Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



В 2013 году картина «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона побила рекорд, став самой дорогой из проданных когда-либо на аукционе. Ее цена составила 142, 4 миллиона долларов. Другие работы художника по востребованности среди ценителей и коллекционеров уступают этой картине немного, за право приобрести произведения Бэкона платят миллионы и десятки миллионов. Привычный для современного искусства хор скептиков, сомневающихся в адекватности таких «расценок», при разговоре о Бэконе как-то слабеет: каждый, наверное, человек понимает, что показано на этих картинах и почему это настолько важно и ценно.


Крик на картинах Бэкона – когда «тело выходит через рот»



Ф. Бэкон. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»

Ф. Бэкон. «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»


Потому что искусство для Фрэнсиса Бэкона стало способом примирить художника с миром – миром внешним и миром внутренним, и тому же самому он учил и тех, кто смотрел на его произведения, недоумевая, отшатываясь и снова приглядываясь. Бэкон не любил писать с натуры, предпочитая даже над портретами работать в полном одиночестве – «моделью» в этом случае служили многочисленные фотографии, часто смятые и разбросанные по полу мастерской, так Бэкон чувствовал себя, словно в лаборатории. Так оно и было, просто лаборатория оказывалась необычной, там из горького опыта прошлого, непонимания, вражды с близкими, их смертей, в результате напряженного и мучительного диалога художника с холстом рождалось нечто большее, чем изображение – отображение человеческой души. Души Бэкона, прежде всего, но не следует приписывать мастеру фокус исключительно на себе: он писал о каждом.

Фрэнсис Бэкон

Фрэнсис Бэкон


Его картины пугают, не изображением ужасов в привычном материальном виде, а скорее изображением сути, сущности страшного, того, что приходит к человеку во время ночных кошмаров, но при этом обладает какой-то внутренней гармонией.

Ф. Бэкон. Эскиз быка

Ф. Бэкон. Эскиз быка


Фрэнсиса Бэкона в жизни понимали мало. Все началось еще в детстве, когда мальчик обнаружил в себе нетипичные склонности. Отцу, потомку того самого Фрэнсиса Бэкона, что был знаменитым философом Позднего Возрождения, многое в сыне не нравилось. Слабый здоровьем, астматик, со странными привычками – например, тайком наряжаться в одежду матери – все это отвращало капитана Эдварда Мортимера Бэкона от сына. Когда юноше исполнилось семнадцать, отец выгнал его из дома.

Художник-самоучка



Фрагмент «Картины»

Фрагмент «Картины»


Фрэнсис уехал в Лондон, оттуда – он отправился в длительную поездку в Берлин, так решил отец. К юноше он приставил друга семьи, чтобы тот повлиял на молодого Бэкона. Но случилось так, что между путешественниками завязались интимные отношения, и впредь предметом любовных переживаний Фрэнсиса будут одни лишь мужчины, а женщинам, таким, как няня Джесси из детства, будет отведена роль близких друзей.
В Берлине Фрэнсис Бэкон окунулся в ночную жизнь, познакомился с местной богемой, увидел фильмы Сергея Эйзенштейна и Фрица Ланга, которые произвели на него исключительное впечатление. Не менее важной вехой в становлении Бэкона как художника стало состоявшееся чуть позже в Париже посещение выставки Пабло Пикассо. Тогда Фрэнсис и понял, что будет заниматься живописью.

Ф. Бэкон. «Портрет говорящего Джорджа Дайера»

Ф. Бэкон. «Портрет говорящего Джорджа Дайера»


Ни практического опыта, ни образования – кроме пары классов школы – у Бэкона не было, требовалось еще и добывать себе пропитание, и потому новообращенный художник устроился работать реставратором мебели, а еще нашел себе спонсора-мецената Эрика Холла и обзавелся наставниками в живописи. Он писал в стиле кубизма и подражал сюрреалистам, что-то покупалось коллекционерами, что-то оказывалось невостребованным; сюрреалисты не признавали Бэкона «за своего».

Ф. Бэкон. «Три этюда к фигурам у подножия распятия»

Ф. Бэкон. «Три этюда к фигурам у подножия распятия»


Первой работой, которая принесла ему настоящий успех, стала картина-триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия», она открыла собой серию триптихов Бэкона. К теме распятия художник впоследствии обращался неоднократно, несмотря на то, что был атеистом.

Мировое признание и самокритика Бэкона



Ф. Бэкон. Эскиз «Портрет Ван Гога»

Ф. Бэкон. Эскиз «Портрет Ван Гога»


На то, как формировался стиль Бэкона, влияли прочитанные им книги – о болезнях, например, знакомства и романы – а любовных отношений в его жизни было предостаточно, а еще – смерти родных и близких. В картинах художник «проживал» страдания и потери. Он много пил – отчего в итоге потерял одну почку, много путешествовал – посетил, помимо разных европейских стран, еще Африку, США и Южную Америку.

Ф. Бэкон. «Портрет папы Пия XII»

Ф. Бэкон. «Портрет папы Пия XII»


Свои работы Бэкон называл «набросками» или «этюдами» и вообще относился к результатам своего творчества очень требовательно, недаром большая часть работ Бэкона до настоящего времени не дошла – художник попросту уничтожал картины, в которых находил изъяны. Он постоянно учился, причем за основу и ориентир брал классиков, начиная с Микеланджело, пытаясь перенять технику наложения мазков, способы работы со светом и тенью. Один из мастеров XVII века, Диего Веласкес, обеспечил Бэкону вдохновение на долгие годы, вдохновив его на серию папских портретов, которых в общей сложности он создал около сорока. Папы римские, их головы и весь спектр эмоций на их лицах буквально «преследовали» художника.

Ф. Бэкон. Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса

Ф. Бэкон. Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса


После трагической смерти бойфренда Джорджа Дайера, который покончил с собой, Бэкон чувствовал себя особенно подавленным. Памяти ушедшего друга он посвятил три «Черных триптиха», а потом стал все чаще обращаться к автопортрету.
В 1992 году восьмидесятидвухлетний Бэкон отправился, вопреки советам врачей, в поездку в Испанию и там умер. Свое многомиллионное состояние он оставил Джону Эдвардсу, другу-бармену из лондонского Сохо.

Ф. Бэкон. «Черный триптих»

Ф. Бэкон. «Черный триптих»

Ф. Бэкон. Автопортрет

Ф. Бэкон. Автопортрет


«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» - картина, посвященная еще одному другу художника и собрату по профессии. Рекорд стоимости картины продержался почти два года, до 2015, когда пальму первенства перехватила работа Пабло Пикассо, которого называли Художник, который не умел любить, зато любил художественно мучить.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








16054
1.03.2020 18:16
В закладки
Версия для печати




Смотрите также