История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Матрешка еще при царе Горохе стала атрибутом, которому есть место в каждой сувенирной лавке России. Мало кто точно скажет, каков возраст этой исконно русской игрушки. В 60-х годах прошлого века заговорили о том, что на самом деле матрешка имеет иностранное происхождение. И даже привели детальную версию о том, что привычный нам сувенир скопирован с японского. Вот только современные эксперты считают, что эта версия не выдерживает никакой критики и является лишь атакой на все русское.


Когда появились матрешки

Художник Малютин не упоминал о своей причастности к матрешке. /Фото: art-catalog.ru

Художник Малютин не упоминал о своей причастности к матрешке. /Фото: art-catalog.ru


Создателем модели русской матрёшки считается художник Сергей Малютин - законодатель стиля a la russe в мировом искусстве. Правда, он сам никогда не упоминал, что имеет отношение к появлению матрёшки. И его современники о таком не говорили. Появился первый сувенир в начале 1890-х в столичной игрушечной мастерской с серьезным названием «Детское воспитание» якобы из-под руки мастера Звездочкина. Но бедный безродный крестьянин был слишком неудобным автором национального символа для советской пропаганды. Как бы там ни было, необычная кукла удачно вписалась в ряды старинных крестьянских поделок, из-за чего в национальном сознании закрепилась мысль о том, что матрешке много веков. Самое первое изделие состояло из восьми вкладывающихся друг в друга кукол. Каждый предмет был расписан по-своему: встречались оба пола-олицетворения, а самая крошечная представляла собой младенца. Этот сувенирный набор, расписанный вышеназванным художником, по сей день хранится в Сергиевом Посаде - в Музее игрушки. В 1900-м матрёшку впервые представили на Парижской всемирной выставке. С той поры она стала модной по всей Европе, где «русский стиль» набирал небывалые обороты в искусстве, интерьере, одежде.

Сергиев Посад оставался крупнейшим центром производства, что быстро подхватили Семёнов Нижегородской губернии и деревня Полхов-Майдан. Но знатоки определяли на глаз место изготовления матрёшки, потому как сергиевские выходили более сбитыми и поприземистее на фоне тех же семёновских. За несколько лет матрёшечное производство вышло за российские пределы. Германия, например, производила откровенные подделки, выдавая их за настоящие русские изделия. На тот момент самой расхожей моделью была матрешка из пяти куколок, но в 1913-м был поставлен рекорд: мастеру удалось изготовить игрушку из 48 фигур.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:За какими куклами охотятся коллекционеры: от Барби за 300 тыс. «зелёных» до пупсов, которых сложно отличить от детей.

Матрешка японская?

Свидетельство о награждении В.П. Звёздочкина Большой серебряной медалью за «хорошую точку и полировку разн. деревянных игрушек», 1913 год. /Фото: avatars.dzeninfra.ru

Свидетельство о награждении В.П. Звёздочкина Большой серебряной медалью за «хорошую точку и полировку разн. деревянных игрушек», 1913 год. /Фото: avatars.dzeninfra.ru


Ближе ко второй половине прошлого века стала появляться информация о том, что русская матрёшка вовсе не русская. Предшественницей называли японскую куклу, изображавшую некоего Фукуруму. Гражданам рассказали, что первую диковинную вещицу из шести куколок одна меньше другой завезла из Японии жена Саввы Мамонтова Елизавета. А Малютин, увидевший иностранный сувенир, просто переработал его на отечественный лад. Вот только хранитель музея-заповедника «Абрамцево» Елена Мохова заявила, что Елизавета Мамонтова никогда не бывала в Японии. И летописцы вообще перепутали двух женщин. За границей бывала ее сестра Мария, не имевшая отношения к матрешке. Кроме того, японский исследователь народных ремесел Нумата Гэнки утверждал, что никакого японского мудреца и божества по имени Фукурума не существует. Как и посвященной ему игрушки. Само слово «фукурума» появилось в русскоязычном интернете и привязано только к материалам о матрешке. И что в 1911-м нечто напоминавшее матрешку японского производства было привезено с Лейпцигской ярмарки. Вот только к тому моменту матрешка давно и прочно шагала по стране. Да и искусствоведы давно знают, что японцы любят перенимать чужие культурные наработки. Так что скорее не русская матрёшка с японскими корнями, а наоборот. Определенную схожесть можно рассмотреть с японской куклой Дарума. Но она даже не открывается.

Экс-президент Российской ассоциации японоведов профессор А.Н. Мещеряков брался за исследование этого вопроса. Вот только ему оказались неизвестны подобные первоисточники, и вся информация пребывала исключительно на просторах интернет-сетей. Исследователь открыто допустил, что такие сведения не соответствуют действительности, не пройдя тщательной проверки. Сохранилось и свидетельство токаря Звездочкина, изготавливавшего первых матрешек. Он утверждал, что никогда не встречал никаких японских прототипов и похожих игрушек. Что самостоятельно придумывал формы, вытачивал полые внутри фигурки, имевшие поначалу нелепый вид. А когда у него получился первый симпатичный экземпляр, то по совету товарищей Белова и Коновалова отдал заготовку художникам для росписи.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Кто придумал Ваньку-встаньку, и Почему в СССР неваляшку выпускали на военном заводе.

Как матрешка стала национальным символом

Матрешка стала популярна в СССР лишь после 30-х.

Матрешка стала популярна в СССР лишь после 30-х.


Появлением японской версии происхождения матрешки мы обязаны корреспондентам 1960-х годов советской эпохи. Демократические инициативы в обществе породили запрос на альтернативную историю русской матрёшки. Одним из передовиков реальной теории еще тогда стал журналист и писатель Юрий Арбат. Он ответил на вопрос, когда матрёшка утвердилась в качестве российского национального символа. По мнению Арбата, путь этот был долгим. Сначала матрешка завоевывала симпатии и массовость на своей русской родине.

Опираясь на сохранившиеся косвенные сведения, журналист предполагал, что случилось это во второй половине 1930-х. К тому моменту в новой советской стране изжили себя гонения на всё русское, была «реабилитирована» новогодняя ёлка, а на страницах газет появилось слово «родина». В майском выпуске журнала «Мурзилка» от 1940-го вышло стихотворение Сергея Михалкова:

На углу Морской и Пушечной
Магазин открыт игрушечный.
Пушистые кошки, губные гармошки,
И утки, и дудки, и куклы-матрёшки...

Понятно, что на тот момент матрёшка являлась в России чем-то привычным и обыденным. Её знали, производили и покупали. Ну а всемирно признанным русским символом игрушка стала после Международного фестиваля молодёжи и студентов-1957. Сувенир преподносили иностранным гостям, которые развезли его по десяткам стран. Матрешка выглядела экзотично в глазах заморских гостей, и в 1961-м десятилетняя британка Катрин Манди написала Никите Хрущёву письмо с просьбой прислать необычную русскую куклу в подарок. В 1963-м матрешка появилась на почтовых марках, в 1967-м уже украсила первую страницу каталога Внешпосылторга.

Полузапретной продукцией считались также виниловые пластинки с записями популярных зарубежных групп, а позднее - видеокассеты, которые привозились из-за границы и становились за «железным занавесом» советской страны твердой и устойчивой валютой. Но в этом случае боролись с так называемыми фарцовщиками, занимающимися их перепродажей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4987
19.09.2023 17:06
В закладки
Версия для печати




Смотрите также