Музыка   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Разное    



Кому разрешалось играть на бубне в разные эпохи и почему шумеры называли его просто решетом.

Кому разрешалось играть на бубне в разные эпохи и почему шумеры называли его просто решетом.

Бубен в русской культуре последнее время считается инструментом смешным, отчасти дикарским. Его упоминают шуточно (и иносказательно), высмеивают в телешоу за простоту и невыразительность. Однако бубен — один из древнейших музыкальных инструментов, связанных со священными и мистическими ритуалами, а его возможности, в принципе, примерно такие же, как у любого другого перкуссионного инструмента вроде барабанов или даже немного больше.


В русском языке бубнами либо, «культурнее», тамбуринами называют очень разные музыкальные инструменты. В музыкальных магазинах можно обнаружить под этими названиями как пластиковый обод с прорезями и звонкими тарелочками в них, так и обод безо всяких тарелочек, с натянутой кожаной мембраной, по которой необходимо бить специальной палочкой. Объединяет эти инструменты, кроме названия, только наличия обода, или обечайки, причём ей необязательно даже быть круглой — есть и квадратные, и замысловатой формы.

Бубен может быть вообще квадратным.

Бубен может быть вообще квадратным.

Перечислим только несколько популярных видов бубна. Европейский (концертный) тамбурин — бубен и с мембраной, и со звонкими тарелочками в прорезях обода. Русский бубен — с тыльной стороны крест-накрест натянута проволока с нанизанными бубенцами, в обечайке могут быть или не быть тарелочки. Даф (в Иране) или дойра (в Средней Азии) — цельный обод с мембраной, за мембраной расположены вдоль обода металлические колечки, которые могут при ударах и потряхиваниях звенеть или шуршать. Рик — бубен, похожий на концертный тамбурин, но с пятью парами очень крупных тарелочек, по которым можно отдельно ударять пальцами, чтобы получить чистый звук без гудения мембраны. Боуран — ирландский бубен с очень широкой обечайкой, на котором играют с помощью палочки, закруглённой с одной или двух сторон.


Очевидно, что в мистических и сакральных ритуалах прошлого круглый музыкальный инструмент играл роль символического солнца или луны — в зависимости от страны. В северных странах больше почитали тёплое дневное светило, в южных — ночное. Есть и ещё особенность: в ряде культур бубен был долгое время чисто женским инструментом, что, возможно, связано с культами древних богинь.

Такова, например, история дафа. До самых недавних пор иранский даф (играть на котором надо не только с помощью ударов, но и ритмично подкидывая его в ладонях) был женским инструментом. Мужчины начали играть на дафе после того, как его стали активно использовать дервиши для своих танцев-молений. Притом дервиши и использовать его стали не в знак того, что мужчинам даф тоже дозволен, а как женский инструмент, который в полной мере показывал бы их способность покоряться Всевышнему подобно тому, как женщина покоряется мужчине. На некоторое время мужчины-дафисты даже вытеснили женщин из музыки, но сейчас женщины берут реванш и покоряют сцену с дафом в руках. Именно женщины играли у древних евреев и на бубне-топе. Кстати, бубны (в синодальном переводе — «тимпаны») упоминаются в Библии.


Иранский даф традиционно использовался женщинами в праздники, особенно — во время свадебных церемоний и в день рождения нового ребёнка, что, вместе с традиционным ограничением на то, чтобы в руки брал даф мужчина, и заставляет предполагать в дафе изначально чисто ритуальный инструмент, связанный с обычаями плодородия.

Считается, что бубен появился в Средней Азии в бронзовом веке, примерно во втором-третьем веках до нашей эры. Кстати, в Скандинавии предком бубна является облегчённый, символический бронзовый щит, с которым танцевали шаманы. Таких щитов, совершенно непригодных для боя, немало нашли в Дании и Швеции, как и изображения шаманов, пляшущих с ними в руках. Но ещё интереснее, что на самом деле такие щиты использовали, судя по найденным археологами экземпляром, буквально по всей Европе, от Ирландии до Венгрии, от Швеции до Италии. Нет точных сведений, что во время танцев по щиту били, но предполагается, что это очень возможно, потому что логично и потому что бубны по всему миру использовались для священных обрядов не только как зрительный символ солнца и луны, но и как музыкальный инструмент. Точно известно, что с щитами в руках танцевали жрецы в Древнем Риме, осенью и весной.

Ритуальные щиты в музее в Копенгагене.

Ритуальные щиты в музее в Копенгагене.


Теория о бронзовом веке скорее говорит нам о том, когда бубен впервые попал в руки мужчин. В Турции найдено изображение женщины, играющей на бубне, которому около восьми тысяч! А вот в Египте он появился много позже, во времена Нового Царства, форма у бубна могла быть как круглая, так и квадратная, и с ним в руках танцевали именно женщины.

У цыганок бубен долго был женским инструментом безо всякой мистической подоплёки. Бубен давал любой девушке выступить с танцем, когда её попросят, не разыскивая музыкантов себе в помощь, а на мембрану бубна легко было ловить монеты, которые кидали ей в награду. Лёгкий в переноске и обращении, бубен давал большую степень свободы цыганке и был той музыкой, которая всегда с тобой.

Египтянки, танцующие с бубнами.

Египтянки, танцующие с бубнами.


Словом «тамбурин» изначально обозначали маленький барабан французских пастухов (собственно, слово и переводится как «барабанчик»), на котором играли палочками. На все виды бубна его распространили относительно недавно. А слово «бубен» в родстве со многими славянскими словами, обозначающими равномерный звук — сравните с русскими словами «бубнить» и «бубенчик». С типами звука они связаны разными, глухим и звонким, но в том и другом случае идёт речь о неумолчности, равномерности этих звуков. Слово, похожее на «бубен», в словацком, польском и сербском означает просто «барабан», что роднит его со словом «тамбурин».

На шумерском языке бубен обозначали тем же словом, что и решето — возможно, что там бубен действительно произошёл от сита, на котором, развлекаясь, выстукивали ритм для танца женщина, а может быть, связь тут просто на уровне метафор — если бубен был похож на даф и дойру, то для получения некоторых звуков его надо было встряхивать. В любом случае, сито и манипуляции с ним ассоциировались прежде всего с женской работой — вероятно, у шумеров бубен был, как и у персов, и евреев, женским инструментом.

Уличные музыканты Санкт-Петербурга, девятнадцатый век.

Уличные музыканты Санкт-Петербурга, девятнадцатый век.


Русские бродячие музыканты в девятнадцатом веке говорили: гармонь без бубна — сирота, а бубен без гармони — круглый сирота. Игра на гармошке без сопровождения ритмом считалась скучноватой, за ритм и отвечал «бубнист». Русский бубен не только хлопали ладонью — развлекая зрителей, музыканты ударяли по нему самыми неожиданными частями тела, вроде локтей и колен, по-разному колотили в мембрану специальной колотушкой. Мода на музыку без выраженного жёсткого ритма была насажена уже любителями академической музыки в двадцатом веке.

До сих пор мистическое значение сохранили бубны в традиции Сибири. Шаманы, играющие на них, часто называют их оленями или лошадьми. Бубен для сибирского шамана — живое (только не в нашем мире) существо, которое способно увезти в другой мир. Иногда шаманский бубен изготавливается нарочно для определённого ритуала и затем уничтожается, но чаще шаман подолгу использует один и тот же инструмент и избегает заводить их одновременно два — «поссорятся». Традиционно шаманский бубен — очень большого размера, и часто не круглый, а овальный по форме. Его не держат за обод — у него, почти как у щита, есть крепления с обратной стороны мемьраны. Похожий культ бубна существовал и у североамериканских индейцев.

Корякская шаманка с бубном.

Корякская шаманка с бубном.

Использовался бубен в языческих обрядах Руси — сохранилось немало упоминаний уже в христианские времена бубна именно в этом контексте. Возможно, поэтому игра скоморохами и уличными музыкантами на бубнах долго вызывала острое недовольство у представителей православной церкви.

Вместе с бубном самым древним музыкальным инструментом считают флейту. Самой древней найденной флейте — больше 35 000 лет. Сделана эта флейта из птичьей кости и нашли её на территории современной Германии.

Почему дервиши крутятся, а суфийские поэты воспевают вино и женщин, и всё равно считаются аскетами — для кого-то куда более волнующий вопрос, чем что в тонкостях символизировал для суфиев бубен.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







1911
12.10.2018 17:03
В закладки
Версия для печати