Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



О Сталинградской битве, переломившей ход Второй мировой войны, снято множество фильмов. Однако на наибольшую историческую справедливость претендует тот, что был создан еще в годы войны, практически сразу же после окончания самой легендарной битвы. Он был отснят в кратчайшие сроки. Всего полгода понадобилось 15 фронтовым кинооператорам, для того чтобы воссоздать полную картину событий под Сталинградом.


Леонид Варламов, ставший режиссёром этого фильма, в историю мирового кинематографа вошел именно благодаря двум кинолентам, обе они были посвящены событиям Второй мировой войны. Сначала был снят «Разгром немецких войск под Москвой», а затем и «Сталинград». В обоих фильмах соавтором выступил Илья Копалин, а закадровый голос в фильме про Сталинград читал легендарный Юрий Левитан, чей голос прочно ассоциировался у слушателя с событиями на фронте.

«Сталинград» является достоянием кинематографии еще и потому что в нем использовано множество художественных приемов. Например, кинопортреты советских бойцов, использована немецкая кинохроника. Фильм получил Оскар в номинации «Лучший документальный фильм» в 1943 году.

Съемки были начаты в конце 1942 года, завершены в феврале следующего года и уже спустя месяц состоялась премьера. По настоящее время — это уникальная кинолента, по которой можно отследить всю военную хронику битвы.

Процесс съемок



Город-герой, фактически был отстроен заново / ФОТО: www.csdfmuseum.ru

Город-герой, фактически был отстроен заново / ФОТО: www.csdfmuseum.ru


По задумке в фильме должны быть кадры городских пейзажей, не разрушенных войной, для того чтобы показать величие Сталинграда. Съемки было решено проводить с высоты, это было возможно только в светлое время года, к тому же на виду у войск противника. Сталинградская битва в основном проходила на городских улицах, что накладывало свою специфику не только в ведение боя, но и в съемочный процесс. Операторы, как и солдаты, должны были быть мобильными и были вынуждены облегчать аппаратуру для съемки.

Операторы во многом жили жизнью обычных солдат, вместе с ними переплавлялись через Волгу ночами. К тому же только так можно было запечатлеть обычные солдатские будни и военные действия. Операторы не упускали момента чтобы запечатлеть быт солдат. Иногда, для того чтобы поймать удачный кадр они пользовались короткими вспышками света от разлетающихся ракет и снарядов.

В съемках принимали участие реальные командиры боевых действий. Во время съемок прибыл и Георгий Жуков. Варламов распорядился, чтобы он тоже был запечатлён в кадре, однако главнокомандующий коротко отрезал, напомнив, что главный режиссер здесь он, а съемочная группа пусть снимает настоящих героев. И распорядился направить их в точки, где шли самые ожесточенные бои. Эти кадры практически полностью вошли в фильм, составив его основу.

Еще одной фишкой фильма стало использование кинохроники противника. Потом это получило распространение в кинематографии этой направленности. Это тоже становилось работой операторов, которые старались сразу же после освобождения той или иной точки найти кинохронику немецкой стороны. Немецкая подсъемка была весьма помпезной и пропагандистской. Однако это не помешало использовать в фильме эти кадры с выгодной для советской стороны позиции. Эти кадры перемежались с реальностью, с которой пришлось столкнуться германским войскам. Вот, например, кадр с немецкой хроники, где лощеные немецкие войска маршируют по Берлину, а вот уже советские кадры, где они уже кое-как идут уже в виде военнопленных.

Фильм особенно хорош тем, что в нем показана обыденность войны. Несмотря на жестокость, которая царит вокруг, судя по быту солдат, жизнь текла своим чередом. Было и время для обычных мелочей в виде шуток, простых радостей. Например, есть эпизод, как красноармейцы возятся с котенком, который случайно попал под обстрел.

Читайте так же: Как пленные немцы в СССР дома строили и чем отличаются эти здания от других

Как приняли фильм



Съемочная группа / ФОТО: www.csdfmuseum.ru

Съемочная группа / ФОТО: www.csdfmuseum.ru


О том, что фильм, снятый на реальных событиях, которые сумели перевернуть не только ход войны, но и мировую историю в целом, пользовался невероятной популярностью среди зрителей очевидно. Его восприняли на «ура» не только в Стране Советов, но и иностранный зритель.

В своей рецензии на фильм Алексей Толстой назвал его настолько грандиозным, что даже сидящие по ту сторону экрана зрители подскакивали на стульях во время ударов артиллерии, настолько это было страшно. Он называл этот фильм свидетельством гениальности русского народа, для которого стремление к справедливости и добру есть высшая задача. Константин Симонов благодарил за работу операторов, которые работали ради истории и искусства ценой собственной жизни. Так же личный вклад операторов отметил и министр кинематографии СССР того периода, он утверждал, что их работа поможет иностранному зрителю понять, что такое настоящая война и настоящие испытания.

Американцы в своих рецензиях ставили фильм «Сталинград» 1943 года на самую высшую ступень военно-документального кино, считая, что ничего лучше в этом жанре еще не было снято.

Конечно же, первыми фильм увидели сами жители Сталинграда и те, кто находился здесь по долгу службы. В городе шли восстановительные работы, на открытых площадках демонстрировали фильм, который еще вчера был обычной жизнью города-героя.

Читайте так же: Как один маленький просчет Гитлера изменил ход Второй мировой войны: Сталинградское пекло

Пленные генералы для пользы фильма



Локация, в которой снималась современная версия фильма / ФОТО: www.meteo.livejournal.com

Локация, в которой снималась современная версия фильма / ФОТО: www.meteo.livejournal.com


Несмотря на то, что фильм был направлен на поднятие боевого духа и демонстрацию военной мощи Советского Союза, сценаристы и режиссеры стремились, прежде всего, к исторической справедливости. Так, вполне нормальным было использовать для съемок информацию, полученную от немецких военнопленных. Особенно ценной была информация, полученная от высокопоставленных военных.

В самом начале 1943 года в плен сдался генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, который впоследствии станет самым высокопоставленным военнопленным немецкой стороны. Разгром армии, которой командовал новоиспеченный фельдмаршал (Гитлер присвоил ему новое звание уже во время Сталинградской битвы), произвели удручающее впечатление на фашистскую Германию. Доколе ни один из высших чинов не сдавался в плен. Немудрено, если до Сталинграда шли исключительно наступательные операции со стороны фашистской Германии, а эта битва стала поворотной во всей военной кампании.

Сдача в плен немецкого фельдмаршала стала знаковой, вдруг стало отчетливо понятно, что войну против Союза не выиграть. Несмотря на то, что Паулюс не сразу стал сотрудничать с советской стороной, он внес определенные коррективы в сценарий фильма, прояснив ключевые фашистские позиции и точки. Позже, когда он уже окончательно принял сторону Советского Союза, он полноценно консультировал создателей фильма «Сталинградская битва», съемки которого проходили уже в послевоенное время.

Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах, генерал артиллерии армии Паулюса так же сдался в плен, причем независимо от своего главнокомандующего. Вместе с Паулюсом они оказывали консультационную помощь, но из показания и свидетельства влияли на концепцию фильма. Кто из фашистских генералов попал в советский плен в годы Великой Отечественной, и что с ними стало

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








2118
14.10.2023 20:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также