![Мадлен Вионне. Мадлен Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672927.jpg)
Мадлен Вионне.
Еще до появления Шанель на модном Олимпе в Париже жила и творила икона стиля и богиня кроя Мадлен Вионне. Ей принадлежит множество изобретений – крой по косой, одежда без швов, использование этикеток. Она призывала женщин быть свободными, как ее кумир – Айседора Дункан. Однако на долгие годы имя Мадлен Вионне было забыто…
![Изысканные наряды от мадемуазель Вионне. Изысканные наряды от мадемуазель Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676257.jpg)
Изысканные наряды от мадемуазель Вионне.
Она родилась в 1876 году в Альбервилле, маленьком провинциальном городке. В детстве она мечтала быть скульптором, но мечте не суждено было сбыться – по крайней мере, так, как это себе представляла маленькая Мадлен. Ее семья была бедна, и вместо художественной школы двенадцатилетняя Мадлен отправилась в ученицы к местной портнихе. Она не получила даже полноценного школьного образования, проучившись лишь несколько лет. Талант к математике ничего не значит, если тебе приходится добывать себе пропитание с юного возраста.
![Платья от Вионне. Платья от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/Untitled-2copy.jpg)
Платья от Вионне.
В семнадцать Мадлен, освоившая швейное мастерство, устроилась работать в парижский модный дом – и ее ждала судьба, в общем-то, совершенно заурядная. Некоторое время спустя она вышла замуж за русского эмигранта и родила девочку, но ребенок умер, а муж оставил ее. С тех пор Мадлен больше не связывала себя узами брака.
![Платья от Вионне. Платья от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676548.jpg)
Платья от Вионне.
Вскоре после этой трагедии Мадлен потеряла работу. Совершенно раздавленная, она отправилась в Англию, где первое время соглашалась на любую тяжелую работу – например, прачкой, а затем осваивала дело закройщицы в мастерской, занимавшейся копированием французских нарядов для английских модниц.
![Костюмы от Вионне. Костюмы от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678088.jpg)
Костюмы от Вионне.
Вернувшись в Париж на рубеже веков, она устроилась закройщицей на работу в модный дом сестер Калло, которые увидели в ней потенциал и повысили до помощницы главного художника. Вместе с сестрами Калло Мадлен придумывала новые модели, силуэты и декор. Затем Мадлен начала работать с кутюрье Жаком Дусе, но сотрудничество оказалось недолгим и не особенно удачным – Мадлен обуяла жажда экспериментов, которые оказались слишком экстравагантными.
![Вионне стремилась раскрепостить женщин. Вионне стремилась раскрепостить женщин.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234670730.jpg)
Вионне стремилась раскрепостить женщин.
Она была страстной поклонницей Айседоры Дункан – ее свободы, дерзости, раскрепощенной пластики, и стремилась воплотить в своих моделях ту силу, ту радость жизни, которую видела в великой танцовщице.
![Платья от Вионне. Платья от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677285.jpg)
Платья от Вионне.
Еще до Шанель она заговорила об отказе от корсетов, решительно укоротила длину платьев и настаивала на использовании мягких, подчеркивающих естественные изгибы женского тела платьев. Она предложила Дусе проводить показы моделей, но первый же показ вызвал скандал – даже богемный Париж не был готов к таким новаторствам. Вионне рекомендовала манекенщицам не надевать нижнее белье под ее облегающие платья, по подиуму они шагали босиком, как великолепная Дункан. Дусе поспешил расстаться со слишком активной помощницей, а затем грянула Первая мировая война.
![Платье от Вионне. Платье от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676961.jpg)
Платье от Вионне.
Свое дело Мадлен открыла еще в 1912, но получила известность лишь в 1919 году – и сразу завоевала бешеную популярность. Она боролась с подделками, используя фирменные лейблы и специально разработанный логотип, что сейчас для модной индустрии явление совершенно обыкновенное.
Каждое платье от Вионне фотографировалось с трех ракурсов с использованием специального зеркала и помещалось в альбом – таких альбомов за более чем тридцать лет существования Дом Вионне выпустил семьдесят пять.
![Все платья от Вионне фотографировали с трех ракурсов. Все платья от Вионне фотографировали с трех ракурсов.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234674026.jpg)
Все платья от Вионне фотографировали с трех ракурсов.
Мадлен считала, что одежда должна повторять линии тела женщины, а не тело уродоваться и ломаться специальными приспособлениями, чтобы соответствовать модному силуэту. Она любила простые формы, драпировки и коконы. Именно Мадлен Вионне придумала крой по косой, позволяющий ткани скользить вокруг тела и лежать красивыми складками. Изобрела воротник-капюшон и воротник-хомут. Она часто экспериментировала с бесшовной одеждой – например, создавала пальто из широкого отреза шерсти без единого шва.
![Экспериментальный крой платьев от Вионне. Экспериментальный крой платьев от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671677.jpg)
Экспериментальный крой платьев от Вионне.
Она часто изготавливала комплекты из пальто и платья, где подкладка пальто и платье были выполнены из одной ткани – второе рождение этот прием получил в 60-е годы.
![Верхняя одежда от Вионне. Верхняя одежда от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234679729.jpg)
Верхняя одежда от Вионне.
«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» - эту загадочную фразу Вионне повторяла очень часто. Что она значила? Может быть, Мадлен хотела подчеркнуть, что ее платья следуют естественным движениям обладательницы и подчеркивают ее настроение – а может быть, в этих словах таилась какая-то модернистская шарада.
![Платья от Вионне. Платья от Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234673495.jpg)
Платья от Вионне.
Вионне вдохновлялась скульптурой кубизма и футуризма, а также античным искусством. На фотографиях ее модели представали в позах античной вазописи и древнегреческих фризов. А древнеримские статуи послужили отправной точкой для драпировок, секрет которых дизайнеры и инженеры не могут разгадать и по сей день.
![Увлечение скульптурой повлияло на творчество Вионне. Увлечение скульптурой повлияло на творчество Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234671869.jpg)
Увлечение скульптурой повлияло на творчество Вионне.
Вионне была равнодушна к цвету, хотя специально для нее была создана новая ткань – смесь шелка и ацетата нежно-розового оттенка.
![Мадлен Вионне нечасто включала цвет в свои работы. Мадлен Вионне нечасто включала цвет в свои работы.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234672370.jpg)
Мадлен Вионне нечасто включала цвет в свои работы.
Мадлен Вионне практически не оставила лекал – каждое платье создавалось индивидуально методом наколки, поэтому в точности повторить ее наряды попросту невозможно. Не оставила она и эскизов. Мадлен считала, что нужно не конструировать платье, а окутывать фигуру тканью, позволяя материалу и телу делать свою работу, предпочитала подстраиваться под индивидуальность клиенток, а не диктовать им свою волю. Она хотела раскрыть, раскрепостить женщин.
![Тайна лекал Вионне не раскрыта до сих пор. Тайна лекал Вионне не раскрыта до сих пор.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234676784.jpg)
Тайна лекал Вионне не раскрыта до сих пор.
Правда, как бы ни были прекрасны платья от Вионне, заказчицы нередко возвращали их создательнице – потому что не могли самостоятельно разобраться в складках и драпировках. В коробке и на вешалке платья выглядели бесформенными тряпками, и лишь на женском теле превращались в настоящие шедевры. Мадлен приходилось проводить для клиенток мастер-классы по одеванию. Удивительно, что эти затруднения возникали именно с платьями художницы, которая мечтала подарить женщинам свободу античных нимф и вакханок!
![Клиентки Вионне не всегда понимали, как носить эти платья. Клиентки Вионне не всегда понимали, как носить эти платья.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677624.jpg)
Клиентки Вионне не всегда понимали, как носить эти платья.
Мадлен никогда не называла модным то, что она делает. «Я хочу, чтобы мои платья пережили время», - говорила она.
![Работы Мадлен Вионне. Работы Мадлен Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234677785.jpg)
Работы Мадлен Вионне.
Вторая мировая война оставила Вионне практически без средств к существованию, ее модный дом был закрыт, а имя – забыто на долгие годы. Однако достижения Мадлен Вионне использовались модельерами по всему миру – украденные у той, что так берегла свои работы от подделок. Лишь в 2000-х годах модный дом Вионне возобновил работу с молодыми амбициозными менеджерами и дизайнерами.
![Платья от Мадлен Вионне. Платья от Мадлен Вионне.](https://kulturologia.ru/files/u23467/234678588.jpg)
Платья от Мадлен Вионне.
Для всех, кто интересуется историей моды, рассказ о том,как японец Йоджи Ямамото покорил европейскую моду ради своей матери.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Платье — не как искусственная оболочка, а как естественное продолжение фигуры, которое подчиняется телу, следует за его движениями, — неповторимый стиль Мадлен Вионне!
Дизайн некоторых платьев Вионне явно не соответствует ее же словам об одежде, повторяющей линии тела.
Это противоречие объясняется увлеченностью кубизмом и футуризмом.
А мода на обезглавленные манекены - глупость несусветная.