Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



В восприятии многих Апокалипсис — самая загадочная библейская книга, являющаяся единственным текстом, в котором подробно описано то, каким будет конец света. Книга наполнена огромным количеством символов, таинственных знаков и загадок, на д смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие, пытаясь их расшифровать и предсказать судный день. К этому библейскому мотиву на протяжении многих веков обращались и художники. О том, каким Апокалипсис представился австрийскому живописцу Эрнсту Фуксу, современнику и другу Сальвадора Дали, далее - в нашей виртуальной галерее.


Эрнст Фукс - основатель Венской школы фантастического реализма


Эрнст Фукс - основатель Венской школы фантастического реализма

Эрнст Фукс - основатель Венской школы фантастического реализма


Австрийский художник Эрнст Фукс - выдающаяся фигура современного европейского изобразительного искусства, основатель Венской школы фантастического реализма.
Со своей философией и более чем оригинальным видением действительности, живописец взял за основу своего творчества извечные темы - религию, мифологию и мистику.

Фукс стал известен, когда в конце 1950-х годов создал грандиозное живописное полотно на библейский сюжет «Тайная вечеря», считающееся венцом его творчества. На сегодняшний день картина находится в бенедиктинском аббатстве в Иерусалиме.

«Тайная вечеря» (1956-1959 г.г.) 6 м х 2,8м. Автор: Эрнст Фукс.

«Тайная вечеря» (1956-1959 г.г.) 6 м х 2,8м. Автор: Эрнст Фукс.


Эрнст Фукс считался универсальным художником: он занимался живописью, писал портреты, создавал скульптурные композиции и инсталляции, оформлял оперные спектакли, писал музыку, стихи и философские эссе.

Кроме своего неординарного художественного таланта Фукс прославился и тем, что умел превосходно зaрабатывать деньги, причем не только на своих картинах, но и на почтовых открытках, книгах, дизайне мебели, декоративных тканях - одним словом на всем, чего касалась рука предприимчивого мастера. К слову, свою виллу в Вене мастер оформил по своему вкусу собственноручно и открыл, как частный музей, для всех желающих посмотреть его работы. В 1996 году он проиллюстрировал Библию, которую сам оценил как вершину своего творчества.

Эрнст Фукс в молодости. / Эрнст Фукс и Сальвадор Дали.

Эрнст Фукс в молодости. / Эрнст Фукс и Сальвадор Дали.


Его картины и скульптуры экспонировались во многих странах мира, а в 1993 году была проведена персональная экспозиция художника в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурга. Среди друзей Фукса были Сальвадор Дали и Жан Кокто. К слову сказать, с Сальвадором Дали Фукс познакомился в период своего становления, когда жил в Париже. Выражая свой восторг от увиденных картин начинающего австрийского художника, великий Сальвадор сказал: «Вы — немецкий Дали! Ну, а я испанский Дюрер».

Несколько слов из биографии


Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене, в семье иудея и христианки. Во время второй мировой в связи с «аншлюсом» Австрии гитлеровской Германией отец бежал из Европы. Мать лишили родительских прав, а мальчика — как полукровку — определили в концентрационный лагерь. Чтобы спасти сына, мать пошла на формальный развод, а в дальнейшем крестила ребенка. Таким образом, Фукс, став католиком, придерживался этой религии всю свою жизнь.

Эрнст Фукс в молодые годы.

Эрнст Фукс в молодые годы.


Изобразительным искусством будущий художник начал заниматься с ранней юности. После окончания войны поступил в Венскую академию изобразительных искусств в класс профессора фон Гютерсло. Именно в то время он написал картину на сюжет Распятия, которая буквально потрясла современников и дала направление для творчества самому Эрнсту. Окончив, академию, двенадцать лет юный Эрнст прожил в Париже, долго перебиваясь случайными заработками, но именно там, в столице Франции, он получил всемирное признание и имя.

Эрнст Фукс жил и творил с размахом. "Огненный Лис", так называл себя культовый австрийский художник, всю жизнь старательно оправдывал звание бесшабашного и любвеобильного человека. На его счету сотни провокаций и мистификаций в творчестве. А в личной жизни, будучи отцом восьми детей от трех браков, по неофициальным данным - имел их куда больше на стороне. Некоторые источники называют итоговую цифру - 28.
Умер Эрнст Фукс в 85-летнем возрасте от старости в ноябре 2015 года.

Творчество Эрнста Фукса


Фантастический реализм, или сюрреализм в интерпретации «под старину» — уникальное явление в изобразительном западноевропейском искусстве, возникшее в столице Австрии в 1948 году. В его основу были заложены лучшие традиции немецкого Возрождения, а также философское видение мистического и религиозного. У истоков этого течения стояли Эрнст Фукс и Рудольф Хауснер, благодаря которым этот стиль уже в средине 60-х достиг пика своей популярности.

Огненный лис. Автор: Эрнст Фукс.

Огненный лис. Автор: Эрнст Фукс.


Оставаясь верным своим идеалам, Фукс на протяжении всей своей творческой карьеры работал в разработанном им новаторском стиле,который он сам называл «фантастическим реализмом». Нужно отметить, что наименование стиля говорит само за себя: в нем воедино слились традиции художественной классической живописи и радикальные современные течения, в частности сюрреализм. 

Все работы Эрнста Фукса отличаются яркостью красок и сильными цветовыми контрастами. "Фантазия является частью реальности, - говорит он. - Из нашего мировосприятия стерлось понимание того, что человеческое существо также является продуктом фантазии".

«Три мистерии святого Розенкранца».  Автор: Эрнст Фукс.

«Три мистерии святого Розенкранца». Автор: Эрнст Фукс.


Его работа «Три мистерии святого Розенкранца», созданная для современного католического храма в Вене, поначалу вызвала возмущение и протест у прихожан. Однако постепенно страсти улеглись, и произведения Фукса не только остались висеть в храме, но и стали одной из достопримечательностей австрийской столицы.

«Часовня Апокалипсиса»


«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


Эрнст Фукс — художник особый, со своей философией и оригинальными идеями. Доказательством тому является грандиозный проект которому мастер посвятил два десятилетия своей жизни. Эта монументальная живопись является украшением «Часовни Апокалипсиса» при соборе Св.Эгидия, что в городке Клагенфурт, расположившемся на юге Австрии. Это удивительное творение площадью в 160 квадратных метров, основанное по сюжетам библейских легенд, а также эпизодов из совсем недавней истории человечества, включая даже покорение космоса человеком.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


История грандиозной работы началась в 1989 году, после того, как 59-летний художник-австриец в аэропорту Тель-Авива случайно познакомился с соотечественником священнослужителем Карлом Воскитцем. Знакомство перешло в крепкую дружбу, и в течение двадцати лет Эрнст Фукс ежегодно, навещая своего приятеля в его приходе, расписывал масляной живописью часовню при соборе. Как правило, художник тратил два — три месяца в году на эту работу. Завершать росписи мастеру уже помогали ассистенты, так как возраст художника давал о себе знать.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


А идея этого проекта родилась буквально за ресторанным столиком в Вене, когда друзья обедали. Эскиз своего будущего творения Эрнст Фукс в несколько минут набросал на салфетке. Кроме того, мастер тут же предложил проект волнообразного пола из знаменитого каррарского мрамора, который якобы «течет» из алтаря.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


И теперь прихожане и гости города имеют возможность созерцать фантастический мир, в котором переплелись далекое и совсем недавнее прошлое, образовав собой некую фантасмогорию. «Мир зазеркалья, возвышенных пространств и глубин человеческой души» — так называет творение своего друга Карл Воскитц. Как «устрашающе прекрасное» охарактеризовало его издание Кleine Zeitung.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

«Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


В этом мире - и архангел Михаил, вонзающий копье в семиглавого дракона, и реактивные самолеты, проносящиеся над землей, и ракета, готовящаяся к старту, и «Титаник», тонущий в океане. Здесь Авраам приносит Исаака в жертву под рев мощных мотоциклов, астронавты, вышедшие в открытый космос и Мадонна с младенцем.

Архангел Михаил повергает дракона. «Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.

Архангел Михаил повергает дракона. «Часовня Апокалипсиса» Эрнста Фукса.


Р.S.


И наконец, хотелось бы отметить, что предвкушать конец света — самое древнее развлечение человечества. Вспомните, сколько раз даже за последних два десятка лет называлась точная дата, предсказывающая Апокалипсис. Недавно была высказана гипотеза о том, что судный день должен наступить 21 июня 2020 года. Эта теория строилась на знаменитом предсказании календаря народа майя. К счастью, и на этот раз Апокалипсис обошел стороной человечество.

Однако тут же возникает вопрос: когда следующий? Предсказывать точную дату, а затем в страхе ожидать его — неблагодарная и глупая затея, так как это занятие может настолько утомить, что когда он на самом деле наступит, то человек скажет: "Конец света. Ну, наконец-то!"

Тему Апокалипсиса в своем творчестве затрагивал и Питер Брейгель Старший в своей картине «Падение мятежных ангелов». О символизме, тайнах и парадоксах этого шедевра, читайте в нашем обзоре.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








8100
23.07.2020 22:55
В закладки
Версия для печати




Смотрите также