У них был странный брак и понятные только им двоим отношения. Он нежно заботился о ней и называл ее своей «маленькой дочкой», несмотря на то, что она годилась ему в матери, а она считала его великим художником, талант которого по достоинству сможет оценить только время, и бережно хранила все его картины в условиях блокадного Ленинграда, надеясь собственноручно передать их в музей. Но им не довелось пережить блокаду, они оба умерли от истощения с разницей в один год.
Творческий путь художника Павла Филонова
Павел Филонов в юности
Один из лидеров русского авангарда, Павел Филонов родился в 1883 году, в простой крестьянской семье. Его родители переехали в Москву на заработки - отец работал извозчиком, мать зарабатывала пошивом и стиркой белья. Отца не стало, когда мальчику было всего четыре года, и ему уже в то время пришлось помогать маме - учиться вышивать крестики на скатертях, предназначенных для продажи.
Павел рос способным ребенком, он с детства любил рисовать, хорошо учился в приходской школе, которую окончил с отличием.
Когда Павлу было 13 лет, от чахотки умерла его мама. Тогда старшая сестра Александра, которая к тому времени вышла замуж и жила в Петербурге, увезла мальчика к себе. Ее супруг, обратив внимание на способности Павла к рисованию, определил его в мастерскую, где обучали живописи. Тогда же юноша начал посещать занятия в Обществе поощрения художеств, совершенствуя свое мастерство.
Вскоре он отправился в путешествие по России, делая зарисовки окружающей природы и попутно подрабатывая написанием портретов.
Обучение в Академии художеств совпало с увлечением Павла Филонова авангардизмом, он стал смело экспериментировать с цветом и формой, отходя от классической живописи, и вскоре прервал обучение, стал больше работать и показывать свои картины на выставках.
Картины Павла Филонова многие не понимали
Изучая развитие форм в природе, он изобрел новый способ визуализации окружающего мира, благодаря чему быстро получил известность в творческих кругах, а его работы привлекали внимание как зрителей, так и других художников-авангардистов.
Он считал женщин недоразумением, отвлекающим от рисования, но внезапно женился
Павел Филонов (второй слева) в кругу художников / Фото: artsait.ru
После Октябрьской революции, идеи которой были поддержаны Павлом Филоновым, он создал собственную школу изобразительного искусства, набрал себе учеников, вместе с ними занимался оформлением различных учреждений, театров, иллюстрированием книг и журналов. В 1918 году он принял участие в выставке произведений русских художников, проходившей в Зимнем дворце.
Но со временем отношение к его творчеству начало меняться, его работы все чаще называли «странными», выставки его картин отменяли. О нем стала ходить дурная слава как о сумасшедшем фанате «непонятного» вида творчества, хотя ученики по-прежнему считали его гением. Для художника настали трудные времена, но он продолжал творить.
До 38 лет у Павла Филонова не было семьи, и даже отношений с женщинами. Их существование он считал недоразумением, которое только отвлекает от работы и не приносит никакой пользы. Но в 1921 году все изменилось, причем его музой и спутницей жизни стала женщина, которая была старше его на девятнадцать лет.
Однажды она пришла в его мастерскую и попросила написать портрет умершего мужа. Он выполнил ее просьбу, причем денег за работу не взял. Чем привлекла художника Екатерина Серебрякова - пожилая женщина-большевичка, остается загадкой, но с тех пор они стали жить вместе, а через три года поженились.
Больше чем любовь
Павел Филонов и Екатерина Серебрякова / Фото: rt-online.ru
Это был странный брак, не менее загадочный, чем внутренний мир самого художника. Они жили вместе, но каждый в своей комнате, стараясь оберегать личное пространство друг друга. Хозяйство вели раздельно, при этом Екатерина, как заслуженная революционерка и член партии, получала персональную пенсию и хороший продуктовый паек, а Филонов часто бедствовал, но никогда не позволял себе жить за счет жены и даже крайне редко принимал от нее приглашение на обед.
В самые трудные времена он мог занять у нее денег, и потом обязательно отдавал до копейки, скрупулезно записывая в своем дневнике - сколько уже отдал и сколько еще должен. По образованию Екатерина Серебрякова была преподавателем английского языка, и художник часто брал у нее уроки - это единственное, что он соглашался принимать от жены в дар.
Их отношения были больше чем любовь - они были нежными и трепетными. Филонов называл супругу своей «маленькой дочкой», несмотря на то, что она годилась ему в матери и говорил, что ему очень повезло ее встретить и разделить с ней жизнь. А она называла его Паней, восхищалась его талантом и писала в своем дневнике, что ее муж - удивительный и гениальный человек, несущий добро в этот мир, и то, что его работы сейчас не находят понимания - это всего лишь дело времени, их расшифрует история.
Смерть во время блокады
Павел Филонов. Автопортрет / Фото: rt-online.ru
Так они и жили вместе, понимая и оберегая друг друга. Свой последний Новый 1941 год они встречали вместе, в своей ленинградской квартире, и даже организовали общий стол, купив немного пива, мармелада, а кто-то из родственников принес им на праздники жареную утку с картошкой.
Художник с большим восхищением и праздничным настроением описывал это шикарное новогоднее блюдо в своем дневнике, не подозревая, что скоро случится Великая Отечественная война, и они, истощенные и больные, не переживут блокаду Ленинграда.
Художник умер прямо за своим рабочим столом, в окружении своих картин 3 декабря 1941 года, Екатерина с трудом достала доски на гроб, чтобы похоронить мужа в отдельной могиле, но идти за гробом она уже не могла, родственники везли ее на кладбище на санках.
Она пережила своего супруга на год и умерла в той же квартире от истощения, бережно храня работы своего супруга, который до последнего продолжал творить в нечеловеческих реалиях блокадного Ленинграда, надеясь передать их в музей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: