Кино   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 1
+1
-1 0
Арт    





3 февраля могло бы исполниться 78 лет известному сценаристу и драматургу Эдуарду Володарскому, но 7 лет назад он ушел из жизни. Его называли одним из лучших отечественных сценаристов, создавшим около 80 киносценариев, сред которых – «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мой друг Иван Лапшин», «Троцкий», «Штрафбат», «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Обитаемый остров» и др. Несмотря на всесоюзное признание, его сценарии часто оправляли «на полку» как «антисоветские», из-за чего ему даже пришлось работать грузчиком…


Автор сценариев к легендарным фильмам Эдуард Володарский | Фото: aif.ru

Автор сценариев к легендарным фильмам Эдуард Володарский | Фото: aif.ru

Эдуард Володарский родился в Харькове в 1941 г. Его отец погиб на фронте, а мать вскоре вышла замуж. Отчим недолюбливал пасынка, называл его «жиденышем» – отец Эдуарда был евреем, а мать – русской. Они так и не смогли найти общий язык, и Володарский фактически вырос на улице, в Замоскворечье, и все свободное время проводил с дворовыми хулиганами. Он вспоминал: «Мы поселились в Замоскворечье. По тем временам это был, прямо скажем, криминальный район. Всю территорию вокруг Ордынки, Пятницкой, пронизывала масса переулков, где со старыми особняками соседствовали самые обычные бараки. Многие строения находились в таком ветхом состоянии, что их стены подпирали бревнами. К тому же это был рабочий район. Здесь располагалась фабрика Парижской коммуны. В общем, пьянство, драки, поножовщина были обычной вещью. В юности у меня не складывались отношения с отчимом, и я много времени проводил на улице. В нашем районе было около двадцати пивных, и я шатался по этим пивным с компанией таких же ребят».

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Он часто ввязывался в драки по поводу и без и однажды на несколько месяцев попал в тюрьму и понял, что может закончить так же, как и большинство его знакомых, – за решеткой. И после школы Володарский уехал на Урал в составе геологоразведочной экспедиции, несколько лет проработал буровиком. Еще в школе Эдуард Володарский начал писать рассказы, но их нигде не публиковали. Однажды он увидел в газете объявление о творческом конкурсе на сценарный факультет ВГИКа и решил в нем поучаствовать. К его удивлению, вскоре ему прислали приглашение на экзамены. Так в 1962 г. Володарский стал студентом ВГИКа, но проучился всего полтора года, после чего его отчислили за драку с дружинниками в ресторане. Окончить его удалось только в 1968 г.

Один из лучших отечественных сценаристов | Фото: peoples.ru

Один из лучших отечественных сценаристов | Фото: peoples.ru

Первая же пьеса Володарского «Долги наши» была поставлена Олегом Ефремовым во МХАТе и потом с успехом шла в 129 театрах СССР. Однако с первых же своих киноработ Володарский столкнулся с препятствиями: фильмы по его сценариям снимали, но потом не выпускали на экраны. Сценарий «Проверки на дорогах» пролежал «на полке» 15 лет – Михаил Суслов назвал эту картину «чистой антисоветчиной». Несмотря на то, что Константин Симонов и Георгий Товстоногов вступились за режиссера и сценариста, предложив убрать и переозвучить некоторые сцены и выпустить фильм на экраны, в «Госкино» его обвинили в дегероизации партизанского движения во время Великой Отечественной войны, искажении образа советского солдата и «абстрактном гуманизме». Зрители увидели «Проверку на дорогах» только в 1986 г., после чего его создатели были удостоены Государственной премии СССР и призов нескольких кинофестивалей.

Ролан Быков и Владимир Заманский в фильме *Проверка на дрогах*, 1971 | Фото: aif.ru

Ролан Быков и Владимир Заманский в фильме *Проверка на дрогах*, 1971 | Фото: aif.ru

После неудачи с «Проверкой на дрогах» Володарский пошел работать грузчиком на завод, где трудился еще до поступления во ВГИК, – просто не на что было жить. Но продолжал работу над сценариями – еще во время учебы он приучил себя писать по несколько страниц ежедневно. Однако следующие 4 сценария постигла та же участь – фильмы по ним снимали, но потом называли «антисоветчиной» и отправляли «на полку». Только в перестроечные годы, после того, как выпустили «Проверку на дорогах», следом за ней показали и другие фильмы. «Мой друг Иван Лапшин» после 9-летнего забвения принес его создателям еще одну Государственную премию.

Эдуард Володарский в фильме *Крестьянский сын*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Эдуард Володарский в фильме *Крестьянский сын*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Черный треугольник*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Черный треугольник*, 1981 | Фото: kino-teatr.ru

Вместе с Никитой Михалковым они написали сценарий фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Об их совместной работе Михалков рассказывал: «А что касается нашей работы, то она была азартной, веселой, наглой во многом, абсолютно раскованной – я имею в виду «Свой среди чужих...». И эта работа для меня как бы стала первым шагом в большом кино, и я могу абсолютно искренне сказать, что этот шаг был бы, наверное, невозможен, если бы рядом не было Эдика».

Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974 | Фото: kursivom.ru

Кадр из фильма *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974 | Фото: kursivom.ru

Еще при советской власти Володарский приносил в «Госкино» заявку на сериал «Шрафбат», но тогда о съемках на такую тему не могло быть и речи. Сценарист родился в 1941 г., его отец погиб на войне, а истории о шрафбатах Володарский слышал от фронтовиков. И еще с тех пор задумал написать об этом сценарий, однако реализовать эти планы удалось только в 2004 г. Но даже после того, как сериал вышел на экраны, сценариста снова обвинили в том, что он «очернил победу» в ВОВ. «Я просто считаю, что люди должны знать, какой ценой было заплачено за эту победу», – отвечал на эти претензии Володарский.

Кадр из сериала *Штрафбат*, 2004 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из сериала *Штрафбат*, 2004 | Фото: kino-teatr.ru

Один из лучших отечественных сценаристов | Фото: 1tvnet.ru

Один из лучших отечественных сценаристов | Фото: 1tvnet.ru

Сценарист не скрывал того, что современный кинематограф вгонял его в уныние и даже ужасал – в первую очередь, отсутствием профессионализма и незначительностью тем: «Нельзя просто взять и стать сценаристом. Надо стать прежде всего писателем. Что такое сценарий? Это история. Не имея никакого жизненного багажа, человек никогда не сочинит историю, берущую за душу. Я наблюдаю, как живут все эти ребята... Тусовки эти, на которые мне просто неинтересно ходить, скучно. Водку жрать я могу с живыми друзьями, которые у меня остались. А ходить смотреть на всю эту бижутерию под названием «жизнь»? Это не жизнь, это бижутерия абсолютная. Там драгоценностей нет, одна бижутерия. Отсюда проблема тех историй, которые я вижу на экране – они вызывают у меня ощущение не настоящей жизни, а бижутерии. Конечно, это все же касается живых людей, и я сейчас не оскорбляю этих людей. Просто нельзя из-за своей беспомощности показывать чудовищную чернуху и выдавать это за «жизнь». Я в своей жизни чернухи видел много. Во ВГИК я пришел уже сложившимся человеком, немало поработавшим, немало повидавшим. В Заполярье зимовал, бывал во многих местах. Мне было о чем писать, было о чем говорить».

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Автор сценариев к легендарным фильмам Эдуард Володарский | Фото: 1tvnet.ru

Автор сценариев к легендарным фильмам Эдуард Володарский | Фото: 1tvnet.ru

8 октября 2012 г. Эдуард Володарский скончался на 72-м году жизни. Он так и не успел завершить сценарий сериала о Пушкине, который мечтал запустить в производство, но написал только 2 серии. Помимо этого, было еще с десяток незавершенных сценариев. Режиссер Владимир Краснопольский говорил о том, что сценаристов такого уровня после его ухода почти не осталось: «Он давал такой материал в руки режиссерам, к которому оставалось только подобрать точных актеров, почувствовать замысел сценария. Девять десятых сценариев были победами».

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Сценарист и драматург Эдуард Володарский | Фото: vokrug.tv

Одним из самых интересных исторических персонажей, о которых ему доводилось писать, Эдуард Володарский называл Вольфа Мессинга: правда и вымысел о предсказателе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







4390
3.02.2019 09:14
В закладки
Версия для печати




Смотрите также