика Ой, 1840-е годы, Британский музей.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese.jpg)
Ёсивара ночью, Кацусика Ой, 1840-е годы, Британский музей.
Невозможно говорить о японском искусстве, не потратив некоторое время на размышления об укиё-э, или ксилографии, одной из величайших форм изобразительного искусства страны. Кацусика Ои - одна из сверхуспешников укиё-э. Невероятный художественный талант Ои был практически гарантирован при рождении, учитывая тот факт, что её отец был легендарным Хокусаем. Хотя её наследие было немного омрачено её отцом, Ои была невероятным художником в своём собственном праве, благодаря её сверхъестественной способности использовать смелую окраску блока, чтобы захватить глаз зрителя. Её дальновидное отношение в сочетании с традиционными знаниями, которые она получила, помогая своему отцу, привнесло новую перспективу в богатую историческую форму и объясняет, почему она была одной из первых женщин-художников в Японии, получивших широкую известность за свои навыки.
2. Уэмура Сёэн
![Выпал снег, 1944 год, Уэмура Сёэн, Яматанский художественный музей. Выпал снег, 1944 год, Уэмура Сёэн, Яматанский художественный музей.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese1.jpg)
Выпал снег, 1944 год, Уэмура Сёэн, Яматанский художественный музей.
Имя Уэмура Сёэн на самом деле является псевдонимом Уэмура Цунэ, важной художественной фигуры Киото периода Мэйдзи и Тайсе. Её неустанное изучение мира биджинга (фотографии красивых девушек) оказало большое влияние на её художественную жизнь, вдохновляя художницу на создание образов, которые катализировали бы новую эволюцию в живописи биджинга. Тематически работа Уэмуры была сосредоточена на мотивах, общих для классической биджинги, таких как красивые женщины и знаковые фигуры из театра, но с феминистским уклоном: она любила изображать женщин в типично мужских позах. Этот смелый ход сделал работы Сёэн одними из самых востребованных и узнаваемых во всём мире.
3. Икэ Гёкуран
![Осенний пейзаж Ике Гёкуран, XVIII век, музей Мет. Осенний пейзаж Ике Гёкуран, XVIII век, музей Мет.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese2.jpg)
Осенний пейзаж Ике Гёкуран, XVIII век, музей Мет.
Немного углубившись в историю японского искусства, Икэ Гёкуран является одной из самых влиятельных и важных женщин-художников в мире классической японской культуры. Родившись в 1727 году, Гёкуран создала большинство своих работ в Киото, где она до сих пор является очень прославленным героем родного города. А её усилия в мире каллиграфии и поэзии были очень высоко оценены, однако именно её вклад в развитие Южной живописи укрепил её репутацию. Процветая в период Эдо, этот стиль живописи высокого класса был в значительной степени под влиянием классической китайской культуры. Нежный, ритмичный и без усилий гладкий стиль Гёкуран до сих пор можно увидеть на многих классических японских предметах сегодня, от складных экранов и раздвижных дверей до вентиляторов и висячих свитков.
4. Риэко Морита
![Риэко Морита, Рюгу - Дворец Дракона, 2003 год. Риэко Морита, Рюгу - Дворец Дракона, 2003 год.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese3.jpg)
Риэко Морита, Рюгу - Дворец Дракона, 2003 год.
Один из самых плодовитых художников нихонга в современной Японии и самых известных современных женщин-художников, Риэко Морита посвятила более тридцати лет совершенствованию, переопределению и влиянию на мир нихонга. В эксклюзивном интервью Japan Objects Морита рассказала о том, как она черпала вдохновение из своего ранее нераскрытого интереса к таинственному миру Майко, сказав: «Это было незначительным интересом, когда я впервые начала рисовать их, но постепенно я действительно была захвачена таинственным очарованием «традиционного ремесла» мира Майко». Сегодня эта смесь оценки японской истории в сочетании с более современным подходом к живописи нихонга является отличной аналогией для обычно упоминаемой старой и новой эстетики страны.
5. Тихо Аосима
![Тихо Аосима, Черепной фонтан, 2008 год, Куми Современное искусство. Тихо Аосима, Черепной фонтан, 2008 год, Куми Современное искусство.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese4.jpg)
Тихо Аосима, Черепной фонтан, 2008 год, Куми Современное искусство.
Тихо Аосима оттачивала своё мастерство в стиле поп-арта под руководством международной легенды поп-культуры Такаши Мураками, работая с ним в рамках его групповых выставок Kaikai Kiki. Обладая незаурядным талантом, ей удалось обзавестись поддержкой и сотрудничеством с некоторыми легендарными художниками Японии, одним из которых является Иссей Миякэ, известный своими масштабными выставками по всему миру. После того, как она разочаровалась в своих исследованиях в области экономики, Аосима научилась использовать Adobe Illustrator, и оттуда она начала создавать свой сюрреалистический стиль dreamscape, который продолжает оспаривать концепции того, что мы считаем kawaii (милый) и kowai (страшный).
6. Тацу Хирота
Рождённая в 1904 году и выросшая в Киото, Тацу Хирота добилась успеха в искусстве не так просто, как могло бы показаться. Её семья была бедной, поэтому перспективы её карьеры в качестве художника не выглядели столь радужными. К счастью для любителей японского искусства, в возрасте двенадцати лет она твёрдо придерживалась идеи заниматься живописью как делом всей своей жизни. Именно поэтому, большая часть её работ основана на классических японских мотивах. И тем не менее, тонкие образы потрясающих изображений обнажённой натуры и майко (ученица гейши), а также напористое использование мягкой, но смелой окраски блока, принесли ей колоссальный успех.
7. Тамако Катаока
![Тамако Катаока, Благоприятная гора Фудзи, 1991 год, Токийский арт-клуб. Тамако Катаока, Благоприятная гора Фудзи, 1991 год, Токийский арт-клуб.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese6.jpg)
Тамако Катаока, Благоприятная гора Фудзи, 1991 год, Токийский арт-клуб.
Тамако Катаока, родившаяся в Саппоро в 1905 году, является одной из самых известных художниц нихонги. Сочетая традиционные японские образы с более западным стилем поп-арта, она помогла принести традиционную живопись нихонга в современную эпоху. Некоторые из её самых известных работ - это серия о горе Фудзи, в которой художница использовала сюрреалистический подход к живописи природы, воссоздавая мгновенно узнаваемую фигуру в ярких оттенках белого, красного и синего.
8. Ширли Канэда
![Ширли Канэда, Уверенное Задержание, 2013 год. Ширли Канэда, Уверенное Задержание, 2013 год.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese7.jpg)
Ширли Канэда, Уверенное Задержание, 2013 год.
Обустроившись в Нью-Йорке, но родившись в Токио у родителей корейской национальности, культурная идентичность Ширли Канэды разнообразна, как и работы, которые она создаёт. Как правило, её называют абстрактным художником, ведь её смелые цветные футуристические образы находятся где-то между сюрреалистическим цифровым дизайном и психоделическими пейзажами сновидений. Канэда покинула Японию в 1970-х годах, чтобы продолжить своё обучение в мире иллюстрации в Школе дизайна Парсонса в Нью-Йорке. С тех пор она продолжает раздвигать границы формы и цвета, чтобы создавать части, которые каким-то образом объединяют разрозненные элементы в единое целое, вызывая размышления.
9. Лейко Икемура
![Лейко Икемура, Лицо (Фрида), 2008 год. Лейко Икемура, Лицо (Фрида), 2008 год.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese9.jpg)
Лейко Икемура, Лицо (Фрида), 2008 год.
Родом из префектуры Миэ с японским и швейцарским наследием, Лейко Икемура является скульптором и художником, известным своим мастерским использованием закрученных цветов и пастельных оттенков, которые придают её работе уникальную атмосферу мечты. Будучи студентом, Икемура покинула Японию, чтобы продолжить учёбу в Испании, а затем представила своё дебютное шоу в Германии и переехала в Цюрих, чтобы жить и продолжать свою артистическую карьеру. Эта мирская история, в сочетании с её многосредними занятиями, делает её одним из самых неопределимых талантов страны. В этом преследующем акварельном портрете она представляет свой взгляд на культовую художницу Фриду Кало.
10. Яёи Кусама
![Яёй Кусама, Тыква, 2003 год. Яёй Кусама, Тыква, 2003 год.](https://kulturologia.ru/files/u18214/FamousFemalePaintersinJapanese10.jpg)
Яёй Кусама, Тыква, 2003 год.
Завершает этот список легендарная Яёи Кусама, известная на весь мир своими галлюциногенными картинами. Она родилась в Нагано в 1929 году и является скульптором, художником-инсталлятором, живописцем и писателем. Эта женщина настолько важна для художественной сцены страны, что в октябре 2017 года в Синдзюку, Токио, был открыт специальный музей в честь её работ и творчества. И кто знает, как в дальнейшим сложится судьба гениальной японки, которая большую часть своей жизни провела в психиатрической клинике, но на сегодняшний день, она продолжает поражать, удивлять, а порой и вовсе шокировать публику своими неординарными, а иногда и вовсе невероятно однотипными работами, от которых так рябит в глазах и кружится голова.
В продолжение темы, читайте также о том, как культовая японская художница Яёи Кусама полжизни провела в сумасшедшем доме, написав серию картин, которые в настоящее время стоят миллионы долларов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: