![](https://kulturologia.ru/files/u11119/hudojniki11.jpg)
Один из мастеров итальянского Ренессанса, Пармиджанино прославился тем, что умел написать особенную, иррациональную красоту – искаженно, сложно, часто за гранью реальности. Он прожил всего тридцать семь лет, не сумев преодолеть критический для гения возраст, но спустя сотни лет его искусство остается завораживающим, дерзким и порой пугающим.
Юный художник из Пармы
Имя, под которым художник вошел в историю, дало ему название родного города – Пармы – как, кстати, и сыру пармезан, изобретенному здесь еще до рождения художника. А прозвище «пармиджанино» закрепилось именно в такой, уменьшительной форме, вероятно, потому, что его обладатель рано проявил себя, удивляя молодостью и мастерством.
Настоящее же имя Пармиджанино – Джироламо Франческо Мария Маццола, он родился в 1503 году в семье художника, но рано потерял родителей и воспитывался братьями по отцу – Микелем и Пьером Иларио. Один из дядей, тоже художник, привлекал племянника к выполнению небольших заказов, и довольно скоро способности юного Пармиджанино оказались замеченными.
![Пармиджанино "Крещение Христа" Пармиджанино "Крещение Христа"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236065096.jpg)
Пармиджанино "Крещение Христа"
Картину «Крещение Христа» он выполнил уже в шестнадцать лет, а в семнадцать получил заказ на фрески для покоев Паолы Гонзага, итальянской аристократки. В качестве ориентиров, которые взял для себя Пармиджанино, было творчество Джованни Антонио Пордемоне и Корреджо, но довольно рано у художника сформировался собственный живописный стиль, и не случайно – Пармиджанино внимательно следил за отсутствием в своих работах повторений и клише с полотен своих современников, в том числе укрепляющих позиции маньеристов.
![Пармиджанино "Лукреция" Пармиджанино "Лукреция"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236068115.jpg)
Пармиджанино "Лукреция"
Это течение возникло как бы в противовес существующим канонам, принесенным Рафаэлем, Микеланджело, произведения которых для Пармиджанино, к слову, были объектом восхищения. Маньеристы своими работами стремились вызвать у зрителя удивление, смущение, даже раздражение при кажущемся соблюдении основных канонов изобразительного искусства.
Такое расширение возможностей и целей искусства находило своих поклонников, в том числе довольно влиятельных. Но главная перемена судьбы Пармиджанино произошла в 1524 году, когда он вместе со своими дядями прибыл в Рим. Там Пармиджанино знакомился с творениями уже признанных гениев, продолжая при этом собственные занятия живописью и графикой. Он направил несколько своих работ в адрес папы Климента VII, и в их числе «Автопортрет в выпуклом зеркале», который был выполнен на деревянной полусфере и отличался интересной особенностью – художник изобразил то, что видел в зеркале, которое искажало предметы в зависимости от приближения или удаления от его поверхности. Климент VII, поддерживавший светскую направленность художественных произведений вообще, был заинтересован оригинальными работами Пармиджанино, что не могло не сказаться на популярности художника.
![Пармиджанино "Автопортрет в выпуклом зеркале" Пармиджанино "Автопортрет в выпуклом зеркале"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236067127.jpg)
Пармиджанино "Автопортрет в выпуклом зеркале"
Маньеризм Пармиджанино
Это и было стилем Пармиджанино – нарушение привычной для Ренессанса гармонии композиции, разрушение правдоподобия видимых предметов и персонажей, искажение пропорций. Художники выносил за границы реальности или свет, или цвета, или перспективу. Характерная особенность портретов Пармиджанино – завораживающий, часто двусмысленный взгляд персонажей картин.
![Пармиджанино "Портрет дамы в турецком костюме" Пармиджанино "Портрет дамы в турецком костюме"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236061179.jpg)
Пармиджанино "Портрет дамы в турецком костюме"
Пармиджанино работал в мастерской один и очень много. О нем, как и о других мастерах Возрождения мы знаем по трудам биографа итальянских художников Джорджо Вазари, современника Пармиджанино и его коллеги по цеху. Известен случай, когда, погруженный в свою работу над картиной «Видение святого Иеронима», он не заметил, как в мастерскую ворвались военные – солдаты императора Священной Римской империи Карла V захватили Рим. Увидев художника за работой, они не тронули ни его самого, ни полотна.
![Пармиджанино "Видение Св. Иеронима" Пармиджанино "Видение Св. Иеронима"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236063041.jpg)
Пармиджанино "Видение Св. Иеронима"
Правда, скоро Пармиджанино все же пришлось уехать, обосновавшись в Болонье. Ему было на тот момент 24 года. Стиль художника в «болонский» период его творчества отличается отвлеченностью, стремлением к некоему недостижимому идеалу красоты. Позже он вернулся в родную Парму.
Алхимия
Примерно с 1530 годом связывают начало увлечения Пармиджанино алхимией. В те годы художник был увлечен офортами – гравюрами на металле, и трудно сказать наверняка, это ли явилось причиной возникновения интереса к алхимическим превращениям, или же постоянные эксперименты с кислотами и способами травления металлических пластин были вызваны как раз близостью к этой внезапной страсти.
![Пармиджанино "Мадонна с розой" Пармиджанино "Мадонна с розой"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236065186.jpg)
Пармиджанино "Мадонна с розой"
В XVI веке алхимия считалась вполне законным занятием, правда, собиравшим вокруг себя значительное число скептиков, тех, кто не верил в возможность превращения одного вещества в другое и осуждал фанатизм, с которым алхимики проводили свои опыты. По мнению Вазари, художник понапрасну тратил на опыты и свой талант, и жизнь. Алхимия, магия, мистические взгляды на мироздание стали, по свидетельству современников Пармиджанино, главным смыслом его жизни.
К сожалению, современные историки обладают довольно скудным количеством свидетельств современников Пармиджанино о его жизни. Из «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари известно, что «в конце концов Франческо, все ещё увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, почти дикого, совсем не такого, каким был раньше».
![Пармиджанино "Антея" Пармиджанино "Антея"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236065442.jpg)
Пармиджанино "Антея"
Еще в 1531 году Пармиджанино получил заказ от церкви Санта-Мария-делла-Стреката. Он должен был украсить фресками внутреннюю часть храма. Работа оказалась мучительной – и вместо восемнадцати месяцев, оговоренных контрактом, Пармиджанино провел в работе над стенами храма несколько лет, а в 1539 году был наконец арестован за нарушение сроков выполнения заказа. Спустя некоторое время он выбрался из тюрьмы и бежал из родного города.
Пармиджанино скончался в 1540 году в городе Казальмаджоре, по всей видимости, отравившись парами ртути, которую он активно использовал в своих экспериментах по алхимическим превращениям. Согласно его воле, похоронили художника без одежды, на грудь возложив крест.
![Пармиджанино "Миф об Актеоне" Пармиджанино "Миф об Актеоне"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236067961.jpg)
Пармиджанино "Миф об Актеоне"
При рассмотрении картин и фресок Пармиджанино есть искушение увидеть следы его увлечения алхимией во всем: «Мадонна с длинной шеей» якобы отсылает к традиционной форме сосуда, которым пользовались при алхимических опытах. Актеон, персонаж древнегреческой мифологии, однажды заставший Диану за купанием, изображен в момент превращения его в оленя – а превращения и были сущностью и основной целью алхимии.
![Пармиджанино "Мадонна с младенцем, Св. Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой" Пармиджанино "Мадонна с младенцем, Св. Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236066629.jpg)
Пармиджанино "Мадонна с младенцем, Св. Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой"
Картины Пармиджанино всегда достаточно провокационны для зрителя, привыкшего к безупречной гармонии рафаэлевских композиций. Кстати, возможно, единственное произведение итальянца, где в точности соблюдаются законы перспективы, - «Мадонна с младенцем, Св. Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой», на создание которой Пармиджанино вдохновило полотно Рафаэля «Мадонна на лугу». Чересчур длинные пальцы, нарушенные пропорции человеческого тела, а иногда и тела животного, как на картине «Обращение Савла», при точном и правдивом изображении других деталей композиции, создают при рассмотрении картины ощущение нереальности – судя по всему, этот побег от реального мира и был главным мотивом жизни и творчества Пармиджанино.
![Пармиджанино "Обращение Савла" Пармиджанино "Обращение Савла"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236068800.jpg)
Пармиджанино "Обращение Савла"
Картина «Мадонна с длинной шеей», заказ на которую Пармиджанино получил за пять лет до смерти, так и не была закончена художником. Она оставалась в мастерской к моменту его кончины. Есть мнение, что мастер не торопился с завершением этой работы в знак того, что все в мире можно бесконечно совершенствовать, как эту картину.
![Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей" Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей"](https://kulturologia.ru/files/u23606/236066504.jpg)
Пармиджанино "Мадонна с длинной шеей"
Другой итальянец, ставший самостоятельным явлением Ренессанса - Лоренцо Лотто, незаслуженно забытый на родине, но вновь открытый в новое время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: