Новости

  RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен



31.07.2013 11:28
3151

Михайловский театр показал в Финляндии «курортную» версию «Онегина»

Михайловский театр Петербурга представил на Савонлиннском оперном фестивале в Финляндии оперу Чайковского «Евгений Онегин» в ультрасовременной постановке Андрия Жолдака.

Специально для Савонлиннского фестиваля Жолдаком создана резонансная версия своего спектакля, премьера которого была представлена ещё в начале сезона. Режиссёр, который работал в Скандинавии неоднократно, рассказал, что сегодня Финляндия занимает первое место в Европе по посещаемости театров – примерно половина людей приходят сюда не реже 5 раз в год, ожидая в своей размеренной и спокойной жизни театральных потрясений и открытий. Билеты на спектакль Жолдака были полностью раскуплены задолго до начала фестиваля.

Придумать новую версию собственного балета Жолдака вынудили обстоятельства. Оперный летний фестиваль основан был ещё в 1912 году и проводится в средневековой крепости Олавинлинна, которая находится в окружении Сайменских озёр. На время оперного форума в цену превращается внутренний двор замка, который перекрывается специальным навесом. Старинная каменная крепость вмещает зал на 2364 мест, а акустика здесь просто идеальна. Есть, правда, и свои сложности. Поскольку крепость является памятником архитектуры, модернизировать в ней ничего нельзя, запрещено и устройство ложных декораций. Простые же декорации приходится доставлять на остров на барже по воде.
Артисты и вовсе работают в экстремальных условиях. Например, одним из выходов на сцену является крутая лестница с наружной стороны крепости, которая приводит, к тому же, не к дверному проёму, а к окну. В этом окне, если верить старожилам, как-то застрял один тенор, чуть не сорвав спектакль. Впрочем, по признанию Яниса Апейниса, исполнителя главной партии Онегина, атмосфера старинной Олавинлинны окупает все бытовые неудобства с лихвой.

Именно невозможность переноса петербургского варианта в первозданном виде заставила Жолдака пересмотреть концепцию спектакля. Итогом стала совершенно новая постановка, своеобразная «курортная» версия оригинала.

Главной режиссёрской находкой оказался экран на заднике, на который транслировалась запись питерского спектакля – строгого до стерильности в бело-чёрной цветовой гамме. Действие на сцене разворачивалось параллельно экранному, в отдельных местах дублировалось, но по большей части отличалось – костюмами и декорациями. Все артисты были одеты в летнюю повседневную одежду, которая с оперным жанром не вяжется: Онегин на оба бала пришёл в майке и трусах, а Ольга красовалась перед зрителями в купальнике. Сюжет, перенесённый из классических интерьеров в летний легкомысленный антураж, определённо поменял акценты. При этом стоит отметить, что Жолдак всё же сохранил множество персонажей. Из питерской версии перешли придуманные герои, например, слуга Онегина в  образе Черномора, а также объёмный символический ряд (крутящийся волчок, рассыпанные бусины, циферблат, поливание героев водой и молоком). Для зрителя же задача была достаточно сложной – ему приходилось не только воспринимать происходящее на сцене, но и сопоставлять его постоянно с видеорядом, что наполняло спектакль свежими эмоциями и постоянным напряжением.

Стоит отметить, что сложность режиссёрского решения, его очевидная эпатажность (чего стоит сцена дуэли, когда соперники практически раздеты) и многоплановость понравилась далеко не всем зрителям. Но если концепция и вызывала споры, то актёрская игра была безупречна. В роли Татьяны блистала восходящая звезда Михайловского театра Татьяна Рягузова, которая сумела из хрестоматийной сцены с письмом создать поэму любви, полную восторженного экстаза и эротизма. Прекрасным вокальным ансамблем стали тенор Евгений Ахмедов (Ленский), меццо Софья Файнберг (Ольга) и баритон Янис Апейнис (Онегин). А завершил картину оркестр под управлением Михаила Татарникова, который звучал живо, непосредственно и просто совершенно.

Завершился спектакль необычно – повторением вступления к опере в оркестре и картиной семейного счастья Татьяны с супругом. На экране же появился «Чёрный квадрат» Малевича, он чего публика пришла в полное восхищение. Аплодировали артистам около 10 минут, а режиссёра и актёров зрители наградили громким топотом, который у западной публики считается высшей похвалой.

Понравилась эта новость? Подписывайтесь в соцсетях!


Смотрите также








Самое интересное

За что 6 лет отсидел в тюрьме создатель группы «Лесоповал» Михаил Танич, который влюбился в немку на фронте, а женился на музе
0
Как женщина смогла 2 раза жениться и обманывать жен, выдав себя за мужчину: За что её приговорили к смертной казни?
0
Вторая Пелагея или зачем жена Василия Чапаева сдала его «белым»
0
Из-за чего обижен на мать, а отца увидел только в 14 лет Стас Пьеха: Как певец смог слезть с наркотиков и живет теперь
0
Как девицы раньше косы плели, любовь привлекали, и Почему сегодня в моде короткая стрижка
0
Чем кровный брат у русских отличался от крестового, а единоутробный от единокровного: Кого считали братьями в старину?
0
За что школьницу Сусанну Печуро объявили террористкой и приговорили к страшному лагерному сроку
0
Почему русский живописец Антон Лосенко стал пенсионером еще в юности, и как он реформировал Академию художеств?
0
Как король Карл III готовится к смерти: Стали известны подробности секретного протокола «Менайский мост»
0
Почему звезду фильма «Тимур и его команда» выгнали из ВГИКа и не брали в театр: Как сложилась жизнь Екатерины Деревщиковой
0
Почему художника Василия Верещагина, которые писал жуткие военные баталии, называли «апостолом мира»?
0
Какие тайны из жизни Наполеона открыли его личные вещи - золотой лавровый лист, книга о Египте и компас
0
Ей давали роли в культовых фильмах, а потом выгоняли со съёмок: Почему оказалась за бортом талантливая красавица-актриса Елена Добронравова
0
Как Врубель влюбился в жену друга и нарисовал «Богоматерь»: 8 известных картин с мрачным подтекстом, которым точно не место дома
0
Кто такие «русские римляне», и Почему их картины ужасны и прекрасны одновременно
0
Как обходили политическую цензуру графики XIX века, и над какими проблемами иронизировали?
0
Взял фамилию жены, а через 47 лет от неё съехал: Как постаревший актёр Вадим Андреев живет сейчас
0
 Увидел будущую жену во сне, развелся после ареста, а в 65 начал жизнь с чистого листа: История любви разведчиков Эйтингона и Малиновской
0
Человек, которому не нужны еда и вода, медсестра, без анализов определяющая болезнь и др 6 людей со сверхспособностями
0
Как пили «на посошок», «круговую застольную», «стременную»: традиции и обычаи донских казаков
0
Почему русские считали веснушки «меткой греха», и Как обычная ласточка могла испортить человеку жизнь
0
Как русские цари хапали 3000% прибыли на сбыте «знатного корня»: Что это за товар и можно ли им торговать сейчас?
0
 В чем загадка армянской горы Арагац, где ручей течет в гору и предметы катятся вверх
0
Почему любимая дочь Петра I прожила всего 20 лет, но именно её потомки определили судьбу России: Несчастная цесаревна Аннушка
0
Скупость или любовь к искусству: Зачем императору Максимилиану I была нужна триумфальная арка из 200 гравюр
0
На что потратила наследство вдова легендарного «Динамита» Турчинского, и Как через 14 лет после смерти живёт его семья
0
Зачем в Китае устраивают свадьбы с элементами похорон и аукционы умерших невест
0
Доходы «Планеты КВН», недвижимость и не только: Что делят наследники Александра Маслякова
0
Завоевал любимую, когда сломал ногу в пьяной драке, опоздал в ЗАГС на 5 часов и счастлив по сей день: Как судьба испытывала на прочность Сергея Гармаша
0
Сама принесла цветы на первое свидание, стала женой космонавта и поставила более 100 воздушных рекордов: За что Марину Попович на Западе называли «мадам МиГ»
0