История и археология   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Наш блог в Instagram Наш канал в Яндекс Дзен


+1 0
0
-1 0
Разное    






Довольно странно, что в советское время история спасения военных лётчиков США силами гражданских моряков СССР не получила широкой огласки. Ведь это был настоящий подвиг и акт дружеского участия – в сильный шторм отправиться выручать потенциального врага, попавшего в ловушку холода и шторма. В результате уникальной поисково-спасательной операции в октябре 1978 года промысловикам судна «Мыс Сенявина» удалось уберечь жизнь десяти замерзающих в океане американцев.


Как американские лётчики оказались в океане

Самолёт ВМС США «Орион». /Фото: cont.ws

Самолёт ВМС США «Орион». /Фото: cont.ws


Самолёт «Орион» из эскадрильи Golden Eagle («Золотой Орёл») ВМС США вылетел с Аляски 27 октября для выполнения повседневных задач, связанных с патрулированием, разведкой, поиском и обнаружением подводных лодок СССР. На его борту находился экипаж из пятнадцати человек, включая командира – капитана военно-морских сил США Джерри Григсби.

После четырёх часов полёта, по распоряжению Грисби лётчики попытались запустить двигатель, бездействовавший весь путь, чтобы сэкономить топливо. Это решение привело к чрезвычайной ситуации: мотор воспламенился и целостность крыла оказалась под явной угрозой. В считанные минуты, уничтожив секретные документы, переодевшись в гидрокомбинезоны и подготовив спасательные боты, команда приготовилась к посадке самолёта в бушующий от шторма океан.
Пилотам удалось совершить «приводнение», однако последующий взрыв в месте возгорания, привёл к неминуемому затоплению машины. Прежде чем она погрузилась на дно, 13 человек из экипажа перебрались на надувные плоты; двое – командир Джерри Григсби и бортовой инженер Миллер – сделать этого не успели.

У чудом уцелевших людей вряд ли имелась надежда на второе спасение: холод, шторм, отсутствие связи и непрочность надувных ботов – все сокращало их шансы на выживание до минимума.

Как была организована операция по спасению американских лётчиков

Михаил Храмцов (справа) и командир сторожевого катера «Ретивый» Юрий Рыжков. /Фото: cont.ws

Михаил Храмцов (справа) и командир сторожевого катера «Ретивый» Юрий Рыжков. /Фото: cont.ws


К операции по поиску потерпевших авиакатастрофу лётчиков в равной степени подключились оба государства: и США, и СССР. Американцы использовали для обнаружения соотечественников подводную атомную лодку, находившуюся в зоне камчатского побережья, а также самолёты морской авиации, сторожевой корабль и катер. СССР со своей стороны, кроме атомной подлодки, предоставила для спасательных работ три корабля – сторожевые «Ретивый» и «Дунай», и рыболовецкое судно «Мыс Сенявина», которые оказался вблизи от места падения самолёта.

Условия поиска осложняли непогодой – в районе воздушной катастрофы был в разгаре сильный шторм со скоростью ветра до 20 м/с и волнами высотой до 7,5 метров. По словам руководителя поисково-спасательного мероприятия Михаила Петровича Храмцова, им ещё никогда не приходилось выходить в море с восьмибальной волной. Лишь благодаря мастерству и опыту своих командиров, сторожевые суда смогли оторваться в шторм от причала и на максимально возможной скорости отправиться в зону поиска.

И все же, несмотря на организационную слаженность операции, имелись все шансы не спасти людей. Причина – катастрофически большое расстояние, которое разделяло американских и советских военных с погибающими на плотах лётчиками. В такой ситуации оставалась надеяться только на гражданский экипаж промыслового судна «Мыс Сенявина», находившегося всего за 20-30 морских миль от запеленгованного квадрата бедствия.

Как Капитан Арбузов не побоялся встать перед восьмибальной волной

Траулер «Мыс Сенявина». /Фото: navalhistory.org

Траулер «Мыс Сенявина». /Фото: navalhistory.org


Команда рыболовецкого траулера, окончив работу, возвращалась к берегу, когда получила сообщение американского радиста с просьбой о помощи. Уведомив экипаж о случившемся и обсудив с ним дальнейшие действия, капитан судна Александр Арбузов отдал приказ на обратный курс. В восьмибальный шторм, игнорируя возможную опасность, судно изменило маршрут, чтобы через 55 км пути забрать на борт замерзающих граждан США.

Непосредственно в операции спасения участвовали семь моряков: механик Валерий Кухтин, старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также один пассажир – переводчик Хальзев. Именно они в непростых погодных условиях помогали американцам покидать ненадёжные боты и доставляли их на борт «Мыса Сенявина».

Чем завершилась операция по спасению американских лётчиков

Александр Арбузов (пятый слева) со спасёнными лётчиками в Лас-Вегасе (2004 г.). /Фото: cont.ws

Александр Арбузов (пятый слева) со спасёнными лётчиками в Лас-Вегасе (2004 г.). /Фото: cont.ws


Советские рыбаки успели спасти десять человек, которые после падения самолёта, провели в океане 12 часов. Четверых военных они сняли с одного плота и девять, среди которых находилось уже трое погибших, со второго, почти затонувшего бота. Примечательно, что члены лётного экипажа были обмотаны одним тросом: люди готовились только вместе – или спасаться или умирать.

Едва моряки переправили на судно обмороженных, заледенелых, почти невменяемых от сильнейшей качки американцев, как один из надувных плотов, попав в очередной раз под волну, пошёл на дно. Позже Александр Алексеевич Арбузов, описывая этот случай, сказал: «Не иначе как Бог помогал этим лётчикам», имея в виду ничтожность шансов как уцелеть в авиакатастрофе, так и выжить после стольких часов на холоде среди гигантских волн.

После эвакуации с ботов, отогретых одеялами и горячим чаем военных через несколько дней доставили в Петропавловск-Камчатский. На этом спасательная операция была успешно завершена. Лётчиков, которые провели некоторое время в госпитале под охраной, переправили в Японию, а оттуда довольно быстро они улетели в США.

Капитан Арбузов, получивший за участие в операции лишь медаль «За спасение утопающих», стал со временем Героем Социалистического Труда и лауреатом Государственной премии СССР. В начале 2000-х годов, после потепления отношений между Россией и США, Александр Алексеевич узнал, что является почётным членом эскадрильи «Золотых Орлов». Об этом ему сообщил в официальном письме Р. Н. Урбано – командующий Девятой авиаэскадрильей ВМС США Golden Eagle. Послание стало подтверждением того, что и через четверть века спасённые лётчики сохранили благодарность к тем, кто подарил им второе рождение.

Человеческие отношения между американцами и советскими людьми сохранялись в тех случаях, когда не случались конфронтации. Но бывало, когда доходило до крови. Однажды русские и американцы схлестнулись в воздушном бою: «случайная» трагедия 1944 года, к которой много вопросов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







6608
5.06.2020 10:31
В закладки
Версия для печати




Смотрите также