Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    


Современники даже не представляют свою жизнь без фотографии – настоящего чуда, благодаря которому можно сохранить в памяти то, чего уже нет в реальности. Технологический прогресс в области фото застал человечество врасплох. Вот только это было уделом богатейших этого мира и вдруг стало доступно едва ли не каждому. Фотографии тех лет вызывают у поколения-селфи недоумение: почему их нужно в буквальном смысле разгадывать и как скрытые смыслы они прячут?


Вся суть фотографий из прошлого в том, что их нельзя воспринимать через призму современности. Фото для людей тех лет это нечто другое, чем для ныне живущих. Мы можем позволить себе сделать сотни снимков, не вкладывая в них особенных смыслов или посылов. Старые же фотографии нужно «читать». Для этого нужно знать по какому принципу работали фотоателье и каковы были общественные догмы по отношению к фотоискусству.

Первые фотоателье в России



Единственное фото Гоголя / ФОТО: www.sadalskij.livejournal.com

Единственное фото Гоголя / ФОТО: www.sadalskij.livejournal.com


В одном из первых фотоателье, которое появилось в России, был запечатлен Николай Гоголь с русскими художниками. Эта фотография одна из немногих, которая позволяет нам понять, как выглядел писатель на самом деле. В те времена фотоателье были отнюдь не самым комфортабельным местом. Зачастую они располагались в маленьких комнатушках, иногда прямо в собственных квартирах. Электричество в ту пору еще не использовалось для освещения, поэтому и фотоателье работали только при хорошем солнечном освещении.

Но просто уличного света из окон тоже было маловато, потому часто старались сделать стену из стекла или прозрачный потолок. Иногда для этих целей снимали мансарды. Для регулирования освещенности использовали темные шторы, для того чтобы затенять прямое попадание солнечных лучей.

Ошибочно было бы считать, что стремление улучшить уже сделанную фотографию появилось только в последнее время. Отнюдь. В период, когда перефотографироваться было сложно и дорого, тоже активно использовали ретушь. Например, человек моргнул во время съемки и получился с закрытыми глазами. А это происходило довольно часто, потому что процесс съемки обычно затягивался: нужно было стоять долго и неподвижно. Переснимать было долго, к тому же нет никакой гарантии, что модель снова не моргнет. Куда проще было дорисовать зрачки обычной акварельной краской и тоненькой кисточкой. Кстати, получались глаза в таком случае ярче и четче.

Пример ретуши акварелью / ФОТО: www.travelask.ru

Пример ретуши акварелью / ФОТО: www.travelask.ru


Первое ателье такого рода открыл в Москве немецкий фотограф. Благодаря тому, что он делал не только портреты, но и часто ездил по столице, фотографируя пейзажи, которые потом печатал в качестве открыток, фотография как жанр стала очень популярна. В следующее десятилетие в Москве было уже почти 50 ателье.

Причем большинство фотографов стали не просто множить портреты, а использовали какие-то новые идеи для привлечения клиентов. Например, Эйхевальд первым решился сделать искусственное освещение студии, а позже стал делать фото в стиле ню и продавать в виде открыток. Ренар стал организовывать не только студийные, но и выездные съемки. Особенно клиентам нравилось фотографироваться дома или на природе. Появилась возможность делать свадебные фото. Это было сложно осуществимо технически, потому нововведения вводились постепенно, но зато встречались у публики с благодарностью.

Читайте так же: Как кутили в ресторанах Москвы и Санкт-Петербурга до революции 1917 года и что там подавали к столу

Странные жанры фотографий



Современники называют этот жанр спрятанной матерью / ФОТО: www.ren.tv

Современники называют этот жанр спрятанной матерью / ФОТО: www.ren.tv


Это стремление развивать фотографию порой выливалось в весьма странные трактовки. Например, родные пытались запечатлеть на семейных фото уже умерших родственников. Так сказать, сохранить на память их образ, коль уж появилась такая возможность. Для этого их просто сажали рядом с живыми. При необходимости ретушировали на фото глаза. Причем, учитывая, что для четкого фото необходимо было несколько минут сидеть неподвижно, то четче остальных получались именно усопшие родственники.

Но потомки, глядя на такие фото могли даже не догадываться о том, что на фото изображено нечто странное. Куда более неоднозначно выглядели те фотографии, на которых женщин закутывали в черную ткань, при этом у них на руках сидели дети. Выглядело это не просто странно, а скорее зловеще. К тому же, женщину могли спрятать за мебель, закрыть лицо волосами, но руки, которыми она держала ребенка – были видны на фото. Иногда и вовсе лицо могли закрасить на готовой фотографии.

Это было весьма популярным направлением / ФОТО: www.rus.jauns.lv

Это было весьма популярным направлением / ФОТО: www.rus.jauns.lv


Зачем это делалось? Женщина, которая держала на руках ребенка чаще всего была его матерью или няней. Технические возможности не позволяли аккуратно убрать с фото изображение женщины. Самостоятельно ребенок сидеть перед странным аппаратом, к тому же долго и неподвижно, конечно же не мог. Поэтому и прибегали к такого рода ухищрениям, чтобы складывалось впечатление, что ребенок сидит один. Но тут возникает другой вопрос: а что плохого было в том, что ребенок фотографируется с матерью?

Есть несколько версий. Согласно одной из них мать не была столь важной фигурой, чтобы появляться на фото. Поэтому и на фото ее старались максимально задекорировать как неизбежную, но лишнюю деталь. По другой версии, матери сами не хотели появляться на фото, чтобы сместить акцент на ребенка. А потом это стало модным и никого особенно не смущало. Впрочем, не исключено, что и наши потомки будут недоумевать над тем, зачем мы фотографировали еду или расписание уроков с доски.

Несмотря на нелепость, такой способ фотографирования практиковался достаточно долго. Он оставил заметный след в истории жанра, на эту тему написано немало научных работ и даже книг. Сегодня оригиналы таких фото продаются на аукционах за огромные деньги. Кстати, некоторые ценители пытаются воссоздать жанр на старой технике, но уже со своими детьми. Можно смело утверждать, что «женщина без лица» на фотографиях – это полноценное культурное направление.

Читайте так же: Какие "пережитки прошлого" времен царской России можно увидеть на улицах Питера сегодня

Не улыбаться!



Улыбаться на фото не было принято / ФОТО: www.spb.citifox.ru

Улыбаться на фото не было принято / ФОТО: www.spb.citifox.ru


Это только на современных фотографиях принято улыбаться, практически на всех дореволюционных снимках у людей строгие, если не сказать злые выражения лиц. С одной стороны, это объясняется ретушью. Тогда она использовалась повсеместно: подправляли брови, пририсовывали ресницы, изменяли овал лица. Дело в том, что до фотоснимков популярностью пользовались портреты, на которых художники, желая получить довольного клиента, делали его узнаваемым, но все же куда более привлекательным, чем в реальности.

Когда в привычную жизнь ворвалось фотоискусство, привыкшие к красивым портретам клиенты не соглашались с правдивой реальностью и нередко скандалили, дескать, почему это на фото он слишком старый-толстый-уставший. Что оставалось делать фотографам? Все сводилось к ретуши. Причем делалась она порой настолько смело, что ретушировалось не только лицо. Нередко убирались шрамы, родинки и другие нюансы. Аналогичным способом делалось «цветное» фото в 19 веке – просто разукрашивалось акварелью. Можно сказать, что фото тех лет – это нечто среднее между фото и художественным искусством.

К тому же, в ту пору позирующему приходилось стоять перед объективом неподвижно несколько минут. Далеко не у всех получается ждать момента съемки с дружелюбным выражением лица. Чаще всего за это время оно приобретало тревожно-удручающее выражение.

Да и просто не было принято улыбаться в ту пору просто так. Для женщин так и вовсе, улыбнуться на фотографии – это значило расписаться в собственной ветрености. Впрочем, так было не на всех фото. Нередко делали снимки, чтобы подарить их дорогому человеку, чтобы он, находясь в разлуке, мог достать изображение и полюбоваться. На таких фото получались довольно ласковые выражения лиц.

Идентичность превыше всего



Гимназистки / ФОТО: www.rg.ru

Гимназистки / ФОТО: www.rg.ru


Все же раньше к фотографии подходили крайне ответственно. Был продуман образ и посыл, к примеру, важным моментом была демонстрация идентичности. К примеру, ученики гимназий и училищ нередко фотографировались именно в форме образовательного учреждения. А рабочие нередко предпочитали рабочую униформу. Это было принято – показывать, демонстрировать свои успехи на фото.

Если же портрет был групповым, то люди демонстрировали общность друг с другом. Поскольку объятья или какой-то тесный контакт демонстрировать принято не было, дело ограничивалось легким касанием. Например, именно тогда зародился тот жест, когда клали руку на плечо сидящего рядом. Причем среди интеллигентных семей было принято, чтобы сидела женщина, а мужчина галантно клал ей руку на плечо. В обычных, как правило, садился глава семейства.
Россия до 1917 года: дореволюционные фотографии из жизни крестьян

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2461
4.10.2023 16:24
В закладки
Версия для печати




Смотрите также