Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Бельгийский художник Рене Магритт — один из немногих талантливых людей, биография которого не насыщена любовными кипящими страстями и скандальными выходками, а компактно уложилась в простую житейскую формулу: «родился, учился, женился, трудился и умер...». Его жизнь была настолько спокойной и размеренной, что её вполне можно было бы считать весьма скучной и заурядной. Однако и на солнце бывают пятна. Поэтому биографам художника не составило особого труда найти несколько пикантных историй, связанных с частной жизнью сюрреалиста.


Первая любовь


Из всех глубоких чувств и переживаний, которые дано пережить человеку, первую любовь принято считать самой романтичной. Именно в ней есть некий "крючок", который цепляет человека, заставляет его идеализировать это чувство и всю взрослую жизнь помнить о ней, как самом светлом и чистом моменте. В этом отношении бельгийскому художнику сюрреалисту Рене Магритту несказанно повезло. Он, встретив свою первую любовь в 15-ть, а в 22-ва повстречав вновь, женился и прожил со своей суженой в законном браке почти полвека, как говорят - душа в душу, пока смерть не разлучила их.

Юность. (1924 год). 50.5х41 см. Художник: Рене Магритт.

Юность. (1924 год). 50.5х41 см. Художник: Рене Магритт.


Это была явная «рука судьбы», когда Рене, гуляя по ботаническому саду, в 1920 году, вновь повстречал Жоржетту Бергер, с которой был еще знаком в ранней юности. Впервые он увидел её в далеком 1914-м на карусели на ярмарке в Шарлеруа. Ему было 15-ть, ей - едва исполнилось 13-ть. Мог ли тогда застенчивый юнец предположить, что он сам станет известным художником, а она будет не только единственной моделью для его картин, но и станет его единственной любовью на всю жизнь? Разумеется, что нет.

Хотя обоюдная влюбленность уже тогда вскружила головы и Рене, и Жоржетте. Подростки часто встречались, прогуливались по околицам городка. Как-то во время одной из таких прогулок пара забрела на кладбище, где совершенно неожиданно натолкнулась на художника с мольбертом, писавшем этюд на пленэре. Это зрелище настолько заворожило юного Рене, что именно в тот момент он решил стать только художником. Эту встречу он всю жизнь будет считать знаком свыше.

Рене Магритт. Первая картина из серии «Влюблённые», 1928

Рене Магритт. Первая картина из серии «Влюблённые», 1928


Беззаботные встречи юных влюбленных продолжались в течение года, пока их не разлучили события Первой мировой. Родители девочки перебрались в Брюссель, а Магритт лишь в 1916-м отправился в бельгийскую столицу, чтобы осуществить свою мечту. И, поступив в Королевскую Академию изящных искусств, он стал постигать азы изобразительного искусства.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Загадка таинственных вуалей на картинах Рене Магритта «Влюбленные».

Судьбоносная встреча


Рене Магритт и Жоржетта в молодые годы.

Рене Магритт и Жоржетта в молодые годы.


Второй раз Рене всерьёз задумался о провидении судьбы, когда та свела их с Жоржеттой вновь спустя семь лет после разлуки. Молодые люди случайно встретились в брюссельском ботаническом саду. Девушка в то время уже училась в Академии искусств. Она изучала модернизм. Утонченная, невероятно красивая, со светлыми вдумчивыми глазами и шикарными вьющимися волосами. Впечатлительный Магритт не сможет никогда забыть того грандиозного впечатления, от мистического стечения обстоятельств которыми была овеяна их случайная встреча уже во взрослой жизни.

Вскоре Рене и Жоржетта по-настоящему увлеклись и прочувствовали друга друг. Искра первой любви между ними вспыхнула с новой силой. Впоследствии в своей автобиографии художник часто будет отмечать тот факт, что он сразу же ощутил, что эта женщина послана ему судьбой - настолько Жоржетта гармонично сумела войти в его жизнь - настоящую, прошедшую и будущую, что стала частью этой жизни.

Рене Магритт. Вторая картина из серии «Влюблённые», 1928.

Рене Магритт. Вторая картина из серии «Влюблённые», 1928.


Навеки вместе


Пройдет еще почти два года, прежде чем Рене и Жоржетта смогут сочетаться узами законного брака. Молодому художнику пришлось отслужить целый год в бельгийской армии в пехотных войсках, а девушке - верно ждать своего суженого. Летом 1922 года они сыграли свадьбу и прожили вместе до смерти Магритта в 1967 году. Эта женщина почти на полвека стала для Магритта самым близким человеком, а еще музой, другом и единомышленником.

Супруги Магритт с любимицей Лулу.

Супруги Магритт с любимицей Лулу.


Ну, а пока художник не стал известным и не начал зарабатывать на своей живописи, его молодая жена приносила основной доход в семью, подрабатывая в семейном магазине, торгующем принадлежностями для рисования. Самому Рене в период своего становления приходилось трудиться обычным художником на обойной фабрике, а также подрабатывать графическим дизайнером. В свободное время Рене писал картины. В 1926 году, заключив контракт с брюссельской галереей Le Centaure, художник организовал первую персональную выставку. Однако консервативные критики в пух и прах разнесли сюрреалистическую экспозицию молодого художника.

В 1927 году после неудачного дебюта супруги Магритт решили попытать счастья в Париже, где на тот момент у публики было больше почтения к сюрреализму. Рене тут же вступил в общество современных сюрреалистов под предводительством А. Бретона. Молодой художник вплотную общался и перенимал у них опыт, но при этом старался сохранить свою индивидуальность, свой узнаваемый фирменный почерк и всячески открещивался от какого бы то ни было влияния на его творчество веяний сюра, настаивая на том, что он пишет картины в стиле «магического реализма».

И действительно, его картины, больше напоминающие ребусы, заставляли зрителя думать, размышлять, разгадывать хитросплетения мыслей автора. И Рене Магритт вскоре стал востребованным живописцем, которым восхищалась публика Западной Европы. Именно в это время он создает свой знаменитый цикл картин «Влюблённые».

Рене Магритт. Третья картина из серии «Влюблённые», 1928 год.

Рене Магритт. Третья картина из серии «Влюблённые», 1928 год.


Да и вообще, некоторые биографы художника предполагают, что если бы Рене Магритт не выбрал для себя стезю художника, он наверняка стал бы фокусником. Ведь все его творчество – сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие загадки зашифровал в своих картинах Рене Магритт, и сможет ли человечество их разгадать

Честь любимой - дороже карьеры



Однако не прошло и пяти лет, как все в жизни супругов Магриттов кардинально изменилось. Париж в одночасье стал для них неприветливым и чужим. А виной всему стал обычный крестик. Как-то на приеме у господина Бретона, влиятельного друга семьи Магриттов произошел казус из-за крестика на шее Жоржетты. Бретон, встречая приглашенных гостей, как бы невзначай отметил, что украшения в виде религиозных символов — это моветон. От обидного замечания Жоржетте стало не по себе, а Рене это настолько задело, что он тут же попытался отстоять честь супруги. После непродолжительной дискуссии с хозяином дома на тему религии, Магритты незаметно покинули званый ужин. Так были безнадежно испорчены отношения бельгийского художника с парижскими сюрреалистами и их предводителем. И вскоре после этого инцидента Магритты покинули Париж. Художник посчитал честь жены дороже своей карьеры.

Рене Магритт. Четвёртая картина из серии «Влюблённые», 1928 год.

Рене Магритт. Четвёртая картина из серии «Влюблённые», 1928 год.


Вернувшись в Брюссель, Рене снова пришлось трудиться обычным дизайнером в рекламном агентстве. Но и о творчестве он не забывал - годы проведенные во Франции и приобретенный опыт не пропали даром. И уже 1936 году прошла первая персональная выставка Магритта в Нью-Йорке, а спустя два года — в Лондонской галерее.

Обоюдная измена и прощение


После успешной выставки в 1937 году художника пригласил в Лондон британский покровитель сюрреалистов Эдвард Джеймс, сделав выгодный заказ. Магритт должен был написать три работы для бального зала в его доме.

Супруги Магритт.

Супруги Магритт.


Эта злополучная командировка стала роковой для счастливого брака Магриттов. Сначала искушение настигло Рене. В Лондоне художник ни то затосковал по женской ласке, ни то просто потянулся к новы ощущениям. Такое настроение художника привело к интрижке с местной 25-летней сюрреалисткой Шейлой Легг. Отношения их были недолгими, так как художник провел в Лондоне немногим более месяца.

Учитель. 90х65 см, (1954 год). / Вечернее платье (1954 год). Художник: Рене Магритт.

Учитель. 90х65 см, (1954 год). / Вечернее платье (1954 год). Художник: Рене Магритт.


В свою очередь в Брюсселе Жоржетта также завела роман, причем с легкой руки самого Рене. Тот опрометчиво попросил перед отъездом своего друга, поэта Поля Колине присмотреть за его супругой, то есть скрасить её одиночество в его отсутствие. Ну, и Поль, видимо, несколько перестарался: Жоржетта не на шутку увлеклась им и даже заговорила с мужем о разводе. Вернувшись домой Рене всячески старался обходить острые углы их взаимоотношений. Даже некоторое время жил в Париже без своей Жоржетты, объясняя отсутствие супруги надуманной её болезнью.

Супруги Магритт.

Супруги Магритт.


Однако спустя пару лет продолжительный кризис их отношений сошел на нет, и Магриттам все-таки удалось сохранить свой брак, и они прожили вместе еще много лет. Правда, детьми так и не обзавелась, а всю заботу они посвятили домашней питомице Лулу - собаке породы померанский шпиц.

Семейную идиллию Магриттов прервала смертельная болезнь Рене: в 1967 году он умер от рака поджелудочной железы. Жоржетта пережила его на 20 лет и была похоронена рядом с ним на кладбище в Схарбеке.

Единственная муза художника


 Невежественная фея. 50х65 см, (1950 год). Художник: Рене Магритт.

Невежественная фея. 50х65 см, (1950 год). Художник: Рене Магритт.


При жизни художник сам признавался, что все женские образы на его полотнах написаны с его жены. И, действительно, всю его творческую карьеру Жоржетта оставалась неизменной его моделью. Каждый раз придавая жене новый облик, Рене изображал ее то наполовину женщиной и наполовину небом - как на полотне "Черная магия", а то блистательной, как в "Невежественной фее", где в ее присутствии свеча вместо света горит тенью.

Портрет Жоржетты. Художник: Рене Магритт.

Портрет Жоржетты. Художник: Рене Магритт.


Жоржетта была художнику не только незаменимой моделью, но и самым важным критиком. Именно ей первой он показывал свои картины, и оба долго их обсуждали.

Маленький человек, творивший великие вещи


Рене Магритт за работой в своей столовой.

Рене Магритт за работой в своей столовой.


Практически всю свою жизнь Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Он носил неприметную одежду и совершенно не выглядел как художник. Свои картины писал обычно в костюме. Он был настолько аккуратен, что ухитрялся работать в собственной столовой, даже не пачкая пол краской. Когда подавали обед, художник откладывал кисти и палитру в сторону и брал ложку. "Рене, ты действительно художник?" - откровенно посмеивались над его поведением друзья. "Вас удивляет, что у меня дома чисто? А вам известно, что краска должна попадать на полотно, а не на ковер?"- невозмутимо отвечал Магритт.

Перед тем, как начать работу, художник часто прибегал к помощи фотографий, чтобы сделать предварительный эскиз, и на таких снимках для него также позировала Жоржетта.

Жоржетта за пианино. (1923 год). 44 х 36.5 см. Художник: Рене Магритт.

Жоржетта за пианино. (1923 год). 44 х 36.5 см. Художник: Рене Магритт.


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Интеллектуальная провокация Рене Магритта, или Поиски смыслов картины «Сын человеческий».

P.S.


В бывшем доме семейной пары Магриттов был создан музей художника. В 2009 году два вооруженных грабителя похитили из него картину «Олимпия» (1947) с изображением обнаженной женщины с ракушкой на животе. Моделью ля этой работы также была супруга художника. Но спустя три года картина была возращена в музей. Известность картины не позволила злоумышленникам ее перепродать.

Олимпия. (1947 год). Художник: Рене Магритт.

Олимпия. (1947 год). Художник: Рене Магритт.


И в заключение хотелось бы отметить, что произведения знаменитого бельгийца сегодня переживают новую волну популярности. Поэтому на мировых аукционных торгах стоят колоссальных денег.

О любовных романах, не принесших Эдварду Мунку, одному из самых дорогих художников мира, ни покоя, ни радости, а лишь душевную боль и страдание, читайте в нашей публикации: Роковая любовь, страхи и фобии Эдварда Мунка.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








17156
7.01.2022 23:44
В закладки
Версия для печати




Смотрите также