Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Героини его работ – «малявинские бабы» - стали именем нарицательным, олицетворением русского темперамента, колорита жизни дореволюционной России с ее песнями, плясками, сельскими праздниками, пестротой красок и эмоциями. Начинал же Филипп Малявин свой творческий путь с рисунков углями на воротах. А когда добродушные соседи уговаривали отдать мальчишку учиться живописи, но отец говорил: «Из крестьян, да еще почти из нищих, ученых не бывает». Но проведение распорядилось иначе.


Из русской глубинки к монахам на Афон


Филипп Малявин родился в многодетной бедной крестьянской семье 10 октября 1869 в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии (ныне — Оренбургская область). Ещё будучи ребёнком, он проявлял склонность к рисованию, писал портреты односельчан, лепил и пробовал копировать иконы в деревенской церкви.

Когда Малявину исполнилось 16 лет, в их деревню приехал монах с Афона – навещал родственников. Он заметил талантливого парня и забрал его с собой на Афон учиться иконописи. Филипп стал послушником в монастыре святого Пантелеймона, стал работать в иконописной мастерской, где расписывал стены небольшой церкви.

Филипп Малявин в молодые годы и монастырь святого Пантелеймона в Афоне.

Филипп Малявин в молодые годы и монастырь святого Пантелеймона в Афоне.


Позже он напишет в своих воспоминаниях о том периоде: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…».

В 1891 году Афон посетил скульптор Владимир Александрович Беклемишев. Он увидел работы Малявина и был сражен его талантом. Уже из России, Беклемишев разыскал Малявина в подворье Пантелеймоновского монастыря и убедил его уехать в Петербург, поселил его у себя и подготовил к поступлению в Императорскую Академию художеств. Через год Филипп Малявин стал вольнослушателем академии. За два года с выдающимся успехом Малявин прошел весь курс дореформенной Академии и начал выставлять на передвижных выставках.

Как «русские бабы» чуть не сломали карьеру Малявина и сделали знеменитым

Бабы. 1904 г. Филипп Малявин.

Бабы. 1904 г. Филипп Малявин.


Дипломной работой Филиппа Малявина в Академии стала картина «Смех». Малявин, который писал картины обычно за один сеанс, очень старался, подготовил эскизы- всё как полагается! Но академики посмеялись над этим «Смехом». Почтенная комиссия была возмущена такой дерзостью! Где сюжет? Что за кричащие краски? Проработке нарядов своих моделей Малявин уделял даже большее внимание, чем их лицам!

Вихрь. 1905 г. Филипп Малявин.

Вихрь. 1905 г. Филипп Малявин.


Это позже героини его работ – «малявинские бабы» станут именем нарицательным, олицетворением русского темперамента, колорита жизни дореволюционной России с ее песнями, плясками, сельскими праздниками, пестротой красок и эмоциями, а насыщенный красный цвет - визитной карточкой мастера. Но в то время в Академии ему отказали в звании художника.
Но тут на поможь Филиппу Малявину пришел его влиятельный учитель – Илья Репин. Это он учитель настоял, чтобы Филиппу дали звание художника за былые заслуги.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Рисовала как Пикассо, любила «людоеда» Риверу до Фриды, позировала Модильяни: Русская муза Парижа Маревна

И хоть Илья Ефимович Репин и добился своего, но не мог оставить эту ситуацию без комментария: «По поводу академических выпусков теперь была у нас бурная баталия из-за Малявина. Этот неукротимый, блестящий талант совсем ослепил наших академиков. Старички потеряли последние крохи зрения, а вместе с этим и последние крохи своего авторитета у молодежи. Старая история. Рутинеры торжествуют свое убожество»

Верка. 1913 г. Филипп Малявин.

Верка. 1913 г. Филипп Малявин.


В 1901 году картина поехала в Венецию на международную выставку искусств. И там о «силе темперамента молодого художника из России» заговорили все! Из Венеции работу уже не отпустили: ее выкупил венецианский Музей современного искусства, где она радует своих посетителей и сейчас.

Смех. 1901 г. Филипп Малявин.

Смех. 1901 г. Филипп Малявин.


Возвратившись из Европы, Малявин Франции женился на бывшей вольнослушательнице Академии художеств, также ученице Репина, одесской мещанке Наталии Николаевне Новак-Савич. Жили они жил преимущественно в усадьбе близ деревни Аксиньино под Рязанью, где у художника была собственная мастерская.

Революция и эмиграция


После революции 1917 года Филипп Мулявин некоторое время занимался культурно-просветительской деятельностью среди народных масс, устроил открытие картинной галереи в Рязани и преподавал в свободных художественных мастерских.
В феврале 1919 года Рязанский губернский отдел Наркомата просвещения организовал первую в карьере художника персональную выставку, приуроченную к 50-летию со дня его рождения. Два больших полотна, экспонировавшихся на ней — «Старик у очага» и «Старуха» — были приобретены Рязанским музеем.

Портрет Ленина с натуры. Филипп Мулявин.

Портрет Ленина с натуры. Филипп Мулявин.


В 1920 году приехал в Москву. Был делегирован «Союзом русских художников» в Кремль, где рисовал с натуры Ленина, Троцкого и других партийных лидеров. Но сторонником нового строя не стал.

В 1922 году художник с семьей навсегда покинул Россию. Он комментировал своё решение так: «Наш народ смертельно устал, обнищал, одичал и обносился до ужаса. В деревне вы не увидите мужика или бабы в сапогах. Лапти и кое-какие лохмотья на плечах — вот их обычный вид. Красных «баб» в ярких сарафанах там уже не напишешь».

Сначала художник с семьей поехал в Берлин, потом переехал в Париж. Там он писал портреты на заказ. А в 1924 году в галерее Шарпентье состоялась его вторая персональная выставка, приуроченная к 55-летию художника. В конце 1920-х Малявин перевозит семью в Ниццу.

Русские бабы Малявина.

Русские бабы Малявина.


В эмиграции живописец продолжил разрабатывать крестьянскую тему, хотя картины, по мнению некоторых, лишились былой мощи. Федор Шаляпин говорил: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Короткая и яркая жизнь Квитки Цисык: Как голос дочери эмигрантов из Львова покорил Америку


Того ошеломительного успеха за границей Малявин не имел. Но его работы хорошо продавались, а выставки по- прежнему организовывалось. Иностранцы постигали через его картины русскую душу, а эмигранты утоляли тоску по Родине. Вдали от родной земли, живописец часто говорил, что вне Родины искусства нет.

Малявин неоднократно подвергался критике за то, что в своем позднем творчестве, повторял самого себя, тиражируя «русские» мотивы для европейских зрителей и коллекционеров. Обвиняли в нечестности, что, конечно, обижало художника, который всегда говорил: «Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде»- говорил Малявин.

В эмиграции русские бабы Малявина стали уже не те.

В эмиграции русские бабы Малявина стали уже не те.


В 1940 году Малявин оказался в оккупированном Брюсселе и был арестован по подозрению в шпионаже. Через какой-то время его отпустили, но путь из Бельгии во Францию ему пришлось проделать пешком. Домой он вернулся истощенный, попал в клинику, где 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен Филипп Малявин на Русском кладбище Кокад в Ницце.

В наши дни его работы можно увидеть в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее Российской академии художеств, а также некоторых российских региональных музеях и в музейных коллекциях США и Европы. Многие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России. В августе 2016 года в городе Бузулуке Оренбургской области был открыт памятник художнику.

В продолжение художественной темы история о том, как еврейский портной начал рисовать только на пенсии, а за его «аляповатую безвкусицу» выкладывают миллионы

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








4695
25.08.2023 23:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также