Религия   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Разное    





В христианском понимании тело всегда представляет собой препятствие перед тем, чтобы узреть и понять Бога. Можно вспомнить платоновскую концепцию того, как физическое тело человека мешает ему понять божественный замысел и постигнуть суть происходящего вокруг него. Причиной этого является то, что плотская часть человеческого существа отвлекается на примитивные животные чувства. В этом смысле изображение библейских фигур всегда было, по крайней мере, спорным занятием.


Традиционно, когда речь заходит о символике, больше всего споров возникает вокруг изображений Иисуса, его ближайших учеников и друзей. Испокон веков велись философские, научные и религиозные диспуты для решения подобных религиозных нюансов.

В итоге удалось достигнуть неких общих канонов относительно того, что является приемлемым в изображении Иисуса и других библейских фигур, и что самое главное, как это нужно делать. Исходя из этого, тело стало средством представления неких идеалов, ценностей и художественных канонов, которые отражают нюансы того, как Церковь относится к определенным моментам художественного искусства. Более того, в данном случае можно увидеть, как христианское мировоззрение Запада символизирует модели поведения и разные «греховные» части тела, из-за которых человек может сбиться с правильного пути.

Голова

Согласно греко-римской концепции, голова понимается как средоточие Разума. В христианской иконографии она изображается как место, где происходит реальное единение с Богом, и как место принятия человеком решения о том, каким путем ему идти... и отказаться ли от земных страстей ради веры. Точно так же голова понимается как средоточие мудрости и знания — именно поэтому она часто изображается с ореолом, окружающим ее. Помимо всего этого, Иисус считается главой Церкви, и другие «части тела» религиозного учреждения зависят от него.

Волосы

Существует большое разнообразие значений, приписываемых волосам. Они могут символизировать как мужскую силу, так и похоть и плотские страсти, как в случае Марии Магдалины (которая всегда изображается с распущенными длинными рыжими волосами). Это что касается физических атрибутов. Волосы также являются символом семейного положения женщин. Если у них волосы непокрыты и распущенные, то это означает, что женщина не была замужем и является девственницей. Если же волосы покрыты платком или связаны в узел, то женщина уже «занята» или замужем.

Глаза



В христианской иконографии глаза являются фундаментальным атрибутом в представлении человека. Это очевидная связь между земным и духовным мирами изображаемого человека: именно через глаза свет проникает во внутреннюю тьму. Поэтому многие святые изображены с крайне выразительными глазами. Также важен выразительный взгляд, поскольку он символизирует опыт, который есть у просвещенных: опыт прямой связи с Богом.

Руки

В случае смертных людей

Изображение рук связано с творческим вдохновением, которое Бог дает людям. Причем, речь идет не только о том, чтобы делать что-то с нуля. Также именно с помощью рук человек может донести до физического мира то, что происходит в разуме, а помимо этого руки являются естественным инструментом выживания, характерным для всего вида. В этом смысле, руки имеют двойную функцию в христианской иконографии: практическую, которая предназначена для решения основных потребностей человека, и онтологическую, символизирующую то, как Бог привносит свои замыслы в земной мир.

В случае Бога

Представление рук Божьих вызвало споры в священном искусстве. Во-первых, по эпистемологической причине: как представить Бога с какими-то человеческими качествами, которые ухудшат его божественный образ. По сей день этот вопрос остается нерешенным, но были созданы определенные эстетические каноны.

1. Руки Бога, нисходящие сверху (без лица), простираются к Земле. Иногда показано, как эти руки протягивают к Земле святое Писание.

2. Руки Иисуса, благословляющего людей. Здесь есть свои тонкости, и нужно смотреть, как именно изображена рука Иисуса:

- если у руки поднят вверх один палец, а остальные сложены «колечком», то помимо благословения, в ортодоксальной иконографии это означает имя Иисуса по-гречески: IHCOYC;

- если вверх подняты два пальца, а остальные сложены щепотью, то это благословение, которое также символизирует двойственную природу Сына Божьего: божественную и земную;

- если в сторону вытянут только один палец, это просто жест проповедования Иисуса, неважно - перед большой аудиторией или конкретным персонажем.

Ноги

Ноги связаны с землей, на которую они ступают. Если изображаемый персонаж обут, то это означает, что он находится в контакте с землей, что символизирует смирение и тяжелую работу. Однако, если он изображен босиком, это ассоциируется со ступанием на святую землю или стоянием в присутствии Бога. Ноги обычно символизируют того, кто идет по правильному жизненному пути, или символизирует жизнь, которую он ведет на Земле, и которая предопределит, достигнет человек Рая или нет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







2422
3.11.2019 23:45
В закладки
Версия для печати




Смотрите также