Мало кто будет удивлён, узнав, что Голливуд частенько уж слишком вольно обращается с историческими истинами. Особенно это касается изображения на большом экране знаковых эпических битв, с чем справляется ничтожно малый процент кинематографистов. Далее в обзоре - 10 фильмов, где знаменитые военные сражения были показаны режиссёрами максимально неправдиво.
1. «Битва в Арденнах» (1965)
Кадр из фильма «Битва в Арденнах».
В этом сражении погибло больше американцев, чем в любом другом бою времён Второй мировой войны. Казалось бы Голливуд в этом случае должен был проявить должную скрупулёзность в постановке этой битвы. Но нет. Создатели фильма, скорее всего, решили, что правда будет выглядеть на большом экране не столь захватывающе, а потому не просто погрешили против истины, а вообще придумали новую историю.
Во-первых, чтобы всё достаточно зрелищно смотрелось, режиссёр отказался от лесов и перенёс сражение на голую равнину. Конечно, там сотни движущихся немецких танков смотрелись весьма впечатляюще, только в реальном бою их за считанные минуты уничтожили бы с воздуха. Во-вторых, далее последовал такой набор бредовых идей, что фильм стал похож не на военную картину, а на какой-то дешёвый вестерн. Чего только стоят американские танки времён корейской войны в роли немецких и джипы, выпущённые в 1960-х годах...
2. «300 спартанцев: Расцвет империи»(2014)
Кадр из фильма «300 спартанцев: Расцвет империи».
Этот фильм был невероятно успешен в прокате, собрав огромную кассу. При этом историческая достоверность в нём практически отсутствует. Начать с того, что рабовладельческая Спарта совсем не являлась тем благородным маяком свободы, которым его изобразили в киноленте. Создатели оправдывались тем, что повествование идёт от лица спартанского воина, но это очень слабое оправдание историческому безобразию, происходившему на экране.
Далее вольности не заканчиваются. В битве при Марафоне афинский полководец Фемистокл делает меткий выстрел из лука и убивает персидского царя Дария I на глазах у его сына Ксеркса. Даже если закрыть глаза на то, что греческий гоплит, такой как Фемистокл, не умел обращаться с луком, то как объяснить тот факт, что Дария при Марафоне и близко не было, а умер он много лет спустя от старости?
В фильме, пылающий жаждой мести за своего родителя, новоиспечённый царь Ксеркс, бросается захватывать Грецию. Он нанимает в качестве главнокомандующей флотом Артемизию (её роль исполняет Ева Грин). Это, безусловно, смотрится невероятно эпично, но на самом деле всё было совсем не так. Артемизия была царицей Галикарнаса и любезно предоставила флоту Ксеркса лишь несколько кораблей, ими та и командовала. Персидский царь уважал её, но его флотом она не управляла.
Кульминацией фильма является морской бой при Саламине, в котором, по мнению историков, не участвовали гигантские металлические корабли или персидские террористы-смертники, как показано в фильме. Далее сюжет картины включает спасение греков храброй царицей Спарты Горго, которая приходит на помощь со своим флотом. В истории Горго не принимала никакого участия в этом сражении и, ни в коем случае, никаким флотом не командовала. Спартанцы вообще предоставили лишь полтора десятка суден к четырём сотням Фемистокла и, конечно же, особой роли в исходе сражения это не сыграло.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как жена царя, дочь царя и мать царя, которая крутила мужчинами как хотела, уничтожила Спарту
3. «Инчхон!» (1981)
Инчхон.
Это, наверное, худший фильм о войне из когда-либо снятых. Критики разгромили его в пух и прах. Не помогли ни экстрасенсы, которых привлёк создатель фильма, ни 46 миллионов долларов США, которые вбухали в его съёмки.
О сражении судить весьма трудно, просто потому что ему отведено жалких 15 минут, да и то, всё выдумано, а весь остальной фильм показывают, как северокорейские солдаты расстреливают мирных жителей из пулемётов. Батальные сцены были сняты настолько ужасно и дёшево, что смотреть было просто смешно. «Инчхон!» стал одним из крупнейших провалов в истории кино.
4. «Царство Небесное» (2005)
Кадр из фильма «Царство Небесное».
Крестовые проходы сами по себе — весьма спорное событие в истории. Поэтому затронутая в фильме тема была довольно смелым решением режиссёра.
Ридли Скотт решил развернуть первую половину фильма во время перемирия, заключённого царём Иерусалима Болдуином IV и знаменитым мусульманским правителем Саладином. Режиссёр именует это время благословенным периодом полнейшей свободы. Потом Болдуин умирает от проказы, а злые христианские фундаменталисты, такие как Ги де Лузиньян и рыцари-тамплиеры, разрушают мир.
Мораль очевидна: крестовые походы — это зло. Только вот это всё не совсем исторически достоверно. Во-первых, Болдуин IV не был таким миролюбивым, как его изобразили в фильме. Саладин тоже совсем не стремился к миру. Единственное, чего он хотел — это захватить Иерусалим. Царь Святого города и мусульманский лидер воевали друг с другом в течение многих лет, а их перемирие было вынужденным. Основывалось оно на том, что силы обеих сторон были истощены, а на прочный мир всем было плевать.
Но даже это всё можно счесть мелочами, по сравнению с изображением главного героя фильма - Балиана из Ибелина (Орландо Блум). Скотт изобразил этого человека кузнецом из Франции, у которого случился кризис веры, когда его жена совершила самоубийство и ему отказали в захоронении на святой земле. На самом деле, согласно истории, Балиан был дворянином из Палестины, никогда не был кузнецом, никогда не был умеренным религиозным человеком, а его жена никогда не совершала самоубийства. Более того, настоящий Балиан возглавлял оборону Иерусалима в сотрудничестве с патриархом, который, конечно, не был его врагом, но в фильме нельзя рисковать изображать духовенство даже в умеренно позитивном свете.
Самой нелепой сценой фильма стала та, где Балиан договаривается о безопасном проходе для христианских жителей Иерусалима, угрожая разрушить «ваши и наши святые места». Саладин благородно соглашается. Только в истории герой Орландо Блума пригрозил уничтожить именно мусульманские святыни, а также убить около 500 рабов-мусульман, которых держал в городе.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему рыцарей-тамплиеров считают самыми жестокими в истории и др факты о святых воинах христианства
5. «Уцелевший» (2014)
Кадр из фильма «Уцелевший».
История об афганской войне, где группа бойцов отправляется в горы, чтобы выследить последователя Талибана по имени Ахмад Шах. Команда была случайно обнаружена тремя пастухами, которые доложили о них талибам. В результате на них напали боевики, что спровоцировало трёхчасовой бой на склоне горы. Три солдата погибли, а выжил только Маркус Латтрелл. Ещё 16 американских военнослужащих погибли, когда их вертолёт был сбит при попытке добраться до исходной группы.
Естественно, создатели фильма постарались отнестись к истории уважительно. Но это не значит, что некоторые элементы фильма не были придуманы для развлечения. Например, первая сцена показывает, как сердце Маркуса Латтрелла останавливается, когда его спасают. Остальная часть фильма представляет собой воспоминания об этом моменте. На самом деле сердце Латтрелла не остановилось, и он не был близок к смерти, когда его спасли. Эта выдумка опровергает одну из поистине удивительных вещей в истории Латтрелла: он не был на грани смерти.
Кульминационная перестрелка — типичный голливудский финал. Латтрелла действительно отвезли в пуштунскую деревню и о нём заботился человек по имени Гулаб. Его также обнаружили талибы, которые сломали ему руки, но не попытались обезглавить его, прежде чем жители деревни прогнали их. Люди Шаха не нападали на деревню, а Гулаба не расстреляли. Латтрелла просто подобрали американские рейнджеры, предупреждённые местными жителями. Спасательная операция прошла настолько спокойно, что рейнджеры успели выпить чаю с жителями деревни, прежде чем вывезти Латтрелла на вертолёте. А Шах? Он находился в полном здравии ещё три года.
История Латтрелла действительно удивительна, но, видимо, финал показался голливудским продюсерам недостаточно драматичным.
6. «Враг у ворот» (2001)
Кадр из фильма «Враг у ворот».
Фильмы о Восточном фронте Второй мировой войны довольно редки, поэтому, к сожалению, в сталинградской эпопее «Враг у ворот» исторической точности уделяется ничтожно мало внимания. В фильме даже карта, показанная в начале фильма — неправильная, на ней Швейцария и Турция изображены как завоевания Германии.
Также создателей фильма, судя по всему, очень сильно беспокоило то, что если показать правду о гигантском вкладе Советского Союза в победу — это может показать коммунизм в положительном свете. В результате фильм изображает отдельных советских людей героями, но не упускает ни одного шанса представить советскую войну в целом жестокой и некомпетентной, даже если реальные события не подтверждают это.
7. «Лоуренс Аравийский» (1962)
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский».
«Лоуренс Аравийский» считается одним из величайших фильмов всех времён, но это не значит, что в нём нет исторических вольностей. Чего только стоит превращение Ауда Абу Тайи из культурного, умного человека в жадного скота. Далее следует целый ряд выдумок. Во-первых, пустыня Нефуд становится вдруг великолепным морем золотистых песчаных дюн. На самом же деле большая часть территории, которую прошёл Лоуренс, представляла собой гравийные равнины. Эпическая сцена атаки на город на самом деле происходила в 65 километрах от него. Героический полководец же в реальности во время боя бесславно выстрелил в голову собственному верблюду и совсем некрасиво был сброшен им на землю. Захват Акабы на следующий день происходил без его участия.
8. «Геттисберг» (1993)
Кадр из фильма «Геттисберг».
Создатели фильма заявляли о том, что он «досконально аутентичен». Но это не значит, что у историков не было замечаний. Начать с массовки в батальных сценах. В них в качестве статистов были задействованы реконструкторы времён Гражданской войны. Это позволило хорошо сэкономить бюджет, но их форма не соответствовала ситуации. В фильме также есть момент, когда генерал Ли пожимает руку солдату, а у него на руке чёткий след от наручных часов. Кроме того, были значительно сдвинуты во времени события, чтобы придать сюжету больше драмы.
Эпичность «Атаки Пикетта» несколько снижается, когда замечаешь, как резиновые штыки шатаются. Кроме того, в реальности — это была настоящая мясорубка, а в фильме всё сильно смягчили. Видно, как взрывается пушка Конфедерации, но южане фактически не потеряли в бою ни одной пушки. Генерал Кемпер изображен умирающим от смертельной раны за 32 года до своей фактической смерти в 1895 году.
9. «Аламо»(1961)
Кадр из фильма «Аламо».
Создатели фильма «Аламо» 1960-х годов тоже пытались представить фильм как правдивое изображение реальной битвы. Режиссёр, продюсер и звезда фильма Джон Уэйн заявлял, что декорации основаны на «оригинальных чертежах» Аламо. Только никаких чертежей на самом деле никогда не существовало, а крайне неточные декорации были в основном плодом воображения арт-директора Эла Ибарры. Сценарий был также полностью вымышленным, а историки, которые консультировали творцов, даже попросили потом убрать свои имена из титров.
10. «Патриот» (2000)
Кадр из фильма «Патриот».
История создания фильма «Патриот» является наиболее яркой иллюстрацией того, как Голливуд относится к реальной истории. В основе картины лежит история некого Фрэнсиса Мэриона, который партизанил в Южной Каролине во время Войны за независимость. Голливудским продюсерам его история показалась непривлекательной, ведь не вписывалась в стандартный шаблон. Он был рабовладельцем и детей у него не было. Поэтому Мэриона превратили в благородного и многодетного Бенджамина Мартина. Он освобождает всех своих рабов ещё до войны, а они столь же благородно продолжают на него работать.
Для того, чтобы ещё более приукрасить его личность, создатели фильма превратили его врагов в чудовищных злодеев, которые с неимоверным удовольствием совершают всевозможные военные преступления. Британцы были очень обижены, что их в картине выставили какими-то нацистами и справедливо напомнили, что Мэрион был «насильником и убийцей, который охотился на индейцев ради развлечения». По иронии судьбы, настоящий Фрэнсис Мэрион, похоже, не питал особой неприязни к британцам, поскольку позже он выступал против наказания американцев, сражавшихся за них.
Финальная битва в фильме безымянна и является полностью художественной, хотя в ней используются элементы сражений при Каупенсе и здании суда Гилфорда.
Конечно, далеко не всегда Голливуд столь несерьёзен. Прочтите в другой нашей статье о подлинных жемчужинах кинематографа, которые стоят потраченного на них времени: кино с задатками классики.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: