Промышленный дизайн   RSS-трансляция Читать в FaceBook Читать в Twitter Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Читать в Google+ Читать в LiveJournal


+1 0
0
-1 0
Дизайн    





Марианна Брандт была одной из немногих женщин в Баухаусе, а в мастерской по металлу она и вовсе оказалась первой – и единственной. Футуристические сервизы Брандт сегодня считаются предвестниками современного промышленного дизайна, изделия по ее проектам производятся на фабриках и по сей день. Но жизненный путь «железной леди» Баухауса был нелегким.


Металлический сервиз.

Металлический сервиз.


Марианна узнала о существовании Баухауса в 1923 году. Ей было тридцать лет, за плечами – два диплома Высшей школы изобразительного искусства Великого герцогства Саксония, по живописи и по скульптуре. Случайно попав на выставку «Государственный Баухаус: 1919 — 1923», Марианна была просто потрясена увиденным. Ей словно открылось великое знание, чему она должна посвятить свою жизнь. Вечером после посещения выставки она уничтожила все свои прошлые работы, а первого января 1924 года поступила в Баухаус в качестве студентки. Весь ее предыдущий художественный опыт здесь не имел значения: Марианне пришлось постигать науку дизайна с самых азов, с пропедевтических курсов.

Изделия Марианны Брандт.

Изделия Марианны Брандт.


Впоследствии Марианна утверждала, что пошла учиться дизайну отнюдь не под влиянием внезапного импульса – просто ее муж тоже занимался изобразительным искусством, а кому-то нужно было кормить семью, и Марианна решила сменить профессию на более перспективную.

Изделие Марианны Брандт.

Изделие Марианны Брандт.


Заварочный чайник.

Заварочный чайник.


Оказавшись в Баухаусе и превратившись из зрительницы в ученицу, Марианна испытала разочарование и растерянность. Ей не нравилась живопись Баухауса – она не чувствовала в ней возможности развития. Ей оказалось некомфортно в мастерской по тканям (где было основное «место женщин» в Баухаусе). Создание предметов мебели из дерева заинтересовало Марианну, но ей было слишком тяжело там физически. В конце концов Ласло Мохой-Надь, уже обучавший ее искусству фотоколлажа, предложил ей позаниматься в мастерской по металлу.

Металлический сервиз.

Металлический сервиз.


Металлический сервиз.

Металлический сервиз.


Как ученице, Марианне перепадала самая скучная работа, но ей казалось, что начало и не должно быть легким. На самом деле в мастерской изначально приняли ее недоброжелательно, но со временем Марианна доказала, что может управляться с металлом не хуже мужчин и снискала наконец уважение коллег.

Заварочный чайник, вид сверху.

Заварочный чайник, вид сверху.


Ситечко для заваривания чая.

Ситечко для заваривания чая.


Работа с металлом требовала не только интуиции, вкуса и стремления к творческим экспериментам, но и учета технологии изготовления, свойств материалов, функциональных особенностей предметов. Шел 1924 год. Как ни удивительно, именно проекты Марианны этого периода, периода неловкого ученичества, стали самыми известными – например, ее заварочный чайник.

Чайные пары из металла.

Чайные пары из металла.


Подставки и пресс-папье.

Подставки и пресс-папье.


Спустя год Марианна временно покинула Баухаус – первая европейская школа дизайна переживала сложные времена, перебираясь из Веймара в Дессау. Брандт вернулась к мужу в Париж, но не могла найти себе места. Сначала иррационально, а затем вполне осознанно она кромсала страницы журналов и газет – со стороны это выглядело, конечно, безумно. Марианна создавала коллажи, посвященные жизни современной женщины, желающей наслаждаться творчеством, знанием, свободной и сексом, но постоянно сталкивающейся с предрассудками, ограничениями и снисходительной мужской оценкой.

Коллажи Марианны Брандт.

Коллажи Марианны Брандт.


Коллажи Марианны Брандт.

Коллажи Марианны Брандт.


Коллажи Марианны Брандт.

Коллажи Марианны Брандт.


Когда Баухаус оправился после переезда, Марианне предложили студию в жилом корпусе и место в мастерской. Марианна начинает заниматься не только собственными проектами, но и организационной деятельностью, и в 1928 году оказывается во главе той мастерской, где ее поначалу считали «непригодной для работы». Разработки Брандт приносили ощутимый доход Баухаусу, ее учитель и вовсе считал, что большая часть успешных проектов Баухауса принадлежит Марианне. При таком колоссальном объеме работы она находила время и для дальнейшего обучения, выбрав в качестве очередной своей специализации фотографию.

Автопортрет и коллаж Марианны Брандт.

Автопортрет и коллаж Марианны Брандт.


Спустя год имя Марианны оказалось вписано в историю развития дизайн-теории. Она, почувствовав в себе достаточно сил и опыта, включилась в дискуссии о роли Баухауса в развитии искусства и промышленности. Наум Габо опубликовал критическую статью об их деятельности, назвав стиль Баухауса поверхностным и проиллюстрировав свои тезисы работами Брандт и ее мастерской. Марианна ответила программным текстом «Баухаус-стиль», где подчеркивала рациональный, исследовательский и практикоориентированный подход «инженеров-конструкторов» школы.

Лампы и щипцы для сахара.

Лампы и щипцы для сахара.


Настольные лампы.

Настольные лампы.


Настольная лампа.

Настольная лампа.


Но пару месяцев спустя Марианна решилась на уход их мастерской. Ее раздражало обилие административной работы и пустой болтовни, а ей хотелось заниматься дизайном. Ласло Мохой-Надь дал ей такие роскошные рекомендации, что прошлый директор школы, Вальтер Гропиус, без разговоров взял ее в свое проектное бюро в Берлине, но проработала она там всего полгода – по непонятной причине Гропиус, в целом хваливший ее, перестает назначать ее на проектирование работ по заказам.

Изделия Марианны Брандт.

Изделия Марианны Брандт.


Изделия Марианны Брандт.

Изделия Марианны Брандт.


Марианна уходит на фабрику Руппельверк, где ситуация для нее оказывается еще хуже – она теряет и творческую свободу, и какое бы то ни было творческое общение. Однако сама фабрика многим обязана Марианне, успешно развивавшей там идеи Баухауса.

Подставки для книг.

Подставки для книг.


Стол и часы.

Стол и часы.


В начале тридцатых годов в Германии случился экономический кризис, Баухаус был закрыт нацистским правительством и его бывшие работники, оставшиеся в Германии, потеряли всякую возможность найти нормальную работу. Марианна рассталась с мужем, ее занятия масляной живописью не приносили ей ни дохода, ни известности. В 1945 году был разрушен при бомбардировке ее дом и потеряна большая часть архива…

Люстры по проектам Марианны Брандт.

Люстры по проектам Марианны Брандт.


Вальтер Гропиус, сумевший эмигрировать в США, поддерживал ее нехитрыми посылками – мука, сахар, гвозди… Марианна была до слез благодарна ему даже за эти мелочи.

Подставка для салфеток.

Подставка для салфеток.


В ГДР негативно относились к деятельности Баухауса, но Марианна осталась там и даже преподавала промышленный дизайн в Дрезденской школе искусств – правда, недолго. При этом продукция по проектам Брандт производилась в Италии – но дизайнер не получила ни гроша за нее.

Композиция Марианны Брандт, первые годы обучения в Баухаусе.

Композиция Марианны Брандт, первые годы обучения в Баухаусе.


Несмотря на все тяготы и сложности, Марианна Бранд прожила долгую жизнь, а как дизайнер – вечную. Она умерла в возрасте восьмидесяти девяти лет, а посуда по ее проектам производится и по сей день.

Коллаж Марианны Брандт.

Коллаж Марианны Брандт.


Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:




Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:







5680
9.08.2019 22:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также