Фотография   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0





7 ноября в московской Галерее Классической Фотографии ожидается открытие выставки одного из самых интересных и многообещающих современных французских фотографов Алекса Перрэ «На перекрестке миров». В преддверии старта этого проекта мы попросили рассказать об авторе и его творчестве известного исследователя фотографии Артема Логинова, чтобы понять, чего ждать зрителям в начале ноября.





В наше время благодаря развитию средств коммуникации и транспортной инфраструктуры человечество стало значительно более мобильным, чем прежде. Глобальная экономика и международное информационное поле размыли границы между некогда разделенными странами. Не последнюю роль в этом фундаментальном процессе тотальной консолидации играет искусство, которое стремится общаться со зрителем на доступном публике эмоциональном уровне. Тем не менее, говорить о том, что мечта об интернациональном единстве полностью реализована, безусловно преждевременно. Человечество все еще стоит на распутье, выбирая путь дальнейшего развития событий.




Экспозиция «На перекрестке миров», которая демонстрируется в ГКФ c 7 ноября этого года по 13 января 2019-го, включает работы из различных фотографических проектов А. Перрэ. Эти снимки выполнены в разных регионах мира, в том числе в Индии, на Ближнем Востоке и, конечно же, в Европе. На первый взгляд между странами, вызвавшими интерес фотографа, огромная дистанция в виде климатических отличий, особенностей расового и этнического состава, уклада жизни и культуры их жителей.




Тем не менее, Алекс смог рассмотреть в этих нередко вступающих в непримиримых конфликт друг с другом мирах что-то общее: то, что объединяет всех людей независимо от материального достатка, языка или религии. Этим общим оказались обыкновенные чувства и эмоции, которые свойственны всем людям, независимо от социального положения, экономического благополучия и конфессиональной принадлежности.




Творческий метод А. Перрэ развивает достижения его знаменитых предшественников, таких как Р. Франк, У. Эгглстон, С. Шор, А. Уэбб и др. Спонтанно-экспрессивный характер работ Перрэ демонстрирует преемственность традиции стрит-фотографии. Однако в то время, как для мастеров старшего поколения съемка в городской среде выглядела как дорога с весьма четким концептуальным вектором, подход Перрэ скорее находится на методологическом перекрестке. В контексте современного художественного поля эта дилемма выглядит закономерным результатом продолжающегося противостояния сюжетно-стркутурного и абстрактно-экспрессивного путей.




Так, с одной стороны, работы Перрэ отсылают зрителя к сценам, которые подразумевают решения в духе концепции «решающего мгновения». Однако, сохраняя устойчивую связь с каноном событийной фотографии, произведения Перрэ преодолевают фигуративный барьер и движутся в сторону акцента отвлеченных ритмических и цветовых сочетаний. По той же причине автор предпочитает камерному формату, характерному для мастеров репортажного фото, крупные размеры отпечатков, которые позволяют выявить новые особенности фотографической композиции. Действующие лица в произведениях Перрэ – это не только герои его фотографий, но и окружающая их социальная действительность, наполненная говорящими деталями и яркими образами.




Его герои – не просто обитатели культурных перекрестков (это было бы слишком просто), это прежде всего своеобразное поле битвы, на котором происходят столкновения двух или более противоположных миров, где формируются порой самые причудливые образцы культурного симбиоза. И самое интересное, что именно такой симбиоз обусловил гибкий характер фотографического метода Перрэ, в котором хрестоматийные приемы – с одной стороны – и новые представления, с другой, формируют гибридную целостность художественной формы произведения.




Один из лейтмотивов проекта «На перекрестке миров» – двойственность проблематики глобализма, находящая формальное отражение в композиционных решениях А. Перрэ. В отличие от наиболее типичных произведений стрит-фотографии, работы, представленные в составе экспозиции «На перекресте миров», демонстрируют желание автора разделить композицию изображение на два самодостаточных поля. Соответствующие зоны взаимодействуют друг с другом и формируют сложную взаимосвязь, будь то на сюжетном, светотеневом или же колористическом уровнях. Каждый кадр – это документально зафиксированная картина столкновения различных социальных и культурных процессов.




Таким образом, отдельный индивид, социальная группа или же более общая мировоззренческая парадигма могут представлять интерес лишь в сравнении с другими альтернативами, то есть как некая часть глобального пространства ноосферы. Неслучайно, А. Перрэ задействует серийный принцип стрит-фотографии в контексте отдельного произведения, соотнося между собой противоположные сюжеты, формы и текстуры. Перекрестки Перрэ – это визуализация мизансцен, в рамках которых соседство потенциальных антагонистов не приводит к конфликту, но, напротив, стремится к взаимовыгодному консенсусу.




Важной темой экспозиции «На перекрестке миров», как и творчества А. Перрэ в целом, является проблема миграции в современном мире. Главные действующие лица фотографий Перрэ – это не только представители местного коренного большинства, но и новоприбывшие поселенцы, сталкивающиеся с малоизвестным им миром. Миграция в работах Перрэ демонстрируется не только как буквальное изменение географии проживания. В большей степени это миграция идей, которая воплощается в движении системы ценностей, в переносе манеры повседневного общения и правил дресс-кода. В этом процессе участвуют представители обеих категорий населения вне зависимости от их истоков. В то время, как одна культура подвергается ассимиляции, она неизбежно размывает основы другой, в результате чего ни одна из них уже не будет прежней.




В этом плане миграционные перекрестки Перрэ – это не выбор между одним, единственно верным направлением движения, а скорее слияние двух или более дорог в общую, более насыщенную событиями полосу. Дать исчерпывающий ответ на то, что ждет общество в конце этого пути, практически невозможно. По этой причине барьер между зонами произведений Перрэ так и остается хорошо читаемым, будь то в плане наличия непосредственной разделительной границы, или же в плане отсутствия прямого коммуникационного взаимодействия между героями из разных миров. Социальная интрига остается открытой, пробуждая интерес к проблеме, а значит, зрители получают возможность самостоятельно домысливать, каким будет финал запечатленного на фотографии действия. В то же время автор не скрывает своего оптимизма по поводу возможного решения затронутых им проблем.




Модели Перрэ – это не маски социальных стереотипов, но готовые к диалогу индивиды, эмоциональная реакция которых обуславливается не условностями идеологических архетипов, а непосредственным межличностным общением.

Артем Логинов, историк фотографии.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







15042
2.11.2018 14:06
В закладки
Версия для печати




Смотрите также