Арт   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Арт    



Пять картин-аллегорий, написанных в соавторстве Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом всегда вызывали особый интерес. Это своеобразное историческое свидетельство, выполненное в художественных образах - реальных и мифических. Причем в таком количестве, что у зрителя буквально глаза разбегаются.


Эти полотна относительно небольших размеров: 64 х 110 см, что дает возможность предполагать, они создавались не для украшения домов богатых заказчиков, а скорее всего эти картины, чрезмерно насыщенные различными предметами и деталями, могли служить родителям (самим художникам) как руководство в образовании собственных детей.

Ян Брейгель Старший, портрет кисти Рубенса (фрагмент семейного портрета художника); Питер Пауль Рубенс, автопортрет.

Ян Брейгель Старший, портрет кисти Рубенса (фрагмент семейного портрета художника); Питер Пауль Рубенс, автопортрет.


Более 25-лет этих выдающихся мастеров объединяла не только крепкая дружба, но и плодотворный творческий союз. Множество картин было написано художниками в соавторстве. При чем Рубенс писал образы людей на полотнах, а Ян Брейгель, сын знаменитого родоначальника династии Брейгелей, Питера,- прекрасные фоны.

Читайте об этом: Мужская дружба великих художников: что объединяло Рубенса и Яна Брейгеля Старшего.

Аллегория слуха


Аллегория слуха. Ян Брейгель Бархатный и Питер Пауль Рубенс.

Аллегория слуха. Ян Брейгель Бархатный и Питер Пауль Рубенс.


Так, в центре полотна «Слух» видим поющую обнаженную Венеру, в руках держащую струнный щипковый инструмент, а рядом сынишка Купидон усердно подпевает и перелистывает ноты. Слева расположен олень, навостривший уши и внимательно слушающий мелодию, а заодно и прислушивается, нет ли каких-либо сигналов опасности. За фигурой Венеры сидит попугай, по всей видимости он также пытается не то подпевать, не то передразнивать поющих.

Аллегория слуха. Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.

Аллегория слуха. Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.


А взъерошенному коту, сидящему под стулом, это музицирование совсем не по душе, он дождаться не может, когда все поющие умолкнут.

Аллегория слуха. Фрагмент.

Аллегория слуха. Фрагмент.


В правой части полотна можем наблюдать обилие различных музыкальных предметов, способных подавать какие-либо звуки. Здесь часы с боем и охотничий рог, свисто и манок, обилие различных колокольчиков и музыкальная шкатулка. Рядом со столом — арфа и труба.

Аллегория слуха. Фрагмент.

Аллегория слуха. Фрагмент.


На заднем плане вверху галерея часов, над которой большое полотно с изображением играющего на волшебной лире Орфея. У ног героя расположились звери и слушают музыку.

Аллегория слуха. Фрагмент.

Аллегория слуха. Фрагмент.


В левой части полотна особый стол с пюпитрами и разложенными на них нотами. Ближе к зрителю струнные смычковые музыкальные инструменты: контрабас, виолончель, альт, скрипка. У левого края полотна виден открытый клавесин, под ним — барабан, на полу — труба, очень напоминающая современный тромбон. На полу лежат духовые инструменты: рожок, флейта, сиринга.

Аллегория слуха. Фрагмент.

Аллегория слуха. Фрагмент.


На полу рассыпаны листы с нотами. И что любопытно, ноты выписаны так четко, что по ним можно сыграть мелодию.

В глубине левой части полотна - репетиция: три певицы, контрабасист, два флейтиста, лютнист. Пейзаж в центральной части за окном как бы не связан со слухом, но слева в окне видны трубы: кому и для чего они трубят - неизвестно.

Аллегория слуха. Фрагмент.

Аллегория слуха. Фрагмент.


Аллегория зрения


Аллегория зрения. (1617 год). 65 х 110 см. Прадо, Мадрид, Испания. Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший.

Аллегория зрения. (1617 год). 65 х 110 см. Прадо, Мадрид, Испания. Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший.


В центре картины «Зрение» — снова Венера и Купидон. Правой рукой маленький герой поддерживает полотно в раме, как бы показывая его Венере, а та поясняет ему, что на этой картине изображено исцеление слепого в Вифсаиде.

Аллегория зрения. Фрагмент.

Аллегория зрения. Фрагмент.


Это самое насыщенное полотно соавторов. Чего здесь только нет, каких предметов и деталей не задействовали художники в этой работе? Приглядевшись, можно увидеть телескоп, циркуль, предмет, похожий на секстант и еще множество различных астрономических инструментов. А на столе перед Венерой и Купидоном — различные медальоны, цепочки, увеличительное стекло. У ног богини лежит большой кошель, из которого рассыпались серебряные и золотые монеты.

 Аллегория зрения. Фрагмент.

Аллегория зрения. Фрагмент.


А еще картина буквально перенасыщена произведениями искусства - картинами, скульптурами, бюстами древнеримских и древнегреческих философов, полководцев, а также книгами - одним словом всем тем, что способно воспринимать лишь зрение человека.

И нужно отметить, что это творение представляет собой модное по тем временам направление в живописи - "картины в картине". Художники воспроизвели на холсте множество собственных работ. Это «Охота на тигров», «Двойной портрет Альберта и Изабеллы», «Вакханалия», «Портрет герцога Лерма» и другие работы Рубенса, «Мадонна в цветах» Рубенса и Брейгеля и еще несколько живописных работ самого Брейгеля.

 Аллегория зрения. Фрагмент.

Аллегория зрения. Фрагмент.


Присмотревшись, можно увидеть, что здесь даже мартышки играют очками и подзорной трубой.

Аллегория осязания


Осязать — касаться, ощущать физически. В картине «Осязание» ярким пятном является материнский поцелуй, как самое сильное ощущение осязания: Венера, нежно обняв, целует сынишку Купидона. А тот, коварный сорванец, даже в объятьях матери он не снимает колчан со своими отравленными любовью стрелами.

Аллегория осязания. Автор: Ян Брейгель Бархатный.(Написана совместно с Рубенсом).

Аллегория осязания. Автор: Ян Брейгель Бархатный.(Написана совместно с Рубенсом).


Вокруг двух главных персонажей - множество старинных предметов, имеющих отношение к осязанию. Прежде всего — блестящие хирургические инструменты и катушка с нитками. А еще ножовка, которая относится не то к медицинским инструментам (для ампутации конечностей), не то к столярным. Слева в глубине картинной плоскости — переносной горн с горящими углями, который служит предостережением: касаться нельзя, будет ожог!

Аллегория осязания.  Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.

Аллегория осязания. Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.


Вблизи можно рассмотреть арбалет, копье — орудия уничтожения противника, ранящие или убивающие его, причиняющие ему физические страдания, боль. Левее — гора металлических доспехов: нагрудников, наплечников, наколенников, шлемов … Все, что могло уберечь воина от смерти в бою. Однако на полотне все эти атрибуты выглядят кучей ненужного хлама.

Аллегория осязания. Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.

Аллегория осязания. Фрагмент. Автор: Ян Брейгель Бархатный.


В глубине картинной плоскости — кузница. Слева все то, что вышло из-под наковальни кузнеца и молота чеканщика: собранные новые рыцарские латы, копья, щиты, мечи, отлитый колокол.

 Осязание. Фрагмент «Кузница».

Осязание. Фрагмент «Кузница».


А вернувшись к образам Венеры и Купидона, позади них на стене видим картины с изображением физических страданий. Самая большая — «Страшный суд», где изображен Рай и Ад, есть здесь и Распятие Христа, а также множество других, воплощающих человеческое страдание. Почти у самого правого края картины, на столе лежит треххвостая плетка — инструмент воспитания подрастающего поколения.

Одним словом художники хотели подчеркнуть своей аллегорией: Осязание — это радость и грусть, это нежность и боль, это жизнь и смерть…

Аллегория вкуса


 Аллегория вкуса. (1618 год). 64х109 см. Прадо, Мадрид, Испания. Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший.<br><br>В центре полотна — роскошно накрытый стол, за которым козлоногий Пан пытается соблазнить нимфу Сирингу. А чтобы усыпить ее бдительность, подливает ей вино из громадного кувшина в потир. Стол буквально завален соблазнителем снедью: устрицы, жареный гусь, жареная курица, омары, жареные мелкие птички, пироги с дичью; на десерт приготовлено блюдо с персиками и засахаренными фруктами. <br><br>По всей видимости, Сиринга отсутствием аппетита не страдает, так как довольно упитана, поэтому одним вином Пану обойтись не удастся.<br><br>Нимфа выглядит довольно упитанной, то есть у нее вполне здоровый аппетит. Отсюда и количество еды, заготовленной соблазнителем. И, конечно, всё это очень вкусно и очень привлекательно. Перед столом на полу стоит корзина с виноградом, лежит разрезанная тыква, здесь же омар, краб, артишок (всё для пробуждения желания; видимо, одного вина недостаточно). Слева — копия картины Яна Брейгеля Старшего «Гирлянда фруктов и цветов вокруг аллегории плодородия» (Морицхиюс, Гаага, Нидерланды). Рядом с картиной — громадные куски рыбы, целая рыба помельче, под самой рамкой примостились раки. В корзине — фрукты, два кувшина (надо полагать — с вином) стоят в медном жбане. У левого обреза картины — нечто вроде сервировочного столика. На нём — кубки, кувшины и подготовленные к подаче на стол блюда — одно с малиной, второе — с замысловатым печеньем. В проёме двери, ведущей на кухню, стоит пёс, наблюдающий за странной парой. В кухне ярко пылает камин, перед ним поварёнок крутит вертела с поросятами, а ближе к зрителю повар насаживает на шампур очередную партию кур. У входа в кухню на полу — капуста, неразделанная рыба и что-то ещё. Справа, ближе к краю полотна — охотничьи трофеи: пернатая и копытная дичь. Здесь и заяц, и павлин, и кабан, и рябчик. Ещё чуть-чуть — все они плавно перетекут на кухню, а потом на вертела. Подальше от зрителя — та же еда, только в живом виде на воле, в лесу. Она (еда) ещё не подозревает о том, какая участь ей приготовлена. Над всем этим великолепием — две картины: «Брак в Кане Галилейской» и «Деревенская пирушка». Свадебный пир в Кане выглядит несколько скучновато (правда, просматриваются пироги с лебедями). А вот в деревне крестьяне могут и любят поесть — там обилие еды: стол завален, на огне ещё три жбана варева. Любой зритель может представить себе, что какой-то кусочек пищи попадает ему в рот, рождая при этом свои ощущения — свой вкус. И этот вкус будет сопровождать его всю жизнь (до самого глубокого склероза)…<br><br>Автор: Борис Рохленко <br>Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/75928/<br>© Shkolazhizni.ru<br><br>[IMG=https://kulturologia.ru/files/u21941/219413855.jpg ALT="Аллегория вкуса. Фрагмент.

Аллегория вкуса. (1618 год). 64х109 см. Прадо, Мадрид, Испания. Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший.

В центре полотна — роскошно накрытый стол, за которым козлоногий Пан пытается соблазнить нимфу Сирингу. А чтобы усыпить ее бдительность, подливает ей вино из громадного кувшина в потир. Стол буквально завален соблазнителем снедью: устрицы, жареный гусь, жареная курица, омары, жареные мелкие птички, пироги с дичью; на десерт приготовлено блюдо с персиками и засахаренными фруктами.

По всей видимости, Сиринга отсутствием аппетита не страдает, так как довольно упитана, поэтому одним вином Пану обойтись не удастся.

Нимфа выглядит довольно упитанной, то есть у нее вполне здоровый аппетит. Отсюда и количество еды, заготовленной соблазнителем. И, конечно, всё это очень вкусно и очень привлекательно. Перед столом на полу стоит корзина с виноградом, лежит разрезанная тыква, здесь же омар, краб, артишок (всё для пробуждения желания; видимо, одного вина недостаточно). Слева — копия картины Яна Брейгеля Старшего «Гирлянда фруктов и цветов вокруг аллегории плодородия» (Морицхиюс, Гаага, Нидерланды). Рядом с картиной — громадные куски рыбы, целая рыба помельче, под самой рамкой примостились раки. В корзине — фрукты, два кувшина (надо полагать — с вином) стоят в медном жбане. У левого обреза картины — нечто вроде сервировочного столика. На нём — кубки, кувшины и подготовленные к подаче на стол блюда — одно с малиной, второе — с замысловатым печеньем. В проёме двери, ведущей на кухню, стоит пёс, наблюдающий за странной парой. В кухне ярко пылает камин, перед ним поварёнок крутит вертела с поросятами, а ближе к зрителю повар насаживает на шампур очередную партию кур. У входа в кухню на полу — капуста, неразделанная рыба и что-то ещё. Справа, ближе к краю полотна — охотничьи трофеи: пернатая и копытная дичь. Здесь и заяц, и павлин, и кабан, и рябчик. Ещё чуть-чуть — все они плавно перетекут на кухню, а потом на вертела. Подальше от зрителя — та же еда, только в живом виде на воле, в лесу. Она (еда) ещё не подозревает о том, какая участь ей приготовлена. Над всем этим великолепием — две картины: «Брак в Кане Галилейской» и «Деревенская пирушка». Свадебный пир в Кане выглядит несколько скучновато (правда, просматриваются пироги с лебедями). А вот в деревне крестьяне могут и любят поесть — там обилие еды: стол завален, на огне ещё три жбана варева. Любой зритель может представить себе, что какой-то кусочек пищи попадает ему в рот, рождая при этом свои ощущения — свой вкус. И этот вкус будет сопровождать его всю жизнь (до самого глубокого склероза)…

Автор: Борис Рохленко
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/75928/
© Shkolazhizni.ru

[IMG=https://kulturologia.ru/files/u21941/219413855.jpg ALT="Аллегория вкуса. Фрагмент.


Аллегория вкуса. Фрагмент.

Аллегория вкуса. Фрагмент.


Аллегория обоняния



 «Обоняние». Питер Рубенс, Ян Брейгель,

«Обоняние». Питер Рубенс, Ян Брейгель,


На цветочной лужайке великолепного сада видим как милый мальчик Купидон преподнёс Венере букет цветов, а она с наслаждением вдыхает их аромат. И надо полагать, весь сад, утонувший в цветах, благоухает божественными запахами.

«Обоняние». Фрагмент.

«Обоняние». Фрагмент.


У ног богини разложены стеклянные бутылочки и баночки с различными снадобьями, а рядом лежат зверюшки: морская свинка и тангалунга, в глубине полотна можем видеть оленей, которые также в своих железах имеют ароматное вещество. А что бы означала на этой картине собака? Вероятно, этот образ использовали из-за чувствительности собачьего носа к запахам.

«Обоняние».Фрагмент.

«Обоняние».Фрагмент.


Да и к тому же в глубине полотна на горящих углях, источая тонкие ароматические флюиды, стоит сосуд с заваренными травами и цветами. Их готовят девушки, собирающие лепестки роз.

«Обоняние».Фрагмент.

«Обоняние».Фрагмент.


А, что уж говорить об изобилии цветов на картине, радующих глаз. Слева, высоченная мальва, пониже — тюльпаны, пионы, гвоздики, ромашки, бархатцы, нарциссы, ирисы, вверху справа — сирень. И все это буйство флоры источает божественный аромат.

В продолжении темы об аллегориях читайте: Аллегорические полотна с историческим подтекстом белорусского художника Мая Данцига.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








8144
21.07.2019 02:15
В закладки
Версия для печати




Смотрите также