Интерьер   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0

Первый дизайнер и рыцарь-социалист Уильям Моррис.

Первый дизайнер и рыцарь-социалист Уильям Моррис.

В детские годы он обожал романы о Средних веках. Рыцари и прекрасные дамы, странствующие монахи и добродетельные ремесленники… В юности он мечтал пожертвовать все свое состояние церкви, а чуть позже стал социалистом. Но в историю Уильям Моррис вошел как один из первых дизайнеров – неистовый мечтатель, построивший средневековый дом в индустриальной Англии.

Эскиз Уильяма Морриса.

Эскиз Уильяма Морриса.


Уильям Моррис родился в 1834 году в богатой благополучной семье – его отец был преуспевающим коммерсантом. В детстве Уильям развлекался в основном прогулками верхом (родители подарили ему пони – да-да, дети мечтали о собственном пони и в XIX веке!) и… чтением исторических романов. Мир средневековья, воспетый Вальтером Скоттом, зачаровал его на всю жизнь. Он даже потребовал, чтобы ему изготовили игрушечные латы – и прихоть любимого сына была немедленно исполнена. Так, в образе прекрасного рыцаря, он и объезжал окрестные леса.

На пять лет позже, в 1839 году, в семье конюха и неграмотной наемной прислуги на свет появилась девочка. Ее назвали Джейн – как тысячи других английских девочек. Детство Джейн Берден прошло в бедности и лишениях, да и будущее казалось беспросветным.
Уильям, как и полагалось сыну богатых и образованных родителей, учился в Оксфорде, где увлекался то одним, то другим философским или общественным течением. Он ратовал то за очищение христианства и возвращение к основам веры, то за «феодальный социализм»… но главной страстью Уильяма было искусство. Он познакомился с начинающими художниками-прерафаэлитами - они считали, что искусство должно отказаться от достижений унылого академизма и вернуться в средневековье. Их пугала развивающаяся английская промышленность – уродливые паровые машины из стали и железа выглядели вестниками конца света. Не лучше ли обратиться к корням – к вдохновенному ремесленному труду, прекрасной деревянной мебели, гобеленам с образами прекрасных дам и единорогов? Предводителем прерафаэлитов был известный художник, поэт и ловелас Данте Габриель Россетти.

Гобелен Уильяма Морриса.

Гобелен Уильяма Морриса.


Джейн тоже жила в Оксфорде, но готовилась не к блистательной творческой карьере, а к безрадостной участи наемной прислуги. Но в один прекрасный день сестра позвала ее немного развеяться – так они оказались на выступлении театра «Друри-Лейн», которое посетил и Россетти. Он был ценителем необычной женской красоты, и яркая, выразительная, даже андрогинная внешность Джейн не оставила его равнодушным. Россетти моментально влюбился в нее и потребовал, чтобы она стала его натурщицей. Джейн согласилась.

Джейн Берден на полотнах Уильяма Морриса и Данте Габриеля Россетти.

Джейн Берден на полотнах Уильяма Морриса и Данте Габриеля Россетти.


Прерафаэлиты увидели в Джейн не безграмотную прислугу, а величественную, прекрасную женщину, и среди восторженных художников был Уильям Моррис. Он написал ее портрет в образе королевы Гвиниверы, жены короля Артура, и остался недоволен работой. Он считал – Джейн так прекрасна, что и не выразить на холсте.
Уильям и Джейн обручились, и это изменило судьбы обоих.

Уильям Моррис полюбил девушку из бедной семьи, которая воплощала для него идеал средневековой женщины.

Уильям Моррис полюбил девушку из бедной семьи, которая воплощала для него идеал средневековой женщины.


Моррис решил, что его королева не может жить в обычном доме. Конечно, это было не единственной причиной, по которой он решил построить дом, напоминающий средневековый замок, где продумано было все – обои, мебель, дверные ручки…

Красный дом - дом Уильяма Морриса, напоминающий средневековый замок.

Красный дом - дом Уильяма Морриса, напоминающий средневековый замок.


Как ни странно, Уильям Моррис был одним из первых социалистов и мечтал о равенстве для всех людей. Он говорил, что в будущем работа каждого человека будет творческой и приятной, никому не придется голодать и соглашаться на тяжелый, изматывающий труд ради пропитания.

Витражи в Красном доме.

Витражи в Красном доме.


Джейн было, что сказать о тяжелом труде, которого Уильям никогда не знал. Она вовсе не была красивой пустышкой, призванной только услаждать взоры. После обручения с Моррисом Джейн рьяно взялась за самообразование. Она учила языки, осваивала музыкальные инструменты, и вскоре совершенно преобразилась, став полноправной хозяйкой Красного дома.

Эскизы обоев Уильяма Морриса.

Эскизы обоев Уильяма Морриса.


Эскизы текстиля и обоев, созданные Моррисом для Красного дома, считаются настоящими шедеврами дизайна.

Текстиль и обои Уильяма Морриса.

Текстиль и обои Уильяма Морриса.


На стенах и креслах вились растительные побеги, желтели лимоны, пели птицы, извивались девизные ленты.

Текстиль и обои Уильяма Морриса.

Текстиль и обои Уильяма Морриса.


Текстиль и обои Уильяма Морриса.

Текстиль и обои Уильяма Морриса.


Он сам был прекрасным ткачом и возрождал давно забытые традиции ручного ткачества в своей мастерской.

Текстиль Уильяма Морриса.

Текстиль Уильяма Морриса.


Моррис протестовал против поточного производства, собственноручно печатал книги на станке, установленном в саду – под цветущими яблонями. Эти книги, конечно же, стоили баснословных денег, но Моррисом двигала утопическая мечта.

Книга с оформлением Уильяма Морриса.

Книга с оформлением Уильяма Морриса.


Он страстно желал делать простые и красивые вещи для обычных людей, вдохновляясь образами средневекового искусства. В те далекие времена вещи были лишены нелепых украшений, зато отличались благородной формой и функциональностью. И эти вещи стояли в домах обычных крестьян и ремесленников!

Интерьер Красного дома.

Интерьер Красного дома.


Интерьер Красного дома.

Интерьер Красного дома.


Моррис возглавил «Движение искусств и ремесел» - первое в истории объединение дизайнеров, то есть художников, стремящихся создавать эстетичные предметы быта. Чуть позже он создал фирму «Моррис, Маршалл и Фолкнер, художественные работы по живописи, резьбе, мебели и металлу». Кроме того, он был одним из создателей британской Социалистической лиги.
Мечты Морриса разбились в прах. Его обои, его книги, его мебель оказались слишком дороги для простых работяг. Все, что он делал, покупали лишь богачи.

Творения Морриса были недоступны простым людям, чей быт он хотел украсить.

Творения Морриса были недоступны простым людям, чей быт он хотел украсить.


Влияние в Социалистической лиге захватили анархисты, чьи жесткие методы были далеки от фантастических мечтаний о будущем. А Джейн изменяла ему с Россетти – ровно так же, как легендарная Гвинивера была неверна королю Артуру.

Россетти в то время держал в мастерской диковинного зверя – вомбата. Он нарисовал Джейн с нимбом над головой и вомбатом на поводке, карикатурной фигурой зверька словно насмехаясь над обманутым другом.

Джейн Моррис с вомбатом на рисунках Россетти.

Джейн Моррис с вомбатом на рисунках Россетти.


Впрочем, измена не разрушила брак Уильяма Морриса и Джейн, и они еще долго жили вместе в Красном доме, где воспитывали двух своих дочерей – Мэри и Алису.

Мэри продолжила дело отца, уже в двадцать три года возглавив в его мастерской отделение вышивки. А он писал стихи, переводил исландские саги, читал лекции – и остался в истории как великий мечтатель, определивший философию современного дизайна: каждый человек достоин жизни в прекрасном и комфортном мире.

Стоит отметить, что даже великие художники далеко не всегда писали только картины. Были у них и другие таланты. Итак, какими были платья от Климта, гобелены от Морриса и другие текстильные шедевры великих художников .

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








13064
16.06.2018 16:33
В закладки
Версия для печати




Смотрите также