Живопись   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Арт    



От поцелуя до ножа: Мировые шедевры, пострадавшие от рук вандалов

От поцелуя до ножа: Мировые шедевры, пострадавшие от рук вандалов

Буквально на днях, 25 мая, в Третьяковской галерее случилось самое настоящее ЧП –"турист из Воронежа" повредил знаменитую картину Ильи Репина "Иван Грозный убивает собственного сына". Культурное мероприятие для него завершилось трагически. Как же это случилось, и что его подвигло на эту совершенно дикую выходку?

В пятницу 25 мая, буквально за пять минут до закрытия музея, один из посетителей, до этого спокойно ходивший по залам и осматривавший картины, уже направляясь к выходу, внезапно развернулся и побежал обратно. Все произошло в считанные секунды, смотритель музея не сумел его догнать и остановить. Подбежав к картине, мужчина схватил ограждающую стойку и несколько раз ударил по застекленной картине. От ударов стекло разбилось, повредив авторскую раму, а холст в трех местах порвался. Повреждения коснулись фигуры царевича, к счастью, остались нетронутыми самые главные смысловые детали картины – лица и руки.
Злоумышленника, конечно же, задержали, да он особо и не сопротивлялся.
На допросе он сказал: «Приехал посмотреть на неё (картину), в восемь вечера зашёл в буфет, хотел уже уходить, выпил сто грамм водки. Водку не пью, вот и накрыло чё-то».

Почему-то не укладывается в голове - почему в музее продают водку??? Коммерция…

Поврежденное полотно май 2018 г. Фото Евгения Коробкова

Поврежденное полотно май 2018 г. Фото Евгения Коробкова


На фотографии видны следы от трех ударов, идущие по телу царевича. Вся поверхность холста поцарапана осколками стекол. В какую сумму обойдется реставрация – пока неясно. Ориентировочно специалисты оценивают затраты в 5-10 миллионов рублей.
Вандал, конечно же, не заслуживает никаких оправданий. Однако водка, возможно, лишь спровоцировала его на неадекватные действия, истинные же причины случившегося могут быть гораздо глубже и сложнее.

Картина, написанная Репиным в 1885 году, называется «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», но в народе она более известна под другим названием - "Иван Грозный убивает собственного сына".

И.Репин.«Иван Грозный убивает собственного сына»

И.Репин.«Иван Грозный убивает собственного сына»


Репин писал:«Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют … влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех».

На картине изображена страшная сцена убийства Иваном Грозным в припадке гнева своего сына. Исторически этот факт является весьма спорным и недоказанным. Но Репина, как художника, историческая правда не особо интересовала. Ему важно было уловить и запечатлеть момент, когда отец, в гневе убивший своего сына, вдруг осознает содеянное и его невозвратность, и на озверевшем от ярости лице появляются признаки покаяния. В его глазах – невыносимая тоска, а на руках - кроткий царевич, который, умирая, прощает своего отца, обезумевшего от горя.
Когда картина была закончена, последовала череда странных и трагических событий. У самого художника отсохла правая рука, в дальнейшем ему пришлось учиться работать левой. Не миновали несчастья и натурщиков. Образ Ивана Грознова Репин писал с художника Мясоедова.

Художник Григорий Мясоедов

Художник Григорий Мясоедов


И однажды в припадке гнева Мясоедов тоже чуть было не убил своего малолетнего сынишку по имени Иван.

Григорий Мясоедов с сыном Иваном

Григорий Мясоедов с сыном Иваном


В качестве натурщика для царевича Репин выбрал писателя Всеволода Гаршина. Свой выбор он обосновал так:"Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича".

И. Репин. Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина

И. Репин. Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина


У Гаршина тоже дела пошли неважно. Он впал в глубокую депрессию, а через два года после написания картины сбросился в лестничный пролет. Было ему тогда всего 33 года. И тут опять случилось пугающее совпадение – полученная им черепно-мозговая травма, от которой он и умер, пришлась на то же место, что и у царевича, убитого Иваном Грозным. Мистика какая-то…

Картина вышла очень мрачная и пугающая. Многие не приняли ее, долгое время вокруг картины кипели споры и бушевали страсти.
Павел Михайлович Третьяков, основатель Третьяковской галереи после долгих сомнений все же выкупил картину, но запретил выставлять ее на всеобщее обозрение. Но его запрет вскоре был проигнорирован, картина появилась в экспозиции, и тут началось…
Зрители не могли долго смотреть на картину, они начинали рыдать, валиться на землю…
Очень мощная и сильная по своему воздействию, эта картина действительно способна свести с ума. При долгом рассмотрении, особенно если смотреть в глаза обезумевшего царя, картина вызывает гнетущие чувства. Она несет очень мощный эмоциональный заряд, и, возможно, люди с неуравновешенным сознанием под ее влиянием сами теряют разум...

И.Репин. Фрагмент картины

И.Репин. Фрагмент картины


Вот и директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак, комментируя случившееся, сказала: «Это ужасный шок для всех, не только для Третьяковки, поскольку этот замечательный шедевр принадлежит всем. У него кармическая судьба - все люди неуравновешенные как-то реагируют на нее. Произошедшее - мощный сигнал, к которому надо прислушаться, переработать и сделать выводы».

Это уже не первое нападение на картину. В 1913 году двадцатилетний иконописец Абрам Балашов с криками «Хватит крови!» три раза полоснул по ней ножом, серьезно повредив лица царя и царевича.




Его связали и, признав невменяемым, отправили в психиатрическую больницу. Это событие трагическим образом отразилось на бессменном хранителе галереи художнике Егоре Хруслове. Прекрасный, всеми любимый человек, он не смог перенести случившегося и бросился под поезд.
Спустя некоторое время страсти вокруг этой картины поутихли, и она относительно спокойно висела в Третьяковской галерее. До 25 мая 2018… Теперь еще один наш соотечественник удостоился позорных «лавров Герострата».

Случаи нападения вандалов на мировые шедевры случаются не так уж и редко.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Не раз подвергалась порче знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В XX веке в нее бросали камень, распыляли краску. Сейчас она находится под защитой пуленепробиваемого стекла.

«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи

«Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем» Леонардо да Винчи

Пострадала и еще одна картина Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», в которую вандал выстрелил из обреза.

«Давид» Микеланджело

«Давид» Микеланджело

У статуи «Давида» работы Микеланджело посетитель, пронеся в музей молоток, отбил несколько пальцев на ноге.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

Досталось и картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». В 1914 году на выставке, проходящей в Лондоне, одна из посетительниц умудрилась нанести картине несколько ударов топором. Ей не понравилось, «как мужчины пялятся на обнаженную Венеру», и она решила ее уничтожить.
Так выглядела испорченная картина

Так выглядела испорченная картина


Пережила три покушения и картина Рембрандта «Ночной дозор».
«Ночной дозор» Рембрандта

«Ночной дозор» Рембрандта

Ее пытались порезать ножом, обливали серной кислотой. Помогли спасти картину толстые слои краски и лака на ней, а также оперативность охранников.

«Федра» Сая Твомбли

«Федра» Сая Твомбли

Что же касается картины художника-абстракциониста Сая Твомбли «Федра», то она пострадала от избытка любви. Девушка-художница из Камбоджи, восхищенная картиной, поцеловала ее, не подумав о помаде на своих губах. След от ее поцелуя реставраторы так и не смогли окончательно вывести, хотя и перепробовали более 30 различных средств по выведению пятен. В итоге художнице пришлось заплатить за свою выходку полторы тысячи евро.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5044
30.05.2018 18:40
В закладки
Версия для печати




Смотрите также