Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в каждой обеспеченной семье Санкт-Петербурга, где были дети, были и книги с иллюстрациями этой британской художницы. Кэйт Гринуэй рисовала милых крошек в чепчиках, играющих под цветущими деревьями, и нарядных девушек, распивающих чай из фарфоровых чашечек – казалось бы, ничего серьезного. Но именно она стала важнейшей фигурой в развитии книжного дизайна, одной из тех, кто навсегда изменил восприятие детской книги.


Детство над магазином одежды



Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.


Кейт Гринуэй родилась в Лондоне, в небогатой семье, где, помимо нее, было еще трое детей. Ее мать, Элизабет, зарабатывала на жизнь шитьем, отец – его звали Джон - работал гравером в фирме Эбенезера Лэнделла, а затем ушел в свободное плавание. Профессия отца сильно повлияла на творческое становление Кейт.

И не только потому, что она с ранних лет наблюдала за его работой – но и потому, что Джон Гринуэй предпочитал, чтобы за его работой не наблюдали. Да и вообще не лезли под руку! Поэтому, взяв солидный заказ на иллюстрации к новому изданию «Записок Пиквикского клуба» Диккенса, он отправил семейство в сельскую местность, в Ноттингемшир. И Кейт оказалась буквально очарована этим местом. Свобода, покой, уют, свежий воздух и зеленые деревья – каким это казалось волшебным после узких и грязных лондонских улиц! Чудесные пейзажи с ее иллюстраций – вовсе не идеальная выдумка, это идеальная реальность, воспоминания детства, которые Кейт пронесла сквозь всю свою жизнь.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.


Другим «местом силы» для Кейт стал сад во внутреннем дворе их нового дома в Ислингтоне. Издатель «Записок Пиквикского клуба» обанкротился, Джон не получил оплаты, и ответственность за благосостояние семьи взяла на себя Элизабет. Она открыла магазин детской одежды, который довольно скоро завоевал популярность. Жили они в квартире над магазином и, поскольку родители работали день-деньской, юная Кейт, предоставленная сама себе, проводила время в небольшом палисаднике, наблюдая за жизнью растений и насекомых. Джон начал сотрудничать с новостными издательствами, выполняя гравюры на основе чужих иллюстраций, которые Кейт обожала разглядывать. Как обожала и читать ужасные новости об убийствах и преступлениях, которые эти иллюстрации сопровождали – хотя родители думали, что она предпочитает сказки о Золушке и Спящей Красавице.

Место женщины - в художественной мастерской



Чаепитие.

Чаепитие.


Начальные знания Кейт получила дома, затем какое-то время провела в нескольких женских школах, а в двенадцать поступила в школу Финсбери, местное отделение Школы искусств Южного Кенсингтона, известной своей революционной программой подготовки художников декоративно-прикладного искусства. Она посещала женские курсы по рисованию, росписи по фарфору, ксилографии и литографии. Программа обучения была построена на копировании и требовала неукоснительного следования оригиналу.

Гамельнский крысолов.

Гамельнский крысолов.


Впоследствии Кейт неоднократно приходилось бороться за право рисовать так, как ей хочется – а не так, как женщинам в то время разрешалось. В 1864 голу она поступила в Королевскую женскую школу искусств, где чувствовала себя довольно неуютно. Она выросла в бедной семье, где оба родителя много и тяжело работали, ее не водили с детских лет на выставки и в театры, она была одета слишком просто, а ее манеры оставляли желать лучшего. Но тут нашлась поддержка – Кейт подружилась с другой художницей, более обеспеченной, яркой и смелой, по фамилии Томпсон. Они вместе арендовали студию, обменивались опытом, подбадривали друг друга.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.


В этот момент ей разрешили рисовать человеческие фигуры - сначала по гипсовым слепкам, а затем с натуры. Однако натура всегда была одета в исторические или орнаментальные костюмы, поскольку обнаженные модели в женских классах не позировали – из соображений «пристойности». Кейт это очень раздражало, поскольку она не могла понять, как писать человеческие фигуры реалистичнее.

Язык цветов. Иллюстрации к сборнику.

Язык цветов. Иллюстрации к сборнику.


В поисках новых знаний она записалась на вечерние занятия в Школу изящных искусств Хизерли, где познакомилась с Эдвардом Бёрн-Джонсом, Эдвардом Пойнтером и Уолтером Крейном. Фамилии эти, конечно, знакомы всем – это активные участники «Движения искусств и ремесел», фактически первые профессиональные дизайнеры, работавшие в те годы, когда слово design означало что-то вроде «задумка» или «набросок». Однако в Хизерли возможности для мужчин и женщин тоже были неравны, и учились они в раздельных классах по разной программе. В 1871 году она поступила в Школу изящных искусств Слейда, где Пойнтер был директором – там обучение выстраивалось гораздо свободнее и опиралось на художественные эксперименты, а не жесткое копирование образцов.

Реформатор детских сказок... и чепчиков



Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.


В те же годы Кейт Гринуэй выполнила свой первый заказ – иллюстрацию для фронтисписа «Детских забав». Так началась ее карьера как иллюстратора детских книг. Довольно часто она участвовала в конкурсах иллюстраций, где неоднократно завоевывала награды, и регулярно подавала работы на выставки – так потенциальные заказчики о ней и узнавали. Часто ее работы покупали сразу после выставки. В 1871 году она выполнила серию иллюстраций к изданию сказки «Алмазы и жабы» - и вообще много работала над оформлением авторских сказок.

Иллюстрации к календарю.

Иллюстрации к календарю.


К концу 1860-х годов грянул бум поздравительных открыток, и графический стиль Кейт Гринуэй, изысканный и в то же время наивный, пришелся как нельзя кстати. О ее славе говорит один тот факт, что ее валентинки были проданы тиражом 25 000 копий за несколько недель. Как иллюстратор, она подчас обгоняла по популярности Крейна и Бердсли. Сама же Гринуэй всегда была недовольна результатом своей работы. Она изучала работы мастеров Северного Ренессанса и средневековые иллюминированные рукописи, чтобы найти новые решения для работы с цветом.

Она выпустила и собственную книгу стихов с иллюстрациями - "Под окном", которая имела большой успех, хотя содержание ее многим показалось бы слишком наивным и идиллическим.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.

Под окном. Из серии иллюстраций к книге Кейт Гринуэй.


Рисунки Кейт Гринуэй оказали своеобразное влияние на творческую богему того времени – и речь не только об адаптации графики к формату книжной страницы или поздравительной открытки. Дети на ее работах одеты по моде восемнадцатого века и эпохи Регентства, и целое поколение матерей в либерально настроенных «художественных» британских кругах одевало своих дочерей в панталоны и чепчики, как на открытках и иллюстрациях Кейт. На основе ее рисунков создавал коллекции детской одежды универмаг Liberty of London.

Кейт Гринуэй умерла в 1901 году – ей было всего пятьдесят пять лет. Спустя полвека в ее честь была учреждена награда - Медаль Кейт Гринуэй, которая ежегодно присуждается Королевским институтом библиотечных и информационных специалистов Великобритании лучшим иллюстраторам детских книг.

Совсем другими были рисунки Илонки Караш - но ее дизайн журнальных обложек тоже стал революционным.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1395
8.04.2024 15:13
В закладки
Версия для печати




Смотрите также